Дело № 2а-171/2021
УИД: 52RS0040-01-2021-000301-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Навашино 26 мая 2021 года
Нижегородской области
Навашинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Опарышевой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леонтьевым К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Навашинского районного суда Нижегородской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №18 по Нижегородской области к Чистяковой О.В. о взыскании недоимки по уплате налога на доходы физических лиц и по уплате транспортного налога, а также пени, начисленных на задолженность по уплате налогов,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 18 по Нижегородской области (далее по тексту – МРИ ФНС РФ №18 по Нижегородской области) обратился в Навашинский районный суд Нижегородской области с административным иском к Чистяковой О.В. о взыскании недоимки по уплате налога на доходы физических лиц и по уплате транспортного налога, а также пени, начисленных на задолженность по уплате налогов.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что Чистякова О.В. (ИНН ***) состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 7 по Нижегородской области в качестве налогоплательщика.
В соответствии с приказами ФНС России от 27.07.2020 года №ЕД-7-4/470 и 07.09.2020 года №ЕД-7-4/641 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области» с 14.12.2020 года действует новая структура налоговых органов. Межрайонная ИФНС России № 4 по Нижегородской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 7 по Нижегородской области, в результате чего создана Межрайонная ИФНС России №7 по Нижегородской области. В соответствии со ст.30 Налогового Кодекса РФ, Приказом ФНС России от 27.07.2020 года № ЕД-7-4/470 «О структуре Управления ФНС по Нижегородской области», Приказом УФНС России от 30.11.2020 года № 15-06-01/367 «Об утверждении Положения о Межрайонной инспекции ФНС № 18 по Нижегородской области» функции по урегулированию и взысканию задолженности в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, зарегистрированных на территории Нижегородской области, из территориальных налоговых органов Нижегородской области переданы в МРИ ФНС РФ №18 по Нижегородской области (ИНН 5261128357, ОГРН 1205200049383, адрес электронной почты: r5277@nalog.ru). В связи с чем МРИ ФНС РФ №18 по Нижегородской области выступает административным истцом по настоящему административному исковому заявлению.
На основании сведений, представленных в налоговый орган в соответствии с пунктом 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) от органов государственной регистрации, было установлено, что Чистякова О.В. (ИНН ***) имеет в собственности транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак *** дата регистрации факта владения 23.09.2014 года, дата снятия с регистрации факта владения 14.03.2017 года.
В соответствии со ст.357 НК РФ административный ответчик является плательщиком транспортного налога. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363 НК РФ).
Статья 362 НК РФ устанавливает порядок исчисления суммы налога. Так, согласно п.2 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки – (налоговая база * налоговая ставка) / 12 месяцев * количество месяцев, за которое производится расчет.
Административному ответчику налоговым уведомлением № 22674925 от 21.09.2017 года был исчислен транспортный налог за 2016 г. в сумме 1 868 руб. по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 года. Кроме того, транспортный налог за 2015 г. в сумме 1 868 руб. по сроку уплаты 20.02.2017 г. уплачен несвоевременно – 07.03.2017 года.
Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 3 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 указанной статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики, указанные в п. 1 указанной статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Пунктом 4 ст. 228 НК РФ установлено, что общая сумма налога, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Кроме того, согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Административным ответчиком в налоговую инспекцию 28.04.2017 года представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2016 г. с суммой налога к уплате 260 руб. Налог на доходы физических лиц за 2016 г. административным ответчиком не уплачен.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу чего административному ответчику были направлены заказными письмами следующие требования об уплате налога:
– от 27.02.2017 года №7298 на сумму недоимки в размере 1 868,00 руб. и пени в размере 3,74 руб.;
– от 26.02.2018 года №2422 на сумму недоимки в размере 1 868,00 руб. и пени в размере 41,78 руб.;
– от 15.06.2018 года №4375 на сумму недоимки в размере 260,00 руб. и пени в размере 23,01 руб.
В соответствии со ст. 69 НК РФ в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Нормой п. 1 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Так как административным ответчиком в предложенный срок налог оплачен не был, инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Навашинского судебного района Нижегородской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
13.10.2020 года был вынесен судебный приказ по делу № 2а-1049/2020 о взыскании недоимки и пени. Определением от 21.10.2020 года указанный судебный приказ был отменен.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
По данным лицевого счета налогового органа установлено, что на момент подачи административного искового заявления административным ответчиком сумма недоимки, взыскиваемая в приказном производстве, в полном объеме не погашена. В настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность в общей сумме 2 196,53 руб., в том числе:
– недоимка по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2016 г. в сумме 260,00 руб.;
– пени, начисленные на задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2016 г., в сумме 23,01 руб.
– недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2016 г. в сумме 1 868,00 руб.;
– пени, начисленные на задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2015, 2016 г. в сумме 45,52 руб.
В соответствии с п. 19 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 23, 31, 45, 48 Налогового кодекса РФ и ст. 286, 287 КАС РФ, административный истец просил суд взыскать с Чистяковой О.В. (ИНН ***) недоимку в общей сумме 2 196,53 руб., в том числе:
– недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2016 г. в сумме 260,00 руб.;
– пени, начисленные на задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2016 г. в сумме 23,01 руб.;
– недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2016 г. в сумме 1 868,00 руб.;
– пени, начисленные на задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2015, 2016 г. в сумме 45,52 руб.
Административный истец МРИ ФНС РФ № 18 по Нижегородской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направил, обратился в суд с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л.д.31).
Административный ответчик Чистякова О.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства или о рассмотрении дела в ее отсутствие к суду не обращалась, сведения о причинах ее неявки у суда отсутствуют.
Согласно ст. 150 КАС РФ:
«2. Лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц».
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 37 КАС РФ, в судебное заседание нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
С учетом изложенного суд полагает, что нежелание стороны являться в суд для участия в судебном заседании свидетельствует об её уклонении от участия в состязательном процессе и не может повлечь неблагоприятные последствия для суда, а также не должно отражаться на правах других лиц на доступ к правосудию.
В связи с этим суд счел возможным провести судебное заседание по делу в отсутствие неявившихся представителя административного истца и административного ответчика.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Часть 2 статьи 286 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст.1 Налогового кодекса РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
На основании статьи 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п.1 ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст.38 Налогового кодекса РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Статьей 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней, штрафов.
Исследовав имеющиеся в деле документы, суд установил, что Чистякова О.В. состоит на учете в качестве налогоплательщика, и ей присвоен ИНН ***
Согласно статье 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В свою очередь, частью 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что:
«Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Из материалов дела следует, что в период с 23.09.2014 года до 14.03.2017 года Чистякова О.В. являлась собственником транспортного средства марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком *** (л.д.19). В связи с этим, исходя из действующих налоговых ставок, административному ответчику был начислен транспортный налог за 2016 год (по сроку уплаты не позднее 01.12.2017) в сумме 1 868 руб. 00 коп. (л.д.6).
Из содержания административного искового заявления следует, что обязанность по уплате начисленного транспортного налога выполнена Чистяковой О.В. не была, в связи с чем за ней образовалась задолженность по уплате данного налога.
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год (ст. 216 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено данной статьей.
Пунктом 5 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что:
«При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога».
В соответствии с пунктом 6 статьи 228 НК РФ, налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Согласно пунктам 2 и 3 ст. 228 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 указанной статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики, указанные в п. 1 указанной статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Согласно п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Пунктом 4 ст. 228 Налогового кодекса РФ установлено, что общая сумма налога, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
28.04.2017 года административным ответчиком Чистяковой О.В. в налоговую инспекцию была представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2016 г. с суммой налога к уплате в размере 260 руб. (л.д.15-18). Налог на доходы физических лиц за 2016 г. административным ответчиком не уплачен.
Статьей 75 части I НК РФ установлено, что:
«1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
3. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса…
4. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации».
В связи с неуплатой Чистяковой О.В. транспортного налога, на сумму задолженности по уплате транспортного налога были начислены пени в сумме 45 руб. 52 коп.
В связи с неуплатой Чистяковой О.В. налога на доходы физических лиц в установленные законом сроки, на сумму задолженности по налогу были начислены пени в сумме 23 руб. 01 коп.
Проверив расчеты сумм пени, представленные административным истцом, суд находит их верными. В свою очередь, административный ответчик Чистякова О.В. указанные расчеты сумм пени не оспорила, альтернативного расчета пени суду не представила, в связи с чем суд принимает расчет административного истца за основу.
Частью 1 ст. 70 части I НК РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления недоимки) установлено, что:
«Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи».
Согласно ч.1, ч.2 ст. 48 части I НК РФ (в редакции, действовавшей на момент направления требования об уплате налога, сбора от 26.02.2018 года):
«1. В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи…
2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
….Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом».
Исследовав имеющиеся в деле документы, суд установил, что в связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога МРИ ФНС РФ № 4 по Нижегородской области неоднократно направляла в адрес административного ответчика требования об уплате налога, а именно:
– требование от 27.02.2017 года №7298 на сумму недоимки по уплате транспортного налога в размере 1 868,00 руб. и на сумму пени в размере 3,74 руб.;
– требование от 26.02.2018 года №2422 на сумму недоимки по уплате транспортного налога в размере 1 868,00 руб. и на сумму пени в размере 41,78 руб.;
– требование от 15.06.2018 года №4375 на сумму недоимки по уплате налога на доходы физических лиц в размере 260,00 руб. и на сумму пени в размере 23,01 руб.
Из представленных документов следует, что с момента истечения срока исполнения первого требования об уплате налога – требования № 7298 от 27.02.2017 года сумма задолженности Чистяковой О.В. по налогам не превысила 3 000 рублей, в связи с чем административный истец был вправе обратиться в суд с иском о взыскании суммы задолженности по уплате земельного налога и пени по налогу в течение 6 месяцев по истечении трех лет, исчисляемых с 03 мая 2017 года (срок исполнения по требованию от 27 февраля 2017 года).
В пределах указанного срока МРИ ФНС РФ № 4 по Нижегородской области обратилась в суд с заявлением о взыскании образовавшейся недоимки, а именно обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Навашинского судебного района Нижегородской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
13 октября 2020 года мировым судьей судебного участка № 2 Навашинского судебного района Нижегородской области был вынесен судебный приказ №2а-1049/2020 о взыскании с Чистяковой О.В. в пользу МРИ ФНС РФ № 4 по Нижегородской области задолженности по налогам в размере 2 196 руб. 53 коп.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Навашинского судебного района Нижегородской области от 21 октября 2020 года, вынесенным на основании заявления должника, вышеуказанный судебный приказ был отменен (л.д.20).
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
«15» апреля 2021 года МРИ ФНС РФ № 18 по Нижегородской области обратилась в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением о взыскании с Чистяковой О.В. образовавшейся задолженности по налогам в размере 2 196 руб. 53 коп. Таким образом, срок для обращения в суд с административным исковым заявлением административным истцом соблюден.
Возражений против удовлетворения требований МРИ ФНС РФ № 18 по Нижегородской области Чистяковой О.А. не заявлено.
В соответствии со ст.30 Налогового Кодекса РФ, Приказом ФНС России от 27.07.2020 года № ЕД-7-4/470 «О структуре Управления ФНС по Нижегородской области», Приказом УФНС России от 30.11.2020 года № 15-06-01/367 «Об утверждении Положения о Межрайонной инспекции ФНС № 18 по Нижегородской области» функции по урегулированию и взысканию задолженности в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, зарегистрированных на территории Нижегородской области, из территориальных налоговых органов Нижегородской области переданы в Межрайонную ИФНС России № 18 по Нижегородской области (ИНН 5261128357, ОГРН 1205200049383).
Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ:
«Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета».
Поскольку МРИ ФНС РФ № 18 по Нижегородской области, являясь государственным органом, освобождена от уплаты государственной пошлины в соответствии с положениями 333.36 части II НК РФ, с ответчика Чистяковой О.В. в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение дела судом в сумме 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Нижегородской области к Чистяковой О.В. удовлетворить.
Взыскать с Чистяковой О.В., ../../....г. года рождения, уроженки *******, ИНН ***, зарегистрированной по адресу: *******, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Нижегородской области:
1) задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2016 г. в сумме 260,00 руб.,
2) пени, начисленные на задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2016 г., в сумме 23,01 руб.;
3) задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2016 г. в сумме 1 868,00 руб.,
4) пени, начисленные на задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2015, 2016 г. в сумме 45,52 руб.,
а всего взыскать задолженность в сумме 2 196 (Две тысячи сто девяносто шесть) рублей 53 копейки.
Взыскать с Чистяковой О.В. государственную пошлину за рассмотрение дела судом в сумме 400 (Четыреста) рублей 00 копеек и перечислить по следующим реквизитам: УФК МФ по Нижегородской области (МРИ ФНС России №7 по Нижегородской области), ИНН 5252012204, КПП 525201001, Р/с 40102810745370000024 в Волго-Вятском ГУ Банка России, БИК 012202102, КБК 18210803010011000110, ОКТМО 22730000.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Навашинский районный суд Нижегородской области.
Судья: С.В. Опарышева