Дело № 2а-476/2021 (№ 33а-19788/2021)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Уфа                                                     15 ноября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

    председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей Искандарова А.Ф. и Субхангулова А.Н.,

при секретаре Ширшовой Э.С.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 37 по Республике Башкортостан к Омельчуку С. И. о взыскании задолженности по налогам и пени,

по апелляционной жалобе Омельчука С.И. на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Искандарова А.Ф., судебная коллегия

установила:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 37 по Республике Башкортостан (далее по тексту - МИФНС России № 37 по РБ) обратилась в суд с административным иском к Омельчуку С.И. о взыскании задолженности по налогам, пени, указывая, что согласно статье 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. В 2019 году налоговый агент ПАО СК «Росгосстрах» подал сведения о доходах и суммах налога физического лица Омельчука С.И. Согласно данной справке Омельчук С.И. в 2018 году получил доход в сумме 6 716 руб. (код дохода 2301). Налоговая база составила 6 716 руб., налоговым агентом начислен налог в сумме 873 руб., но не удержан. Также Омельчук С.И. имеет задолженность по транспортному налогу в размере 8 545 руб., задолженность по уплате пени по транспортному налогу в размере 100,62 руб., задолженность по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 433 руб., пени в размере 5,09 руб. В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации должнику были направлены требования об уплате сумм налогов в добровольном порядке, которые до настоящего времени не исполнены. Указанные суммы задолженности административный истец просил взыскать с административного ответчика.

Решением Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2021 года постановлено:

административные исковые требования МИФНС России №... по РБ к Омельчуку С. И. о взыскании задолженности по налогам и пени, удовлетворить.

Взыскать с Омельчука С. И. в пользу МИФНС России №... по РБ задолженность на сумму 9 966,99 руб., в том числе:

- налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог в размере 873 руб., пени в размере 10, 28 руб.;

- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018 год: налог в размере 433 руб., пени в размере 5,09 руб.;

- транспортный налог с физических лиц за 2018 год: налог в размере 8 545 руб., пени в размере 100,62 руб.

Взыскать с Омельчука С. И. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

В апелляционной жалобе с дополнением Омельчук С.И. просит отменить решение суда первой инстанции, и отказать в удовлетворении заявленных требований, указывает, что не является гражданином Российской Федерации, что подтверждается сведениями МВД РФ и ФКУ «Государственный архив Российской Федерации», а также заключением эксперта о том, что гербовая печать, оттиск которой расположен в его паспорте, не соответствует требованиям ГОСТа.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

На основании статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» (пункт 1 статьи 41 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (пункт 1 статьи 209 НК РФ).

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

В силу статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы.

Статьей 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Нормами пункта 3 статьи 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога; пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2019 году налоговый агент ПАО СК «Росгосстрах» подал сведения о доходах и суммах налога физического лица Омельчука С.И.

Согласно данной справке Омельчук С.И. в 2018 году получил доход в сумме 6 716 руб. (код дохода 2301). Налоговая база составила 6 716 руб., налоговым агентом был исчислен налог в сумме 873 руб., но не удержан.

Также налогоплательщик Омельчук С.И. имеет в собственности следующие объекты:

- квартиру по адресу: адрес, кадастровый №..., площадью 54,10 кв.м., дата регистрации права дата,

- гараж по адресу: адрес, кадастровый №..., площадью 36,40 кв.м.,

- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак О428СР190, марки Пежо 406, год выпуска 2000, дата регистрации права 7 февраля 2012 года, дата утраты права 13 июня 2020 года,

- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак С889АТ102, марки Хундай SONATA, год выпуска 2012, дата регистрации права 19 декабря 2015 года.

дата МИФНС России №... по адрес в адрес Омельчука С.И. направлено налоговое уведомление №... от дата об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на дата в размере 9 851 руб., в том числе транспортного налога - 8 545 руб., налога на имущество физических лиц - 433 руб., налога на доходы физических лиц - 873 руб.

Факт направления данного налогового уведомления подтверждается почтовым списком №..., в котором имеется штамп почтовой организации о принятии от дата.

В адрес Омельчука С.И. дата направлено требование №... об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на дата, в котором указано о необходимости не позднее дата оплатить недоимку в размере 9 851 руб.

Факт направления данного требования подтверждается почтовым списком №..., в котором имеется штамп почтовой организации о принятии от дата.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что задолженность по налогам Омельчука С.И. в полном объеме не была оплачена, что послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности.

При этом также суд исходил из того, что истцом не пропущен срок на подачу административного искового заявления, поскольку в связи с поступлением возражения определением мирового судьи судебного участка № 4 по г. Сибай Республики Башкортостан от 15 октября 2020 года судебный приказ от 19 июня 2020 года был отменен.

Учитывая отмену судебного приказа и отсутствие погашения задолженности по налогам, налоговый орган 20 февраля 2021 подал (через почтовую организацию) административный иск о взыскании задолженности, то есть в пределах установленного абзацем 2 части 3 статьи 48 НК РФ срока.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, проверив правильность представленного административным истцом расчета задолженности, пришел к выводу об удовлетворении заявленных налоговым органом административных исковых требований.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено.

Фактов необоснованного обращения налогового органа в суд с административным иском, несоблюдения порядка обращения недоимки к принудительному взысканию и процессуальных сроков, судебной коллегией по итогам рассмотрения апелляционной жалобы не установлено.

Несогласие Омельчука С.И. с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 381-О-П).

Из материалов дела следует, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога, а также пени, в связи с чем поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.

По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Как указывалось ранее, в связи с выявленной недоимкой по налогам за 2018 год в адрес Омельчука С.И. было направлено требование №... по состоянию на 28 января 2020 года о необходимости уплатить налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ, транспортный налог и налог на имущество, в срок до 24 марта 2020 года.

Таким образом, срок обращения налогового органа в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа истекал 24 сентября 2021 года.

Из материалов дела следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился 19 июня 2020 года, то есть в срок, установленный требованиями пункта 2 статьи 48 НК РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Поскольку судебный приказ был отменен 15 октября 2020 года, срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности с Омельчука С.И. у административного истца истекал 15 апреля 2021 года.

МИФНС России №... по РБ обратилось с административным исковым заявлением 20 февраля 2021 года, то есть в шестимесячный срок, установленный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ.

Ссылка в апелляционной жалобе о том, что Омельчук С.И. не является гражданином Российской Федерации, судебной коллегией отклоняется как не имеющая правового значения и не подтверждающаяся материалами дела, поскольку доход получен Омельчуком С.И. от источника в Российской Федерации, из представленных административным ответчиком документов, в том числе из ответов МВД РФ и ФКУ «Государственный архив Российской Федерации» следует, что сведения о выходе Омельчука С.И. из гражданства Российской Федерации отсутствуют.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное судебное решение.

При таких обстоятельствах, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда, не имеется.

Руководствуясь статьями 307-309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                        ░.░. ░░░░░

░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░░░░

                                        ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░: ░░░░░ 1-░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-19788/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 37 по РБ
Ответчики
Омельчук Сергей Игоревич
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Искандаров Артур Фаритович
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
15.10.2021Передача дела судье
15.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2021Передано в экспедицию
15.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее