Решение по делу № 2а-1905/2019 от 26.08.2019

Дело № 2а-1905/2019

75RS0023-01-2019-002106-47

РЕШЕНИЕ (не вступило в заколнню силу)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2019 года г. Чита

Судья Черновского районного суда г. Читы Малахова Е.А., при секретаре Лебедевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, с помощью системы видеоконференцсвязи, административное дело по административному иску Чупрова А.В. к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконными действий ответчика, об обязании устранить допущенное нарушение,

установил:

Административный истец Чупров А.В. обратился в суд с административным исковым требованием к Федеральной службе исполнения наказаний России, в связи с тем, что он отбывает наказание в ИК-5 ФКУ ОИК -36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в то время как до момента совершения преступления и осуждения он проживал с семьей в Забайкальском крае. Считает, что нарушены его права, поскольку его мать (инвалид по зрению) и его жена не имеют возможности с ним видеться, т.к. поездка в Красноярский край для них очень дорогостоящая, соответственно и он не имеет возможности увидеть своих родных и близких, это нарушает его социальные и семейные связи, затрудняет свидания с родственниками, а административный ответчик формально рассматривает его заявления о переводе для дальнейшего отбывания наказания в ближайшее к месту жительства его родственников исправительное учреждение. Истец Чупров А.В. неоднократно обращался к администрации колонии Красноярского края, где отбывает наказание с просьбой перевести его на аналогичные условия содержания в Забайкальский край, однако ему в этом было отказано.

Чупров А.В. обжалует ответ ФКУ ИК-5 ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю за № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ему отказано в переводе для дальнейшего отбывания наказания ближе к месту жительства, просит суд признать незаконными действия ответчика ФСИН России, обязать устранить допущенное нарушение.

В судебном заседании истец Чупров А.В. исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик ФСИН России доверяет представление своих интересов -УФСИН России по Забайкальскому краю.

Представитель УФСИН России по Забайкальскому краю Петренко А.М., исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

Заинтересованное лицо ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, до момента ареста истец Чупров А.В. проживал по адресу: <адрес>. Приговором <данные изъяты> районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ Чупров А.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст.228.1 УК РФ и ему назначено наказание с применением ст. 64 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 5 лет, с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу- ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ____).

Согласно информации УФСИН России по Забайкальскому краю за от ДД.ММ.ГГГГ, лимит наполнения, согласно приказу Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ, на день этапирования осужденного Чупрова А.В. составлял: - ФКУ ИК- <адрес> -868 мест, в том числе строгий режим -790 мест; - ФКУ ИК г. Читы -1398 мест, в том числе строгий режим – 1128 мест. Численность осужденных строгого режима по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила: -ФКУ ИК- -826 человек; - ФКУ ИК -1182 человека. В связи с превышением фактической численности осужденных, отбывающих наказание в ИК строгого режима, над установленным лимитом наполнения данных исправительных учреждений, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 73 УИК РФ на основании указания ФСИН России № исх. - от ДД.ММ.ГГГГ, осужденный Чупров А.В. был направлен - ДД.ММ.ГГГГ для отбывания наказания в распоряжение ГУФСИН России по Красноярскому краю (л.д.___).

Таким образом, на момент направления осужденного Чупрова А.В. в исправительное учреждение для отбывания наказания в двух исправительных колониях строгого режима Забайкальского края лимит наполнения был превышен, в связи, с чем, данный осужденный был направлен в распоряжение ГУФСИН России по Красноярскому краю, где имелись условия для размещения.

Статья 55 (часть3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого в силу статьи 43 УК РФ состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

Устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Исполнение этого наказания изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими людьми и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 155-О).

В соответствии с частью 1 статьи 75 УИК РФ порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Данные нормы направлены на индивидуализацию наказания и дифференциацию условий его отбывания с учетом характера преступления, его опасности для защищаемых Конституцией Российской Федерации и уголовным законом ценностей, интенсивности, причин и иных обстоятельств его совершения, а также данных о лице, его совершившем, и тем самым создают предпосылки для достижения целей наказания, которыми согласно части второй статьи 43 УК Российской Федерации являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2009 года N 59-О-О, от 23 сентября 2010 года N 1218-О-О и от 16 декабря 2010 года N 1716-О-О).

При этом, по общему правилу, осужденные к лишению свободы, за исключением лиц, указанных в части 4 статьи 73 УИК РФ, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены; осужденные к лишению свободы отбывают весь срок наказания в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения (часть первая статьи 73 и часть первая статьи 81 УИК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 73 УИК РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Разъясняя данные законоположения, Конституционный Суд РФ в Определении от 16 декабря 2010 года N 1700-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Т. на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" указал, что часть вторая статьи 73 УИК Российской Федерации в системной связи с частью первой той же статьи допускают возможность направления осужденных для отбывания наказания за пределы субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, в случае отсутствия в данном субъекте Российской Федерации исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях. Указанные нормы корреспондируют положениям международных правовых актов, регламентирующих права осужденных, в частности Европейским пенитенциарным правилам (2006 год), согласно которым заключенные должны по возможности направляться для отбытия наказания в пенитенциарные учреждения, расположенные вблизи от дома или мест социальной реабилитации. Названные правила имеют рекомендательный характер и подлежат реализации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей (часть четвертая статьи 3 УИК Российской Федерации).

Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения (утверждена Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 декабря 2005 года N 235), действовавшей на период возникновения рассматриваемых правоотношений (далее - Инструкция) предусматривалось, что направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения, их перевод в другие исправительные учреждения осуществляются на основании приговоров либо изменяющих их определений или постановлений судов, вступивших в законную силу (п. 3); направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, осуществляется, как правило, в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали либо были осуждены (п. 5); при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях, осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (п. 6); осужденные за преступления, предусмотренные перечисленными в части четвертой статьи 73 УИК РФ статьями уголовного закона, как правило, направляются для отбывания наказания в пределах субъекта Российской Федерации, где они были осуждены; в случае невозможности содержания таких лиц по месту осуждения они направляются для отбывания наказания в другой субъект Российской Федерации по решению ФСИН России (пункт 8).

В соответствии с частью второй статьи 81 УИК РФ, пунктами 10, 11 Инструкции перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении; вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии вышеуказанных оснований по заявлению осужденных и (или) их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.

Судом установлено, что осужденный Чупров А.В. был направлен для отбывания наказания в исправительное учреждение, где имелись условия его размещения, в связи с отсутствием условий для его размещения по месту осуждения (жительства); это соответствует требованиям уголовного исполнительного законодательства; при этом, место отбывания осужденным наказания определено административным ответчиком не произвольно; соответствует приговору суда.

Осужденные к лишению свободы, как правило, должны отбывать наказание в одном исправительном учреждении. Предусмотренных статьей 81 УИК РФ оснований для перевода административного истца Чупрова А.В. в другое исправительное учреждение, не установлено; причин для этого, в том числе медицинских противопоказаний, иных исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению административного истца в данной колонии, не установлено.

Административный истец не лишен возможности иметь свидания с близкими и родственниками, получать почтовые отправления, вести телефонные переговоры; права административного истца нельзя полагать нарушенными.

При таких данных, суд полагает возможным в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Само по себе местоположение ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю и его удаленность от места жительства осужденного и его близких родственников (Забайкальский край) о нарушении административным ответчиком статьи 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 года) не свидетельствуют; непреодолимые препятствия для административного истца иметь свидания с близкими и родственниками, получать почтовые отправления, вести телефонные переговоры, которые регламентированы нормами УИК РФ и не зависят от места нахождения исправительного учреждения, не установлены; оспариваемые действия (бездействие) не противоречат государственной политике сохранения семьи; оснований полагать, что в отношении административного истца и членов его семьи допущено чрезмерное вмешательство государства в личную (семейную) жизнь, не имеется.

При рассмотрении данного дела, в силу требований п.2 ч.9 ст.226 КАС РФ, суд, кроме прочего, выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно положений ст.ст.218, 219 КАС РФ гражданин может обратить с заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В ходе рассмотрения дела представителем ответчика Петренко А.М. указано на пропуск срока для обращения в суд за защитой нарушенного права административным истцом Чупровым А.В., суд полагает возможным согласиться с данным заявлением по следующим основаниям.

Судом были истребованы документы по факту обращения с данным вопросом административным истцом. Предоставлены ответы ИК-5 ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю в отношении Чупрова А.В, за № от ДД.ММ.ГГГГ на от ДД.ММ.ГГГГ, за № от ДД.ММ.ГГГГ, и обжалуемый ответ за № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, все обращения истца Чупрова А.В. датированы 2019 годом, в то время как он был этапирован для отбывания наказания в Краснояркий край - ДД.ММ.ГГГГ, с административным исковым заявлением обратился в суд – ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

р е ш и л :

В удовлетворении административных исковых требований Чупрова А.В. к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в направлении ответа ИК-5 ФКУ ОИК-36 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю за № от ДД.ММ.ГГГГ осужденному Чупрову А.В. об отказе в переводе для дальнейшего отбывания наказания в исправительном учреждении строгого режима Забайкальского края, об обязании устранить допущенное нарушение и произвести перевод осужденного Чупрова А.В. из колонии строго режима ИК-5 ФКУ ОИК-36 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю в колонию строгого режима, находящуюся на территории Забайкальского края, отказать

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Черновский районный суд г. Читы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Малахова Е.А.

Полное мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 12.11.2019.

2а-1905/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чупров Андрей Владимирович
Ответчики
Управление Федеральной службы исполнения наказаний Росии по Забайкальскому краю
Федеральная служба исполнения наказания России
Другие
ФКУ ОИК-36 ИК -5 ГУФСИН России по Красноярскому краю
Суд
Черновский районный суд г. Чита
Судья
Малахова Е.А.
Дело на сайте суда
chernovski.cht.sudrf.ru
26.08.2019Регистрация административного искового заявления
27.08.2019Передача материалов судье
29.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
02.10.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2019Судебное заседание
25.10.2019Судебное заседание
31.10.2019Судебное заседание
09.04.2020Регистрация административного искового заявления
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
14.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2020Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
05.02.2020Судебное заседание
31.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее