дело № 2а-2495/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2021 года | город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Макарчук О.Р.,
с участием:
представителя административного истца – Титарёва И.В., на основании доверенности,
административного ответчика – судебного пристава-исполнителя ФИО2, на основании служебного удостоверения,
представителя административного ответчика - Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю – ФИО2, на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГБУ <адрес> «Экологический центр» к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО2, Межрайонному ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю, УФССП России по Севастополю, заинтересованное лицо – Севастопольская межрайонная природоохранная прокуратура, о признании незаконным постановления, освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
ГБУ <адрес> «Экологический центр» обратилось в суд с административным иском, в котором просит постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП признать незаконным; освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, наложенного указанным постановлением.
В обоснование административного иска истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ по делу № районным судом <адрес> вынесено решение, которым удовлетворены требования природоохранной прокуратуры. Решением суда не установлены сроки его исполнения. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП. ДД.ММ.ГГГГ административный истец уведомил административного ответчика о том, что для исполнения требований исполнительного документа ему необходимо время для соблюдения процедур, сроки которых установлены действующим законодательством Российской Федерации. Только регистрация права оперативного управления в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях предоставления государственных и муниципальных услуг в 2020 году» требует срок в один месяц двенадцать дней, что значительно превышает срок, установленный административным ответчиком. При этом для регистрации должны быть готовы документы, определяющие границы регистрируемых объектов (технические планы), разработку которых бюджетному учреждению необходимо закупить в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на что требуется около месяца без учета времени исполнения контракта по выполнению соответствующих работ. Регистрация права на рассматриваемые объекты является первоочередным мероприятием, без которого государственное бюджетное учреждение не имеет законных оснований выполнять иные мероприятия. При таких обстоятельствах ГБУ <адрес> «Экологический центр» полагает действия административного ответчика по взысканию исполнительского сбора за неисполнение требований в течение пяти дней неправильными, поскольку даже на нормативно-правовом уровне соответствующие процедуры имеют регламентированный срок, превышающий пять дней.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Административный ответчик возражал против удовлетворения административного иска, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Представители административного ответчика – УФССП России по <адрес> и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определили рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя административного истца и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что административный истец является должником по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Ленинского районного суда <адрес> по делу №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Предмет исполнения: обязать ГБУ «Экологический центр» устранить нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Свода правил 58.13330.2019. Гидротехнические сооружения. Основные положения. СНиП 33-01-2003, утвержденного приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, выразившиеся в зарастании древесной растительностью верхнего и нижнего бьефов плотины, гребня плотины, непринятия мер к ограничению проезда по гребню плотины, неработоспособности пьезометров, неисправности запорно-регулирующей арматуры колодца, разрушения ливневой системы ГТС водохранилища «Садовод», оползание грунта плотины и зарастании древесной и кустарниковой растительностью откосов дамб ГТС «Варнаутский», «Биюк-Мускумия», «Уркуста», «Новобобровский», пруда-копани № «Подгорное», пруда-копани в <адрес> №, комплекса ГТС «Тракторный стан № <адрес>», комплексов ГТС водоемов «Тыловое № и №», пруда без названия у страусиной фермы, комплекса ГТС «Слюк-лю», ставка-копани № в <адрес>, комплекса ГТС «Пятая балка №, 2, 3», разрушение водосбора ГТС у зверофермы южнее <адрес>.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Севастополю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ с ГБУ <адрес> «Экологический центр» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения и непредоставление доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частью 3 статьи 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать и с юридических лиц исполнительский сбор.
В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Частью 7 статьи 112 Закона предусмотрено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Во исполнение требований исполнительного документа и действующего законодательства Российской Федерации административным истцом ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт с ООО «Реал» № на выполнение геодезических и кадастровых работ с целью подготовки схем расположения межевых и технических планов на комплекс ГТС пруд №№, 2, 3, 4 <адрес>; комплекс ГТС пруда Торопова дача; комплекс ГТС «Садовод»; водохранилище; комплекс ГТС водоема б/н в районе <адрес>. Выдано техническое задание. Срок выполнения работ по настоящему контракту – 180 календарных дней с момента заключения контракта.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от июля и августа 2021 года за ГБУ <адрес> «Экологический центр» зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости: земельный участок по адресу: <адрес>, квартал 25 часть выдела 9 Севастопольского участкового лесничества Севастопольского лесничества площадью 520 кв.м.; земельный участок по адресу: <адрес>, квартал 25 часть выдела 9 Севастопольского участкового лесничества Севастопольского лесничества площадью 880 кв.м.; земельный участок по адресу: <адрес>, квартал 25 часть выдела 9 Севастопольского участкового лесничества Севастопольского лесничества площадью 512 кв.м.; земельный участок по адресу: <адрес>, квартал 25 часть выдела 9 Севастопольского участкового лесничества Севастопольского лесничества площадью 796 кв.м.
Кроме того, согласно описям документов, принятых в МФЦ для оказания государственных услуг, административным истцом ДД.ММ.ГГГГ подано заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества; ДД.ММ.ГГГГ поданы заявления о предварительном согласовании предоставления ряда земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая степень вины должника, принятие мер для исполнения решения суда, суд приходит к выводу о возможности освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.
С учетом вышеизложенного суд удовлетворяет административный иск частично.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск удовлетворить частично.
Освободить ГБУ <адрес> «Экологический центр» от взыскания исполнительского сбора на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.