Дело № 2-2472/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Хабаровск 22 июня 2022 года
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Белоусовой О.С.,
с участием помощника прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска – Шаповалова Д.С., истца Алейниковой Е.А., представителя ответчика Леонова А.К., при секретаре Романской О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснофлотского района города Хабаровска в интересах ФИО12, действующей также в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО13 к администрации города Хабаровска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Хабаровска обратился в суд в интересах Алейниковой Е.А., действующей в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО13 к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Краснофлотского района г.Хабаровска в результате обращения Алейниковой Е.А., выявлены нарушения жилищного законодательства. Прокуратурой установлено, что Алейникова Е.А. является дочерью ФИО5, которая в свою очередь заключила с администрацией г.Хабаровска договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении трехкомнатной квартиры общей площадью 68,9 кв.м. в том числе жилой 48,2 кв.м. по адресу: <адрес>. Согласно положениям договора социального найма членами семьи ФИО5, в том числе, являются: Алейникова Е.А. (дочь), ФИО3 (внучка), ФИО4 (внучка), ФИО13 (правнук). Члены семьи нанимателя имеют равные с нанимателем права и обязанности. ДД.ММ.ГГГГ заключением межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, жилой многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением мэра г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ № указанный жилой многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Вместе с тем, жилое помещение Алейниковой Е.А., несовершеннолетним ФИО3, ФИО4, ФИО13 не предоставлено. При этом указанные лица до признания вышеуказанного дома аварийным и подлежащим сносу состояли на учете в администрации города Хабаровска как малоимущие и нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Просит обязать администрацию города Хабаровска незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу представить Алейниковой Е.А., несовершеннолетним ФИО3, ФИО4, ФИО13 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма жилого помещения, равнозначное ранее занимаемому общей площадью не менее 68,9 кв.м. пригодное для проживания в пределах территории городского округа «Город Хабаровск» Хабаровского края, отвечающее установленным санитарно-гигиеническим требованиям.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле третьими лицами привлечены ФИО24, ФИО16, ФИО17 в лице законного представителя Чиняевой Д.В., Д.В., Эбингер Я.В.
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с законом, просили о рассмотрении дела в отсутствие. Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Помощник прокурора Шаповалов Д.С., исковые требования поддержал, настаивая на их удовлетворении с учетом уточнений, пояснив, что исполнение решения суда должно быть установлено незамедлительно, поскольку таким образом ранее уже устанавливалось исполнение апелляционной инстанцией. Полагает, что в данном случае, также имеются критерии незамедлительности исполнения судебного решения. В части требований о предоставлении жилого помещения, полагает, что поскольку истец признана малоимущей и нуждающейся, а жилой дом аварийным и подлежащим сносу, соответственно, имеются основания для удовлетворения требования.
В судебном заседании истец Алейникова Е.А. поддержала исковые требования, пояснив, что она понимает значение заявленных прокурором исковых требований, поддерживает требования, о компенсационном характере предоставляемого взамен жилья, ей разъяснено прокурором, как и о том, что в расчет будут приниматься все члены семьи нанимателя для целей обеспечения жилья. В настоящее время жилье признано аварийным и не пригодным для проживания, жилой дом подлежащим сносу, она с несовершеннолетними поставлена на учет нуждающихся и являясь членом семьи нанимателя, при условии, что наниматель не возражает против подачи иска, вправе заявлять настоящие требования.
Представитель ответчика Леонов А.К. исковые требования не признал, по доводам, изложенным в письменном отзыве. Дополнительно пояснила, что в квартире имеют регистрацию иные лица, в договоре социального найма также фигурируют лица, с учетом которых заключен договор найма как членов семьи. Данные лица утратившими право пользования не признаны, с регистрационного учета не снимались. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, признании жилого помещения непригодным для проживания регулируются статьями 86, 87, 89 ЖК РФ, которые предусматривают обязанность по предоставлению жилья равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Таким образом, предоставление гражданам в связи с признание жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Право граждан на жилище закреплено частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности, в том числе, они возникают вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10 Жилищного кодекса РФ).
Защита жилищных прав осуществляется судом, в том числе, путем признания жилищного права (статья 11 Жилищного кодекса РФ).
Как усматривается из материалов дела, следует из реестра (учета) жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> является муниципальной собственностью на основании постановления главы администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ №.
В отношении квартиры заключен договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № между ФИО5 и администрацией <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение на основании указанного договора вселены следующие члены семьи (п.3): дочь – Алейникова Е.А., дочь – ФИО21, дочь – Чиняева Д.В., внучка ФИО3, внучка ФИО8, внук ФИО6, внучка ФИО4, внук ФИО14, внучка ФИО10, правнук ФИО13, правнук ФИО11
В <адрес> имеют регистрацию в настоящее время – ФИО22, ФИО23, Эбингер Я.В., ФИО27 (ФИО5) Д.В., ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), ФИО14 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), ФИО10 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), ФИО13 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), ФИО11 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), ФИО24, (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), ФИО16 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.)., ФИО17 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.)
На основании постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Алейникова Е.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма составом семьи четыре человека (в том числе ФИО3, ФИО4, ФИО13).
Решением городской комиссии ФИО25 признана малоимущей в целях постановки на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, что оформлено протоколом № (извещение № от ДД.ММ.ГГГГ) – постановление администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ №.
Алейникова Е.А. обратилась в прокуратуру Краснофлотского района г.Хабаровска с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ для защиты своих жилищных прав, а также для защиты жилищных прав несовершеннолетних детей. Исходя из сведений БТИ, а также сведений из Росреестра, за Алейниковой Е.А. и членами её семьи, права на объекты недвижимого имущества до ДД.ММ.ГГГГ не регистрировались, как и не регистрировались права на объекты недвижимого имущества после указанной даты.
Согласно технического паспорта, квартира имеет общую площадь 68,9 кв.м.
Согласно ст.15, ч.1 ст.8 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.57, ст.87 ЖК РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди возможно только в случае если жилое помещение, в котором проживают граждане, признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.
Согласно ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47.
Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Из указанных правовых норм следует, что решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также подлежащими капитальному ремонту действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда.
В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания необходимо наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В силу п.42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п.49 Положения на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 47 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В соответствии со ст.60 ГПК РФ допустимым доказательством непригодности муниципального жилого помещения может быть только распоряжение органа местного самоуправления, принятого на основании заключения межведомственной комиссии.
Как следует из материалов дела, заключением городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ заключением межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, жилой многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, до настоящего времени Алейникова Е.А., являющаяся членом семьи нанимателя, а следовательно, имеющая равные с нанимателем права на обеспечение жилым помещением, жилое помещение не получила.
В соответствии со статьей 5 Федерального Закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. На основании статьи 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Принимая во внимание изложенные правовые нормы, суд полагает необходимым при рассмотрении дела руководствоваться нормами ЖК РФ.
Согласно статье 29 (часть 1 пункта 2) Жилищного кодекса РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Аналогичная норма содержится и в новом Жилищном кодексе РФ, при этом по сравнению с нормой статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР круг случаев обеспечения жильем на основании «непригодности» более расширен.
Согласно статье 57 часть 2 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Если статья 37 Жилищного кодекса РСФСР связывала непригодность жилого помещения к проживанию как основание для внеочередного предоставления только со стихийными бедствиями, то статья 57 Жилищного кодекса РФ такого ограничения не содержит – независимо от причин, приведших к аварийному состоянию дома, граждане имеют право на внеочередное предоставление им другого жилья.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 54 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 23 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 года № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», решение о признании гражданина малоимущим принимается уполномоченным органом местного самоуправления по указанным в заявлении сведениям о доходах и стоимости имущества в случае, если расчетная площадь жилого помещения, которую семья (одиноко проживающий гражданин) сможет приобрести в порядке, определяемом статьей 22 настоящего закона, менее площади жилого помещения, предоставляемой семье (одиноко проживающему гражданину) по норме предоставления площади жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, действующей в данном муниципальном образовании.
Содержащиеся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ положения о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенных жилых помещений гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, закрепляют особенности реализации их жилищных прав.
Согласно пункту 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 15, частью 1 статьи 8 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно статье 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно статье 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно части 2 статьи 89 Жилищного кодекса РФ если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Таким образом, Жилищным Кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 01 марта 2005 года, устанавливается, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
При таких основаниях, учитывая, что Алейникова Е.А. признана малоимущей, нуждающейся, а жилое помещение, предоставленное по основаниям социального найма, признано аварийным и подлежащим сносу, имеются все правовые основания для удовлетворения требований прокурора в части предоставления Алейниковой Е.А. благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма, но с учетом обеспечения всех лиц, включенных в договор социального найма как членов семьи нанимателя, а также с учетом самого нанимателя, не выразившего возражений относительно заявленных членом своей семьи требований.
Учитывается при этом и тот факт, что в настоящее время состав семьи состоит из 12 человек, соответственно, при возникновении у Алейниковой Е.А. прав на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, жилое помещение подлежит предоставлению с учетом заинтересованных лиц на состав семьи из 12-ти человек.
Обсуждая вопрос о площади предоставления жилого помещения, судом учитывается, что порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, признании жилого помещения непригодным для проживания регулируются статьями 86, 87, 89 ЖК РФ, которые предусматривают обязанность по предоставлению жилья равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Таким образом, предоставление гражданам в связи с признание жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Учитывая изложенное, оснований для предоставления Алейниковой Е.А. жилого помещения площадью, более чем установлено в техническом паспорте, не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Краснофлотского района города Хабаровска удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Хабаровска предоставить Алейниковой Екатерине Андреевне на состав семьи 12 человек, в том числе несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО13, ФИО5, ФИО6, Чиняеву Дарью Владимировну, ФИО8, ФИО9, ФИО14, ФИО10, ФИО11, благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма в пределах города Хабаровска, отвечающее санитарным и техническим требованиям в виде отдельной квартиры общей площадью не менее, 68,9 кв.м.
В остальной части иска, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения – 01.07.2022 г.
Судья Белоусова О.С.