Судья Гордиенко О.А. Дело № 21-1140/2021
РЕШЕНИЕ
г. Симферополь 27 сентября 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., с участием представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю Наумук И.Ю., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Бритиковой Т.Н. и её защитника Миронюк О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю ФИО10 на решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя от 11 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении главного бухгалтера акционерного общества «Сизакор» (далее – АО «Сизакор») ФИО2,
установил:
постановлением заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю Абдураманова С-А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ № главный бухгалтер АО «Сизакор» Бритикова Т.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе главного бухгалтера АО «Сизакор» Бритиковой Т.Н. на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Центрального районного суда г. Симферополя 11 августа 2021 года постановлено решение, которым жалоба удовлетворена, постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю Абдураманова С-А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера АО «Сизакор» Бритиковой Т.Н., - изменено, административное наказание назначено в виде предупреждения.
Не согласившись с решением судьи Центрального районного суда г. Симферополя от 11 августа 2021 года, заместитель начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю Абдураманов С-А.Л. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просила отменить решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя от 11 августа 2021 года и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование указано, что оспариваемое решение вынесено с нарушениями норм материального и процессуального права, и что судья районного суда дал неправильную оценку установленным по делу обстоятельствам.
Выслушав представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю Наумук И.Ю., поддержавшую доводы жалобы, Бритикову Т.Н. и её защитника Миронюк О.В., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, на основании поручения заместителя начальника инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю Конищевой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании информации, содержащейся в информационных системах ФНС России, а также документов и информации, поступивших от АО «Сизакор» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ специалистом ИФНС по г. Симферополю проведена проверка АО «Сизакор», (адрес места нахождения: <адрес>) по вопросам соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, требований ч.2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки по результатам анализа предоставленных АО «Сизакор» в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Симферополю справок (форма 2-НДФЛ) за 2019-2020 годы, а также документов, представленных АО «Сизакор» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (№ от ДД.ММ.ГГГГ), было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Общество произвело выплату заработной платы иностранному гражданину (нерезиденту) на основании заключенного трудового договора наличными денежными средствами в рублях из кассы организации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
В ходе проверки так же установлено, что согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № в АО «Сизакор» трудоустроен гражданин Украины Золотов А. ДД.ММ.ГГГГ Золотову А. выплачена заработная плата в наличной форме из кассы организации (резидента) в размере <данные изъяты> российских рублей, что подтверждается платежной ведомостью от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.77, 85), при этом Золотов А. является нерезидентом.
Согласно приказа АО «Сизакор» от ДД.ММ.ГГГГ № должностным лицом Общества, ответственным за соблюдение требований действующего валютного законодательства, являлся главный бухгалтер Общества Бритикова Т.Н.
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту главным государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № инспекции Федеральной Налоговой службы по г. Симферополю Бурдинской Г.Н. в отношении должностного лица АО «Сизакор» Бритиковой Т.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, из которого следует, что в нарушение ч.2 ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» АО «Сизакор» осуществило незаконную валютную операцию, которая выразилась в выплате ДД.ММ.ГГГГ заработной платы работнику (нерезиденту) в размере <данные изъяты> руб. в наличной форме из кассы Общества, что подтверждается платежной ведомостью от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.85).
Постановлением заместителя начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю Абдураманова С-А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ № главный бухгалтер АО «Сизакор» Бритикова Т.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб. (л.д. 51-56).
Ч.1 ст.15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз.3 ч.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон №173-Ф3) юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 169.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также расчеты в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Согласно пп.6 и 7 ч.1 ст.1 Закона №173-Ф3 резидентами являются:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
Нерезидентами в свою очередь считаются:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;
е.1) иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»;
ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;
8) уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Согласно подп. «б» п.9 ч.1 ст.1 Закона №173-Ф3 приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа являются валютными операциями.
Ч.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же ч.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ, а именно:
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчёты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации.
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; такая операция не входит в перечень, разрешенный ч.2 ст.14 Закона №173-ФЗ, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Согласно абз.5 ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации, правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
С учетом изложенного, поскольку в рассматриваемом случае работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона № 173-ФЗ и локальными нормативными актами Общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.
Таким образом, главный бухгалтер АО «Сизакор» Бритикова Т.Н. нарушила ч.2 ст.14 Закона №173-ФЗ, осуществив незаконную валютную операцию, которая выразилась в выплате ДД.ММ.ГГГГ заработной платы физическому лицу – иностранному гражданину ФИО9 на сумму <данные изъяты> руб.
Факт совершения главным бухгалтером АО «Сизакор» Бритиковой Т.Н. вменяемого ей административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Суд признал доказанным событие правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения главным бухгалтером АО «Сизакор» Бритиковой Т.Н. требований закона (для предотвращения выплаты заработной платы работнику-нерезиденту в наличной форме), не предоставлено, что с учетом положений ч.2 ст.2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии виновности должностного лица Бритиковой Т.Н.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств. Кроме того, согласно ч.1 ст.30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление не допускается вынесение нового решения по существу дела или изменение обжалуемого постановления, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Указанная правовая позиция корреспондирует с положениями ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю Абдураманова С-А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При оценке назначенного наказания судом первой инстанции верно принято во внимание то, что административное правонарушение Бритиковой Т.Н. совершено впервые, признание вины в совершении административного правонарушения, раскаяние в его совершении, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровья людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба, принцип справедливости, соразмерности, конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам. На основании вышеизложенного судом первой инстанции обосновано, изменено, административное наказание на предупреждение.
При таких обстоятельствах нахожу решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя основанным на законе, а поэтому не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу заместителя начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю ФИО11 оставить без удовлетворения,
решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя от 11 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера акционерного общества «Сизакор ФИО2, – без изменения.
Судья В.В. Агин