Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Величко С.А.
при секретаре Новосёловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сердюк Ю. А. к администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконным отказа во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении обязанности включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений,
у с т а н о в и л :
Сердюк Ю.А. обратилась в Петрозаводский городской суд РК с иском к администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца – ААА умерла ДД.ММ.ГГГГ, местонахождение отца – ВВВ неизвестно; после смерти матери истец воспитывалась бабушкой ХХХ, а затем в семье опекуна – ССС; решением Пряжинского районного суда РК установлен факт оставления <данные изъяты> Сердюк Ю.А. без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района № «О закреплении права на внеочередное предоставление жилой площади за Сердюк Ю.А.» истец была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Пряжинском национальном муниципальном районе. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживала с семьей опекуна в <адрес> в служебной квартире, а с ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением в высшее учебное заведение, его окончанием и дальнейшем трудоустройстве Сердюк Ю.А. постоянно проживает в <адрес>; семья опекуна, в квартире которой истец зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, также проживает в <адрес>. В связи с фактическим проживанием на территории г. Петрозаводска истец в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в адрес администрации Петрозаводского городского округа об исключении из списка администрации Пряжинского национального муниципального района и включении в список администрации г. Петрозаводска и отказалась от предложенных жилых помещений, расположенных в <адрес> и <адрес>; постановлением администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ Сердюк Ю.А. отказано о включении её в соответствующий список по новому месту жительства, в связи с отсутствием оснований. С учетом изложенных обстоятельств, указывая на наличие у истца права на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения по месту жительства, а также наличие регистрации и фактического проживания в г.Петрозаводске, Сердюк Ю.А. просит признать незаконным отказ администрации Петрозаводского городского округа во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г. Петрозаводска и возложить на ответчика обязанность включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда г. Петрозаводска.
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Министерство социальной защиты Республики Карелия, администрация Пряжинского национального муниципального района.
Истец Сердюк Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, какого-либо жилого помещения на праве собственности или на ином праве не имеет, была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Пряжинском национальном муниципальном районе, однако учитывая фактическое проживание с ДД.ММ.ГГГГ на территории г.Петрозаводска обратилась в адрес ответчика с заявлением о включении её в соответствующий список по Петрозаводскому городскому округу, в удовлетворении которого истцу было отказа. Просит признать указанный отказ ответчика незаконным и возложить на ответчика обязанность включить её в список по обеспечению жилым помещением на территории Петрозаводского городского округа.
Представитель администрации Петрозаводского городского округа
Карпова Ж.В., действующая на основании доверенности, полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по сонованиям, изложенным в письменном отзыве. Указала на то, что за Сердюк Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ закреплено право на получение во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилищного фонда на основании постановления администрации Пряжинского муниципального района; от предложенных администрацией Пряжинского муниципального района истцу вариантах предоставления жилого помещения Сердюк Ю.А. неоднократно отказывалась, с ДД.ММ.ГГГГ имеет регистрацию в г.Петрозаводске, в ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением об исключении её из списка по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства. Решение об отказе во включении в список по новому месту жительства было оформлено постановлением администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо администрация Пряжинского национального муниципального района извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Третье лицо Правительство Республики Карелия, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представило письменный отзыв на исковое заявление, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены; представили письменный отзыв на иск, просят о рассмотрении дела в их отсутствие.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специальное регулирование вопросов обеспечения лиц данной категории жилыми помещениями содержится в Федеральном законе от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также - Закон).
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом указанного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК от 28.11.2005 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В силу п.п. 3, 4 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия
от 16 апреля 2013 года № 129-П, благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа. Решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 указанного Порядка, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственным полномочием Республики Карелия по принятию указанного решения (далее - орган местного самоуправления) на основании списка.
Статья 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает два основных требования, которые должны быть соблюдены в целях обеспечения надлежащей передачи государственных полномочий: наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законом субъектов Российской Федерации; наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводится в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК от 28.11.2005 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе, по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, находящихся и (или) обучающихся в государственных учреждениях Республики Карелия и федеральных государственных образовательных учреждениях, установленными данным Законом, за исключением части 6 статьи 3; по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 указанного Закона; по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
По смыслу указанных выше правовых норм жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться без неоправданных задержек после наступления предусмотренных законом оснований.
В судебном заседании установлено, что истец Сердюк Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечивалась.
Мать истца – ААА умерла ДД.ММ.ГГГГ, местонахождение отца – ВВВ, неизвестно. После смерти матери истец осталась проживать под опекой бабушки ХХХ
Решением Исполнительного комитета Варвинского сельского совета Варвинского района Черниговской области № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном ВВВ назначена ССС
Решением Пряжинского районного суда РК установлен факт оставления несовершеннолетней Сердюк Ю.А. без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ за Сердюк Ю.А. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения на территории Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, в/ч №, фактически проживает по адресу: <адрес>. (л.д. 67).
По сведениям адресной справки ОАСР ОРГРФ УВМ МВД по РК от ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, в/ч; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Фактически Сердюк Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает в <адрес>. Как указывает истец, переезд был обусловлен поступлением её в ФГБО УВО «Петрозаводский государственный университет», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходила обучение в данном образовательном учреждении, проживала в общежитии по адресу: <адрес>, комн. 417 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 22); после окончания обучения осталась проживать в г. Петрозаводске, трудоустроена; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> МБДОУ Петрозаводского городского округа «Центр развития ребенка – детский сад № «Журавлик»; в настоящее время работает в том же учреждении (<адрес>) в должности <данные изъяты> на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23 – 36). Семья бывшего опекуна в ДД.ММ.ГГГГ также переехала на постоянное место жительство в г. Петрозаводск, где истец имеет регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ.
Сердюк Ю.А. в судебном заседании пояснила, что постоянным местом своего жительства считает г. Петрозаводск, где живет на протяжении шести лет, и в дальнейшем намерена здесь проживать и работать.
Судом также установлено, что каких-либо жилых помещений в собственности или на ином праве Сердюк Ю.А. не имеет, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости; членом семьи нанимателя таких жилых помещений не является, в браке не состоит.
В связи с длительным фактическим проживанием в г.Петрозаводске
Сердюк Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в адрес администрации Петрозаводского городского округа об исключении её из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства.
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ во включении Сердюк Ю.А. в список, утвержденный постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 27.01.2020 № 148 отказано, в связи с тем, что Сердюк Ю.А. состоит в списке в ином муниципальном образовании Республики Карелия, основания для обеспечения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по новому месту жительства отсутствуют.
При этом в качестве правового основания для отказа во включении
Сердюк Ю.А. в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по Петрозаводскому городскому округу, в постановлении администрации Петрозаводского городского округа № 337 от 18.02.2021 указан п. 23 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 г. № 397.
В соответствии с пунктом 23 указанных Правил при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители. Орган по новому месту жительства включает детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот в список.
По мнению ответчика, выраженному в письменном отзыве, по смыслу вышеприведенной нормы Правил изменение места жительства истца после достижения ею совершеннолетия не является основанием для включения ее в соответствующий список по новому месту жительства. Ответчик, ссылаясь на письмо Минпросвещения России от 23.06.2020 № ДГ-812/07, полагает, что новое место жительства у истца должно было появиться до приобретения ею полной дееспособности (до достижения совершеннолетия).
Вместе с тем, ответчиком не учтено, что положения п. 23 вышеуказанных Правил не подлежат применению к спорному правоотношению, поскольку
Сердюк Ю.А. изменила место жительства на территории одного субъекта – Республики Карелия. В данном случае реализация права истца на предоставление жилого помещения должна быть возложена на орган исполнительной власти Республики Карелия, поэтому изменение места жительства истца на территории Республики Карелия не может лишать истца права на предоставление жилого помещения по месту жительства в г. Петрозаводске. Само по себе отсутствие закрепленной действующим законодательством процедуры исключения граждан из списка детей-сирот в целях последующего включения в соответствующий список на территории одного субъекта Российской Федерации не должно влиять на реализацию указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Обращаясь с заявлением в администрацию Петрозаводского городского округа о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории
г. Петрозаводска, Сердюк Ю.А. указывала на изменение своего места жительства.
Смена постоянного места жительства, а именно переезд из одного муниципального образования в другое на постоянное место жительства в пределах одного субъекта Российской Федерации, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление ей жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года.
Оценивая довод ответчика о том, что с заявлением о включении в соответствующий список по Петрозаводскому городскому округу Сердюк Ю.А. обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, то есть после достижения 23 лет, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Не обеспечение указанных граждан жилыми помещениями по достижении ими возраста 23-х лет по месту жительства при включении в Список, также не может ограничивать их право на возможность смены постоянного места жительства в пределах территории РФ.
В соответствии со ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 № 4812-VIII), каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства.
Аналогичные права граждан РФ закреплены в ст. 27 Конституции Российской Федерации, согласно которой, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При указанных обстоятельствах, доводы ответчика о том, что место жительства Сердюк Ю.А. было изменено за пределами 18-летнего возраста, а обращение к ответчику имело место за пределами 23-летнего возраста, правового значения не имеют и не могут влиять на ее конституционные права выбора места жительства в пределах территории Российской Федерации, ввиду того, что ранее за ней уже было признано право на обеспечение ее жилым помещением из специализированного жилищного фонда. Данное право не было ею реализовано по независящим от нее обстоятельствам.
Ссылка ответчика и третьих лиц на то обстоятельство, что в ДД.ММ.ГГГГ Сердюк Ю.А. отказалась от предложенных ей администрацией Пряжинского муниципального района вариантов жилых помещений специализированного жилищного фонда в <адрес>, судом отклоняется, поскольку указанные предложения имели место уже после того, как истец переехала на другое место жительства –
в г. Петрозаводск.
Отказы от предложенных вариантов, находящихся на значительном удалении от г. Петрозаводска (от 20 км (<адрес>) до 100 км (<адрес>)) в данном случае были мотивированы тем, что истец на тот момент уже имела постоянное место жительства и работы в г. Петрозаводске, при этом не располагала возможностью с учетом уровня дохода в ежедневном режиме пользоваться услугами общественного транспорта для поездок к месту работы из какого-либо из вышеуказанных населенных пунктов Пряжинского района.
Отклоняя вышеуказанный довод ответчика, суд также исходит из того, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу нерешенности их жилищного вопроса вынуждены менять место своего фактического проживания, переезжая по месту работы, аренды жилого помещения, исходя из финансовых возможностей, при создании семьи - по месту жительства новых ее членов. Поскольку предоставляемое жилое помещение из специализированного жилищного фонда для указанных лиц признано обеспечивать жилищную потребность лиц указанной категории, предоставление такого жилого помещения вне места фактического проживания лица из числа детей-сирот, удаленного от места работы и проживания семьи льготника, не отвечает целям реализации государственной гарантии решения жилищного вопроса сирот и лиц из их числа.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец постоянно проживает на территории г. Петрозаводска, принимая во внимание, что упомянутые выше нормативные правовые акты предусматривают предоставление жилого помещения по месту жительства лица, оставшегося без попечения родителей, истец имеет право на предоставление жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа.
Кроме того, то обстоятельство, что Сердюк Ю.А. принята и состоит на учете в администрации Пряжинского национального муниципального района, не является предусмотренным законом основанием для отказа в ее обеспечении жильем по настоящему месту жительства, поскольку жильем в Пряжинском районе Республики Карелия Сердюк Ю.А. обеспечена не была.
С учетом изложенного, поскольку в отношении истца не решен вопрос об обеспечении её жилым помещением, учитывая также положения ч. 1 ст. 4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК, в силу которой органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями Республики Карелия по формированию Списка, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, признать незаконным отказ администрации Петрозаводского городского округа во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петрозаводского городского округа и возложить на администрацию Петрозаводского городского округа обязанность включить
Сердюк Ю.А. в указанный список.
На основании статьи 98 ГПК РФ за счет ответчика суд возмещает расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 98, 194–199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Сердюк Ю. А. удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Петрозаводского городского округа в во включении Сердюк Ю. А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петрозаводского городского округа.
Возложить на администрацию Петрозаводского городского округа обязанность включить Сердюк Ю. А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петрозаводского городского округа.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа в пользу Сердюк Ю. А. государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья С.А. Величко
Мотивированное решение изготовлено 08.06.2021.