Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2019 год г. Рязань
Московский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Малышева О.В., при секретаре Орловой А.Р.,
рассмотрев в судебном заседании в здании суда административное дело№ 2а-982/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Рязанской области к Бакунькину Владимиру Михайловичу о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу,
У С Т А Н О В И Л :
МИФНС России № 1 по Рязанской области обратилась с административным иском к Бакунькину В.М. о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу, указав‚ что за административным ответчиком зарегистрированы транспортные средства – автомобиль ВАЗ2106‚ госрегзнак №‚ автомобиль ГАЗ3110‚ госрегзнак №‚ автомобиль HYUNDAI SOLARIS‚ госрегзнак №‚ в связи с чем административный ответчик является плательщиком транспортного налога. В 2017 году административному ответчику начислен транспортный налог за 2016 год в сумме 3 785 руб. 00 коп. Административному ответчику по почте было направлено налоговое уведомление № от 21 сентября 2017 года с указанием расчета суммы транспортного налога‚ подлежащего уплате в бюджет. В связи с неуплатой административным ответчиком транспортного налога и возникновением у него недоимки‚ налогоплательщику направлено требование об уплате налога и пеней № по состоянию на 12 февраля 2018 года со сроком исполнения – до 03 апреля 2018 года. До настоящего времени обязанность по уплате транспортного налога и пени не исполнена. Административный истец просит взыскать с административного ответчика Бакунькина В.М. задолженность в сумме 3 856 руб. 41 коп.‚ из которых транспортный налог с физических лиц в сумме 3 785 руб.; пени по транспортному налогу – 71 руб. 41 коп.
В судебное заседание административный истец МИФНС №1 России по Рязанской области и административный ответчик Бакунькин В.М. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
В соответствии с ч.2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требование необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз.3 п.3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, ст.48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений п.п.1-3 ст.48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч.6 ст.289 КАС Российской Федерации).
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено‚ что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Как следует из материалов дела‚ за Бакунькиным В.М. в 2016 году были зарегистрированы транспортные средства автомобиль ВАЗ2106‚ госрегзнак №‚ автомобиль ГАЗ3110‚ госрегзнак №‚ автомобиль HYUNDAI SOLARIS‚ госрегзнак № – автомобиль Форд Фокус‚ госрегзнак №‚ в связи с чем он являлся плательщиком транспортного налога.
Административному ответчику по почте было направлено налоговое уведомление № от 21 сентября 2017 года с указанием расчета суммы транспортного налога‚ подлежащего уплате в бюджет. В связи с неуплатой административным ответчиком транспортного налога и возникновением у него недоимки‚ налогоплательщику направлено требование об уплате налога и пеней № по состоянию на 12 февраля 2018 года о необходимости уплатить транспортный налог в размере3 785 руб. 00 коп. и пени в размере 71 руб. 41 коп. в срок до 03 апреля 2018 года.
В добровольном порядке налогоплательщик не исполнил требование налогового органа‚ в связи с чем 27 ноября 2018 года МИФНС России №1 по Рязанской области обратился с заявлением о вынесении судебного приказа.
28 ноября 2018 года мировым судьей судебного участка №10 судебного района Московского районного суда г.Рязани в принятии заявления о выдаче судебного приказа было отказано ввиду пропуска заявителем процессуального срока.
Исходя из положений ст.48 НК РФ‚ последним днем для обращения административного истца в суд с заявлением о вынесении судебного приказа явилось 03 октября 2018 года.
Между тем‚ налоговый орган обратился в суд с названными требованиями в порядке приказного производства только 27 ноября 2018 года‚ то есть по истечении установленного законом срока.
Каких-либо доказательств наличия объективных обстоятельств‚ препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим иском налоговым органом не представлено.
Суд полагает‚ что у налогового органа имелось достаточно времени для принятия мер ко взысканию суммы налога и пени в установленные законом сроки‚ тем более‚ что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений‚ в связи с чем ему должны быть известны правила‚ порядки и сроки обращения в суд.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации‚ выраженной в определении от 22 марта 2012 года №479-О-О‚ принудительное взыскание налога за пределами сроков‚ установленных Налоговым кодексом Российской Федерации‚ осуществляться не может.
Таким образом‚ основания для удовлетворения ходатайства административного истца для восстановления пропущенного процессуального срока отсутствуют.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Принимая во внимание‚ что на дату обращения с настоящим административным иском в суд налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогу и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска административным истцом не представлено‚ суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░