Судья: Аберкон И.В. Дело № 33 - 2062/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.
судей Костенко Е.Л., Сироткиной Е.М.
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 07 мая 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Ухта" на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 19 февраля 2015 года, по которому постановлено:
"Заявление Павленко А.Е., Павленко Н.П. удовлетворить.
Признать отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" (исх. №... от <Дата обезличена>) в принятии Павленко А.Е. и членов её семьи на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям "молодая семья", "семья, имеющая 3-х и более детей", незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа "Ухта" и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" устранить нарушения путем принятия Павленко А.Е., ... года рождения, и членов её семьи: супруга - Павленко Н.П., ... года рождения, и несовершеннолетних детей - К.А.В., ... года рождения, Ч.М.И., ... года рождения, П.А.Н., ... года рождения, на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям "Молодая семья", "семья, имеющая 3-х и более детей", с ... года".
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Павленко А.Е., Павленко Н.П. обратились в суд с требованиями к администрации МО ГО "Ухта" о признании незаконным отказа в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, обязании принять Павленко А.Е. и членов её семьи: супруга - Павленко Н.П. и 3-х детей на указанный учёт.
В обоснование заявленных требований указав, что в ... года обратились в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" с заявлением о постановке их семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "молодая семья", "семья, имеющая трех и более детей". Ответчиком было отказано в постановке на учет по тем основаниям, что Павленко Н.П. снят с регистрационного учёта по адресу: <Адрес обезличен> и прописался по месту фактического проживания, чем намеренно ухудшил жилищные условия. Заявители не согласны с принятым решением, поскольку перерегистрация и переезд обусловлен необходимостью и фактическим совместным проживанием всех членов семьи Павленко.
Определением суда от ... года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МОГО "Ухта".
В судебном заседании заявители на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Представители администрации МО ГО "Ухта", Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Ухта" с требованиями не согласились.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Ухта" просит решение суда отменить в связи с допущенными нарушениями норм материального права.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Россисйкой Федерации их неявка не являлется препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В ее состав включены подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В случае, если не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" от 05.04.2005 № 30-РЗ.
В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в том числе указаны семьи, имеющие трех и более детей; молодые семьи.
Согласно подпункта 2 пункта 3 статьи 2 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 2).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 13 ст.2 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья;
Материалами дела установлено, что брак между Павленко Н.П. и Павленко А.Е. заключён ... года.
Заявители имеют троих несовершеннолетних детей (К. А.В., ... г.р., Ч. М.И., ... г.р., П. А.Н., ... г.р.).
Семья Павленко проживает по адресу <Адрес обезличен>, общей площадью ... кв.м.
Квартира находится в общей долевой собственности Павленко Н.П. и Павленко А.Е. на основании договора купли-продажи от <Дата обезличена>.
Павленко Н.П. по адресу <Адрес обезличен> зарегистрирован с ... года.
Ранее он был зарегистрирован по адресу <Адрес обезличен>.
Иных жилых помещений в собственности либо социальном найме заявители не имеют.
Семья Павленко признана многодетной, о чем свидетельствует удостоверение многодетной семьи №..., выданное ... года.
... года Павленко А.Е. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" с заявлением о постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, её семьи (супруга - Павленко Н.П. и несовершеннолетних детей: К. А.В., ... г.р., Ч. М.И., ... г.р., П. А.Н., ... г.р.) по категории "молодая семья", "семья, имеющая трех и более детей".
На момент обращения в квартире ... дома ... ул.... г.... всего было зарегистрировано ... человек, обеспеченность каждого из заявителей и их несовершеннолетних детей жилой площадью менее учетной нормы подтверждается материалами гражданского дела, и стороной ответчика не оспаривается.
... года Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" было отказано Павленко А.Е. в постановке на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категориям "молодая семья", "семья, имеющая 3-х и более детей" по тем основаниям, что Павленко Н.П., зарегистрировавшись ... года в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, фактически ухудшил свои жилищные условия, и потому семья не может быть поставлена на учет до истечения 5 лет с момента его регистрации.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности действий ответчика, отказавшего заявителям в постановке их семьи на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий со стороны Павленко не усматривается.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует приведенному выше законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
Согласно статье 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации").
В соответствии со ст. 31 Семейного кодекса РФ супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места жительства и пребывания.
Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.
Таким образом, снятие с регистрационного учёта Павленко Н.П. из жилого помещения, принадлежащего его матери, вселение в квартиру, принадлежащую в общей долевой собственности заявителям, регистрация по месту фактического проживания имели целью реализацию супругами права на совместное проживание, ведение общего хозяйства в связи с заключением брака, воспитанием детей. Данные обстоятельства не свидетельствуют о намеренном ухудшении указанными лицами своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В связи с изложенным, довод апелляционной жалобы об обратном отклоняется.
Таким образом, у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что семья заявителей до снятия Павленко Н.П. с регистрационного учета по адресу: <Адрес обезличен> имела обеспеченность жилой площадью более учетной нормы, не может повлечь отмену решения суда, т.к. действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, если ухудшение жилищных условий граждан произошло не искусственно, а вынужденно.
В апелляционной жалобе не содержится ссылок на обстоятельства, опровергающие правильные выводы суда первой инстанции. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 19 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Ухта" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи