УИД 77RS0030-02-2022-010377-31
Дело № 2а-84/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2023 года адрес
Хамовнический районный суд адрес, в составе председательствующего судьи Лапиной О.С., при ведении протокола помощником судьи фио, рассмотрев административное дело № 2-84/2023 по административному исковому заявлению Чернэ Ирэны Михайловны к ИФНС России № 4 по адрес, ИФНС России № 34 по адрес о признании решения незаконным, обязании вернуть сумму излишне уплаченного налога,
УСТАНОВИЛ:
Чернэ И.М. обратилась в суд с административным иском, с учетом поданных дополнений по иску, к ИФНС России № 4 по адрес о признании решения незаконным, обязании вернуть сумму излишне уплаченных налогов, указывая, что ИФНС России №4 по адрес была проведена камеральная налоговая проверка по НДФЛ за налоговый период 2020г. в отношении фио фио результатам проверки составлен Акт налоговой проверки от 08.11.2021 № 4064.
30.06.2022 года представителю Чернэ И.М. в ходе составления протокола и Акта налоговой проверки от 08.11.2021 № 4064 стало известно об имеющейся переплате налога административным истцом в размере примерно сумма.
05.07.2022 года административным истцом было подано заявление о выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, что подтверждается отметкой о принятии.
Административному истцу была выдана справка №6542722 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 04.07.2022 года, из которой было установлена переплата по налогу на доходы в размере сумма.
18.07.2022 года административным истцом было подано заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в размере сумма. 11.08.2022 года в личном кабинете истцом было получено сообщение о принятом решение №24308 об отказе в возврате налогоплательщику налога на доходы в размере сумма, в связи с нарушением трехлетнего срока подачи заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога.
Административный истец не согласна с вынесенным решением, считает его незаконным, необоснованным, вынесенным с существенным нарушением норм материального и процессуального права, подлежащим отмене. Истец указывает, что с момента извещения налогоплательщика налоговым органом о факте переплаты, налогоплательщику становится известно о факте переплаты соответствующего налога, а, следовательно, начинают течение сроки, установленные ст. ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации. Административный истец о наличии переплаты по налогу в размере сумма узнала лишь в июле 2022 года из справки №6542722 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 04.07.2022 год. При этом административный ответчик в нарушение законодательства Российской Федерации не сообщили ей о факте излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения переплаты. Никаких письменных уведомлений почтовым отправлением, а также в личном кабинете налогоплательщика административный истец в установленный законом срок о переплате не получала, следовательно не знала и не могла знать о переплате налога.
23.08.2022 года представителем административного истца была подана жалоба на указанное решение в Управление ФНС по адрес.
14.09.2022 года Управлением ФНС по адрес было отказано в удовлетворении жалобы, что и послужило поводом для обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В связи с чем, истец, с учетом поданных дополнений по иску, просит суд признать незаконным и отменить решение ИФНС №4 по адрес №24308 об отказе в возврате налогоплательщику налога на доходы в размере сумма, обязать ИФНС России №4 по адрес возвратить Чернэ И.М. излишне уплаченный налог на доходы в размере сумма.
На основании ходатайства представителя административного истца судом в качестве соответчика привлечена к участию в деле ИФНС России № 34 по адрес.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования в полном объеме, с учетом поданных дополнений по иску, дал объяснения аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика ИФНС России № 4 по адрес в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель административного ответчика ИФНС России № 34 по адрес в судебное заседание явилась, против удовлетворения иска возражала.
Рассмотрев административное исковое заявление, выслушав явившихся лиц, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).
Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов.
Согласно п. 1 ст. 3 Налогового Кодекса РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
При этом согласно п. 1 ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии с положениями статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с указанным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Подпункты 1, 6 п. 1 ст. 23 НК РФ предусматривают, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В судебном заседании установлено, что 18.07.2022 года административным истцом было подано заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в размере сумма, что подтверждается отметкой о принятии.
11.08.2022 года налоговым органом принято решение №24308 об отказе в возврате налогоплательщику налога на доходы в размере сумма, в связи с нарушением трехлетнего срока подачи заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога.
23.08.2022 года представителем административного истца была подана жалоба на указанное решение в Управление ФНС по адрес.
14.09.2022 года Управлением ФНС по адрес было отказано в удовлетворении жалобы.
Разрешая требования административного истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно пункту 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 3 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.
В силу пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Как следует из части 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Применительно к части 6 статьи 27 Закона N 212-ФЗ, исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527, юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
В пункте 79 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума от 30.07.2013 N 57) разъяснено, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока- на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган. В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм. С учетом пункта 33 Постановления Пленума от 30.07.2013 N 57, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Аналогичный досудебный порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов, а также месячный срок на ответ со стороны органа государственного внебюджетного фонда установлены в части 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ.
В определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 N 173-0 разъяснено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (п. 7 ст. 78 НК РФ), которое может быть им подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 НК РФ), при этом данная норма не препятствует обществу в случае пропуска срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ).
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 указано, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Судебная практика, последовательно формируемая Верховным Судом РФ, исходит из того, что при обращении в суд с требованием об обязании инспекции вернуть суммы излишне уплаченного налога действуют общие правила исчисления срока исковой давности - три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2016 N 305- КГ16-12552, от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968), при этом указывается, что налогоплательщик должен был узнать о возникновении переплаты по налогу с даты представления налоговой декларации, поскольку в момент составления и представления отчетности плательщик имел возможность определить размер своей налоговой обязанности и соотнести его с реально уплаченными суммами.
Бремя доказывания обстоятельств, указанных в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08, в силу ст. 62 КАС РФ возлагается на налогоплательщика.
При отсутствии иных причин (изменение законодательства, судебной практики) трехлетний срок исчисляется либо со дня последней уплаты налога по первоначальной декларации, либо даты представления первоначальной декларации.
Согласно статье 216 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В силу пункта 2 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации).
В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (в том числе фиксированную прибыль), налоговые вычеты, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники выплаты таких доходов, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода (пункт 4 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации).
С учетом анализа приведенных выше норм налогового законодательства, именно заявление о возврате излишне уплаченного налога, а не налоговая декларация является документом, на основании которого производится возврат излишне уплаченного налога.
Согласно данным ИФНС России № 34 по адрес указанная переплата образовалась по состоянию на 01.01.2008.
Тем самым срок на подачу заявления начинает исчисляется с 01.01.2008 и оканчивается 31.12.2010г., заявление о возврате подано заявителем 18.07.2022г.
Между тем, налогоплательщик не лишался права в любой момент времени обратиться в Инспекцию с заявлением о составлении совместного акта сверки расчетов по налогам или справки о состоянии расчетов по налогам.
Довод истца о том, что именно налоговый орган обязан известить налогоплательщика об излишне уплаченных налогах, несостоятелен, поскольку согласно п. 3 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации для установления факта излишней уплаты возможно проведение сверки расчетов, как по предложению налогового органа, так и по инициативе налогоплательщика.
При этом соответствующая переплата по налогу на доходы физических лиц образовалась у истца за 2008 год, о наличии переплаты по налогу на доходы физических лиц за 2008 год истец при необходимой степени осмотрительности, добросовестности и разумности мог и должен был узнать не позднее окончания нового налогового периода, то есть не позднее 2009 года. В суд с настоящим иском о возврате излишне уплаченного налога истец обратился только в 2022 году, то есть по прошествии более 14 лет, при этом уважительных причин пропуска указанного срока суду не представлено.
Согласно приказу Министерства Финансов Российской Федерации от 15 февраля 2012г. № ММВ-7-10/88ГЙ) в целях совершения организации делопроизводства и архивного дела, а также обеспечения сохранности документов, образующихся в деятельности налоговых органов и подведомственных организаций, Отчеты о декларировании доходов физическим лицам, Документы (справки, отчеты инспекций ФНС России, расчеты ставок, переписка) по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, и иные документы хранятся 5 лет.
Составление справки о состоянии счетов по налогам и несообщение о факте излишне уплаченного налога не могут рассматриваться как обстоятельства, влияющие на исчисление срока подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога.
При таких обстоятельствах, подав заявление в 2022 году о возврате излишне уплаченного налога, истцом нарушен трехлетний срок, предусмотренный п. 7 ст. 78 НК РФ. Следовательно, решение Инспекции об отказе в возврате налога от 11.08.2022 N 24308 является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения требований истца суд в данном случае не усматривает.
В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Административным истцом не представлено суду доказательств, опровергающих доводы административного ответчика, доводы административного истца объективно ничем не подтверждаются и направлены на неверное толкование норм налогового законодательства.
Принимая во внимание, что необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства, а таких обстоятельств по делу не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Чернэ Ирэны Михайловны к ИФНС России № 4 по адрес, ИФНС России № 34 по адрес о признании решения незаконным, обязании вернуть сумму излишне уплаченного налога – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Хамовнический районный суд адрес в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22.05.2023.
Судья О.С. Лапина