Дело 2а-775/2020 03 декабря 2020 г.
29RS0010-01-2020-001504-22
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Спиридонова А.П.,
при секретаре Гуменюк Т.А.,
с участием административного истца Терентьева А.А. и представителя административного ответчика Пашковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03.12.2020 в г. Коряжме в помещении Коряжемского городского суда административное исковое заявление Терентьева А. А. к ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Терентьев А.А. обратился в Коряжемский городской суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области о признании действий незаконными. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 26.03.2020 обратился к административному ответчику с заявлением о направлении Коряжемскому городскому суду, Министерству финансов РФ и прокурору г. Коряжмы копий его апелляционной жалобы на решение Коряжемского городского суда от 03.12.2019, а также уведомления Коряжемского городского суда о направлении указанных копий адресатам. Данное заявление административного истца ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области надлежащим образом не исполнено, что воспрепятствовало реализации права Терентьева А.А. на получение судебной защиты его прав.
Административный истец Терентьев А.А., участие которого в судебном заседании обеспечено посредством системы видеоконференц-связи ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области, заявленные требования просил удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Пашкова Е.А. в удовлетворении административного искового заявления просила отказать по доводам, изложенным в представленных возражениях.
Заслушав административного истца и представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что Терентьев А.А. с 08.10.2013 по настоящее время отбывает назначенное приговором суда наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК № 5 УФСИ России по Архангельской области.
Решением Коряжемского городского суда от 03.12.2019 исковое заявление Терентьева А.А. к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда в размере 6 000 000 рублей оставлено без удовлетворения в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда Терентьев А.А. обратился с апелляционной жалобой, которая определением суда от 31.12.2019 оставлена без движения, истцу предложено в срок до 16.01.2020 представить документы, подтверждающие направление или вручение Министерству Финансов РФ и прокурору г. Коряжмы, копий апелляционной жалобы и приложенных к ней документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют. Апелляционным определением Архангельского областного суда от 12.02.2020 частная жалоба Терентьева А.А. на данное определение оставлена без удовлетворения.
Определениями Коряжемского городского суда от 06.03.2020, 20.03.2020 и 06.04.2020 срок устранения недостатков апелляционной жалобы Терентьева А.А. на решение суда от 03.12.2019 продлен соответственно до 19.03.2020, 27.03.2020 и 07.05.2020.
В связи с неустранением Терентьевым А.А. недостатков апелляционной жалобы, 15.05.2020 Коряжемским городским судом вынесено определение о возвращении апелляционной жалобы, которое отменено апелляционным определением Архангельского областного суда от 16.07.2020. Принимая данное решение, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции не дана оценка доводам Терентьева А.А. об обращении к администрации исправительного учреждения с заявлением о направлении копий апелляционной жалобы Министерству финансов РФ и прокурору г. Колряжмы, а также последующем уведомлении Коряжемского городского суда о направлении данных копий.
В последующем апелляционная жалоба Терентьева А.А. на решение Коряжемского городского суда от 03.12.2019 принята к производству, рассмотрена по существу и апелляционным определением Архангельского областного суда от 01.10.2020 оставлена без удовлетворения.
Вышеуказанные обстоятельства сторонами не оспариваются, подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе судебными актами, вступившими в законную силу, сомнений у суда не вызывают.
Частями 4 и 5 ст. 12 УИК РФ предусмотрено, что осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.
В силу частей 1, 3 и 4 ст. 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса. Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
Частями 1 и 2 ст. 91 УИК РФ предусмотрено, что осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности. Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Кодекса. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - не более семи рабочих дней.
Согласно п. 54 «Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», утвержденных приказом Министерства юстиции РФ № 295 от 16.12.2016, получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм <1> без их ограничения производятся только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке ИУ вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ корреспонденция изымается для отправления. В тюрьмах, ШИЗО, ЕПКТ, ПКТ, ТПП, одиночных камерах, при нахождении на особом режиме и в безопасных местах корреспонденцию для отправления осужденные передают администрации ИУ. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Переписка между осужденными, содержащимися в разных ИУ, осуществляется с разрешения администрации в установленном порядке.
Пунктами 55 и 58 указанных правил предусмотрено, что письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре. Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации ИУ. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - не более семи рабочих дней. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм). Письма, почтовые карточки и телеграммы осужденные отправляют и получают за счет собственных средств.
Согласно представленным административным ответчиком копиям Журнала № 25 регистрации жалоб и заявлений осужденных и Журнала № 26 учета исходящих обращений осужденных в суды, прокуратуру и другие организации никаких жалоб и заявлений от Терентьева А.А., адресованных ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области, не поступало. 27.03.2020 от административного истца поступили три обращения в закрытых конвертах, адресованные Коряжемскому городскому суду, Министерству финансов РФ и прокуратуре г. Коряжме, которые направлены в этот же день исправительным учреждением адресатам. Копии указанных закрытых конвертов содержатся в материалах личного дела осужденного, представлены исправительным учреждением в материалы настоящего административного дела.
Указанные действия административного ответчика в полной мере соответствуют вышеприведенным требованиям закона и не нарушают права административного истца.
Доводы административного истца о том, что он обращался к администрации исправительного учреждения с заявлением о предоставлении ему или Коряжемскому городскому суду документов, подтверждающих направление копий апелляционной жалобы Терентьева А.А. Министерству финансов РФ и прокурору г. Коряжмы представленными суду доказательствами не подтверждаются, оспариваются административным ответчиком, в связи с чем признаны судом несостоятельными.
Также суд находит несостоятельными доводы Терентьева А.А. о том, что в результате совершения каких-либо действий административного ответчика ему созданы препятствия для судебной защиты нарушенных прав. Из материалов гражданского дела № 2-714/2019 следует, что вышеуказанная апелляционная жалоба Терентьева А.А. на решение суда от 03.12.2019 принята к производству и рассмотрена по существу.
Таким образом, в судебном заседании фактов принятия административными ответчиками незаконных решений, совершения действий (бездействия), которые бы нарушили или оспорили права, свободы и законные интересы административного истца, создали препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложили какие-либо обязанности на Терентьева А.А. не установлено.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Пункт 11 ст. 226 КАС РФ устанавливает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и п. 2 ч. 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и п. 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Таким образом, закон возлагает на заявителя обязанность доказать факт нарушения его прав.
Между тем, из представленных в материалы дела доказательств нарушений прав и законных интересов административного истца Терентьева А.А. административным ответчиком судом не установлено, доказательств обратного административным истцом в нарушение ст. 62 и п. 1 и 11 ст. 226 КАС РФ не представлено.
Кроме того, частями 1, 5, 7 и 8 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно доводам административного истца, с заявлением о направлении Коряжемскому городскому суду, Министерству финансов РФ и прокурору <...> копий его апелляционной жалобы на решение Коряжемского городского суда от 03.12.2019, а также уведомления Коряжемского городского суда о направлении указанных копий адресатам, Терентьев А.А. обратился к административному ответчику 26.03.2020. Определение о возвращении апелляционной жалобы в связи с непредставлением истцом документов, подтверждающих направление или вручение Министерству Финансов РФ и прокурору г. Коряжмы, копий апелляционной жалобы и приложенных к ней документов, вынесено 15.05.2020, получено Терентьевым А.А. 21.05.2020. Таким образом, о предполагаемом нарушении своего права Терентьев А.А. должен был узнать не позднее 21.05.2020. Рассматриваемое административное исковое заявление подписано Терентьевым А.А. 27.08.2020, направлено в суд 31.08.2020, поступило 01.09.2020, то есть с пропуском предусмотренного законом 3-х месячного срока обращения в суд за защитой нарушенного права, что, по мнению суда, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований к административному ответчику.
Допустимых доказательств наличия оснований для восстановления Терентьеву А.А. указанного пропущенного административным истцом срока суду не представлено, наличие указанных оснований оспаривается административным ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Терентьева А. А. к ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области о признании действий незаконными оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме принято 03.12.2020.
Председательствующий А.П. Спиридонов