Дело № 2/1-93/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2013 года г. Абдулино
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Шапошниковой Н.Н.,
при секретаре Кондрашовой А.С.,
с участием адвоката Пугачевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дуровой Н.В. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в г. Абдулино о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы и обязанности в назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Дурова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в г. Абдулино о признании незаконным решения об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы и обязанности в назначении пенсии. В обоснование иска указала, что 28 сентября 2012 года она обратилась к ответчику за назначением ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Абдулино № ... от 19 ноября 2012 года в назначении указанной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Ей не были засчитаны следующие периоды: с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... - курсы повышения квалификации по тому основанию, что курсы повышения квалификации не являются оплачиваемым отпуском.
Согласно трудовому законодательству в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В спорные периоды за ней сохранялась заработная плата, с которой работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в г. Абдулино.
Ответчик также незаконно засчитал в календарном исчислении периоды ее нахождения в отпуске по беременности и родам с ... по ... и с ... по ... и в отпуске по уходу за ребенком с ... по ... в должности ... Абдулинской районной больницы (ныне МБУЗ «Абдулинская Центральная районная больница»). Указанные периоды согласно действующему трудовому законодательству включаются в общий и специальный стаж работы со всеми установленными законодателем льготами. Таким образом, время ее нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком также засчитывается в специальный стаж в льготном исчислении 1:1,3, поскольку на тот момент она работала в должности ... в сельской местности.
В судебном заседании истец Дурова Н.В. и ее представитель адвокат Пугачева И.А. исковые требования в части признания незаконным решения начальника Пенсионного фонда о не включении в стаж спорных периодов работы, поддержали, просили обязать ответчика зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ... по ... в льготном исчислении 1 : 1, 3; с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., а также засчитать периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ... по ... и с ... по ... и в отпуске по уходу за ребенком с ... по ... и в льготном исчислении 1 : 1, 3. От исковых требований в части обязанности в назначении досрочной пенсии по старости истец Дурова Н.В. отказалась, судом разъяснены последствия отказа от иска. По делу в данной части вынесено определение о прекращении производства.
Представитель ответчика Старшинова О.В., действующая по доверенности, иск не признала и пояснила суду, что 28 сентября 2012 года Дурова Н.В. обратилась к ним с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в государственных и муниципальных учреждениях. Решением начальника Управления пенсионного фонда РФ в г. Абдулино от 19 ноября 2012 года Дуровой Н.В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости, связанной с лечебной деятельностью, в связи с отсутствием требуемого стажа, так как ее специальный стаж на дату обращения составляет 23 лет 02 месяца 09 дней, требуется 25 лет.
Истцу не были включены в специальный стаж периоды: с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... нахождения ее на курсах повышения квалификации по тому основанию, что пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, определен конкретный перечень периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Период нахождения на курсах повышения квалификации данным перечнем не предусмотрен. Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ... по ... и с ... по ... и в отпуске по уходу за ребенком с ... по ... засчитаны истцу в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку она в указанные периоды фактически в должности ... Абдулинской центральной районной больницы не работала, а находилась в отпуске.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пп.20 п.1 ст. 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Согласно указанному Списку разделом «Наименование учреждений» предусмотрены «больницы всех наименований», разделом «Наименование должностей» предусмотрена должность «фельдшер».
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», вступившим в силу с 01 ноября 1999 года.
В соответствии с п. 3 указанного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464. В данном Списке должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью, значатся врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно п. 2 Постановления СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год 3 месяца.
В судебном заседании из трудовой книжки истца установлено, что Дурова Н.В. с ... по настоящее время года работает ....
Из копии диплома ... усматривается, что истец Дурова Н.В. окончила ... медицинское училище по специальности фельдшерской и ей присвоена квалификация фельдшера.
Из справки № ... от 10.12.2012 г., выданной администрацией МБУЗ «Абдулинская ЦРБ» и свидетельствам ..., ..., ... о повышении квалификации усматривается, что истец Дурова Н.В с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... проходила курсы повышения квалификации, ей начислялась среднемесячная заработная плата, начислены страховые взносы и перечислены в пенсионный фонд.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, повышение квалификации является обязательным условием для занятия лечебной деятельностью, неразрывно связано с выполнением медицинскими работниками своих трудовых обязанностей.
С учетом изложенного, суд считает, что периоды нахождения истца Дуровой Н.В. на курсах повышения квалификации с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Причем период с ... по ... подлежит включению в льготном исчислении – 1:1,3.
Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии с информационным письмом Минтруда РФ и ПФР от 04 ноября 2002 года № 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 «О зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по беременности и родам» период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, из анализа указанных нормативных актов следует, что если периоды нахождения женщины в дородовом и послеродовом отпуске имели место во время осуществления лечебной деятельностью или деятельности по охране здоровья граждан, которая подлежит включению в специальный стаж работы в льготном исчислении, то указанные периоды должны быть исчислены в таком же льготном порядке, как и сама работа, в период которой женщина находилась на соответствующих в дородовом и послеродовом отпусках.
Кроме того, истец Дурова Н.В. находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком с ... по ... и с ... по ... до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, периоды нахождения Дуровой Н.В. в отпусках по уходу за ребенком, предоставленных женщинам до 06 октября 1992 года, должны исчисляться в том же порядке, что и время работы, и засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении.
С учетом изложенного, суд считает требования истца Дуровой Н.В. о включении в специальный стаж периодов нахождения ее ... по ... и с ... по ... в дородовом и послеродовом отпусках и с ... по ... в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком 1,5 лет в должности ... Абдулинской центральной районной больницы в льготном исчислении 1:1,3 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
— ░ ... ░░ ... ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ 03 ░░░░░░; ░ ... ░░ ..., ░ ... ░░ ..., ░ ... ░░ ..., ░ ... ░░ ... ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
— ░ ... ░░ ... ░ ░ ... ░░ ... – ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░ ... ░░ ... – ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ... ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░ 03 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
...