Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 сентября 2022 года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.
при секретаре Софоновой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3159/2022 по иску Зининой А.А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области об оспаривании решения, включении периодов работы в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, назначении досрочной пенсии,
у с т а н о в и л :
Зинина А.А. обратилась в суд к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области (далее по тексту - УПФР г. Сызрани) с иском о признании незаконным решение УПФР г. Сызрани № *** от <дата>. Обязании включить в специальный медицинский стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения период работы с <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры по в детском саду № *** «Сказка» в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 3 месяца как работа в сельской местности, а также обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты подачи заявления, а именно с <дата>, в обоснование требований ссылаясь на то, что <дата> истица обратилась в пенсионный фонд, с заявлением о назначении досрочной страховой пенсий по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии.
<дата> решением № *** истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости с <дата> в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12,2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», из-за отсутствия требуемого специального медицинского стажа в сельской местности и поселках городского типа не менее 25 лет.
Ответчик засчитал мне в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения 16 лет 06 мес. 22 дня.
В стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения мне не засчитаны периоды моей трудовой деятельности с <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры в детском саду № *** «Сказка» Шигонского района в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца как работа в сельской местности.
Полагает отказ в назначении досрочной страховой пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным, так как нарушает конституционные права истца, конституционный принцип равенства всех граждан перед законом.
Полагает, что период работы с <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры в детском саду № *** «Сказка» Шигонского района подлежит зачету в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца как работа в сельской местности.
Указала, что приступила к работе в данном учреждении в период действия Постановления Совета Министров СССР от <дата> N 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, указанные нормативные акты предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периодов работы в должности медицинской сестры (старшей медицинской сестры) в детских садах. Данный Перечень относил детские сады в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N8-П и Определение от 05.11.2002 N320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. При этом дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав гражданина в области пенсионного обеспечения.
Таким образом, права, приобретенные гражданином в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые им в конкретных правоотношениях, не могут быть ограничены более поздним законом, ухудшающим положение лица по сравнению с ранее действующим, поскольку, выполняя определенную работу, по конкретной должности, в учреждении гражданин вправе был рассчитывать в последующем на защиту его пенсионных прав государством, исходя из. действующего, на тот период законодательства.
Иное толкование и применение пенсионного - законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанным в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Принципы Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Занимаемая истцом должность относились к должностям среднего медицинского персонала, то что учреждение в котором она работала относилось к учреждениям здравоохранения и расположено в сельской местности подтверждено трудовой книжкой и документами, выданными работодателем.
Полагает, что при учете всех указанных периодов на дату подачи заявления стаж истца лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет более 25 лет, в связи с чем обратилась в суд.
В судебном заседании истец – Зинина А.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнила, что спорный период должен быть включен в льготный стаж.
В судебном заседании представитель УПФР г. Сызрани по доверенности ФИО6 против иска возражала по доводам, изложенным в решении пенсионного фонда от <дата> № ***.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, полагает иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в сельской местности и поселках городского типа не менее 25 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Судом установлено, что <дата> Зинина А.А. обратилась в ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области от <дата> № *** Зининой А.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального медицинского стажа в сельской местности и поселках городского тепа не менее 25 лет.
Судом установлено, что при определении права заявителя на досрочную страховую пенсию в стаж на соответствующих видах работ заявителя не засчитаны периоды работы:
- с <дата> по <дата> в должности старшей медсестры в Детском саду № *** «Сказка», поскольку по представленным документам невозможно засчитать в специальный стаж. Согласно архивной справки от <дата> № ***-А с Архивного отдела Администрации муниципального района Шигонский сведения о подтверждении факта льготной работы не представляется возможным. На лицевом счете застрахованного лица индивидуальные сведения занесены страхователем общими условиями без указания кода льготной работы.
Документально подтвержденный медицинский стаж Зининой А.А. на дату обращения (<дата>) за досрочным назначением страховой пенсии по старости составляет 16 лет 06 месяцев 22 дня, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ.
Из трудовой книжки истца серии ГТ-I № *** от <дата> усматривается, что Зинина А.А. с <дата> (пр. № *** &2 от <дата>) по <дата> (пр. № *** от <дата>) работала в должности старшей медицинской сестры в Детском саду № *** «Сказка».
В обоснование заявленных требований истица указала, что приступила к работе в должности старшей медицинской сестры в Детском саду № *** «Сказка» в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1359, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а указанные нормативные акты предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периодов работы в должности медицинской сестры (старшей медицинской сестры) в детских садах. Полагает, что указанный Перечень относил детские сады в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
В подтверждение заявленных доводов истец представила следующие доказательства:
- Постановление Администрации муниципального района Шигонский Самарской области от <дата> № ***;
- Справка № *** от <дата>, выданная ГБУЗ СО «Шигонская центральная районная больница»;
- выписка из Приказа по Шигонской центральной больнице № *** от <дата> «Об аттестации средних медицинских работников Шигонской ЦРБ»;
- Справка от <дата> № ***, выданная ГБОУ СО СОШ «Центр образования» с. Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области;
- Справка от <дата> № ***, выданная ГБОУ СО СОШ «Центр образования» с. Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области;
- Справка от <дата> № ***, выданная ГБОУ СО СОШ «Центр образования» с. Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области;
- Справка от <дата> № ***, выданная ГБОУ СО СОШ «Центр образования» с. Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области;
- Справка, уточняющая занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, выданная ГБОУ СО СОШ «Центр образования» с. Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области от <дата> № ***;
- Сертификаты о профилактических прививках за 1997 год.
С данным доводом истца суд не может согласиться, поскольку является ошибочным, основанном на неверном толковании норм действующего законодательства.
Действительно Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
С 01.12.1993 Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" утратило законную силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления, периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусматривающее возможность включения работы в должности медицинской сестры в детском саду в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, применяется для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Для периодов работы после 1 января 1992 года, в соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, может быть применено постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", не предусматривающее возможность включения периода работы на медицинских должностях в ясли-садах.
Кроме того, с 01.10.1993 было введено в действие постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", нормы которого также исключали возможность включения периода работы истца в должности старшей медсестры в Детском саду № *** «Сказка» с <дата> по <дата>.
В ныне действующем Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, также не поименованы медицинские сестры детских садов.
Согласно Справки № *** от <дата>, выданной ГБОУ СО СОШ «Центр образования» с Шигоны муниципального района «Шигонский» Самарской области следует, Зинина А.А. действительно работала старшей медицинской сестрой в ясли-саду № *** «Сказка» с <дата> (приказ о приеме № *** от <дата>), уволена <дата> (приказ об увольнении № ***-к от <дата>).
Ясли-сад № *** «Сказка» переименован в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № *** «Сказка» (Приказ № *** от <дата> по Шигонскому РОО).
МДОУ детский сад № *** «Сказка» переименован в дошкольное учреждение детский сад № *** общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников (ДОУ № ***) (приказ № *** от <дата> по Западному управлению Департамента образования и науки Самарской области).
На основании Постановления Правительства Самарской области от <дата> № *** создано ГБОУ СО СОШ «Центр образования» с. Шигоны м.р. Шигонский Самарской области.
ГБОУ СОШ с. Шигоны имеет структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «детский сад № ***» (Изменения в Устав п. 1.12).
Согласно Архивной справке от <дата> № ***-А, выданной Архивным отделом Администрации Муниципального района Шигонский Самарской области, в документах архивного фонда «Отдел образования администрации Шигонского района Самарской области» приказы по личному составу, расчетно-платежные ведомости по ясли саду «Сказка» с. Шигоны за 1994-2002г.г. в архиве отсутствуют. В связи с чем, подтвердить факт льготной работы Зининой А.А., <дата> года рождения не представляется возможным.
Представленная стороной истца в качестве доказательства, достоверно подтверждающего право Зининой А.А. на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья Справка, уточняющая занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, выданная ГБОУ СО СОШ «Центр образования» с. Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области от <дата> № *** судом не может быть принята во внимание, поскольку из указанной справки следует, что спорный период работы истца в должности старшей медицинской сестры с <дата> в Ясли-саду № *** «Сказка» (пр. № ***п.2 от <дата>) по <дата> (пр. № ***-к от <дата>) в МДОУ № *** указан как педагогическая деятельность.
С учетом установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, а также не включении в стаж истца периода работы с <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры в Детском саду № *** «Сказка», поскольку работа в спорный период на занимаемой истцом должности не дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от <дата> "О страховых пенсиях".
Кроме того, поскольку с учетом зачтенных пенсионным органом периодов работы в специальный стаж на дату обращения Зининой А.А. в УПФР г. Сызрани с заявлением о назначении пенсии необходимый специальный стаж 25 лет истцом не был выработан (16 лет 06 месяцев 22 дня), из чего следует, что право на пенсию у Зининой А.А. не наступило, суд приходит к выводу об отсутствии оснований в удовлетворении требований истца в части возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Зининой А.А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области об оспаривании решения, включении периодов работы в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, назначении досрочной пенсии – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2022 года.
Судья: Сорокина О.А.