(24RS0007-01-2022-000787-64)
копия
РЕШЕНИЕ (Заочное)
Именем Российской Федерации
15 июля 2022 года Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Максимовой О.В.,
при секретаре Булатовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Григорьевой Дине Владимировне о взыскании суммы неосновательного обогащения,
У С Т А Н О В И Л:
Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» (Далее КГКУ «Управление социальной защиты населения») обратилось в суд с иском к Григорьевой Д.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 67 710,10 рублей, государственной пошлины в размере 2 231,30 рубля, мотивируя свои требования тем, что 06.04.2021 года ответчик через единый портал государственных услуг обратилась в территориальное отделение КГКУ «Управление социальной защиты населения» с заявление о назначении денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, на основании которого, а также решения от 25.05.2021 года №б/н, ответчику назначена ежемесячная выплата в размере 19 257 рублей в период времени с 01.01.2021 года по 25.05.2022 года, которая перечислялась на банковский счет Григорьевой Д.В. Учитывая, что ребенок ответчика достиг 8-го возраста 16.08.2021 года, Григорьевой Д.В. ошибочно назначена ежемесячная денежная выплата по 25.05.2022 года. Распоряжением от 27.12.2021 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет ответчику прекращена. В период времени с 16.08.2021 года по 30.11.2021 года Григорьевой Д.В. необоснованно выплачена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет в размере 67 710,10 рублей, в целях предоставления права на добровольный возврат необоснованно полученных денежных средств в адрес Григорьевой Д.В. направлено уведомление от 18.01.2022 года №11, однако до настоящего времени Григорьева Д.В. излишне выплаченную денежную выплату не вернула.
Истец КГКУ «Управление социальной защиты населения», извещенное о месте и времени рассмотрения дела в зал суда своего представителя не направило, о причинах неявки своего представителя суду не сообщило.
Ответчики Григорьева Д.В. в зал суда не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом заказными письмами с уведомлением, о причинах неявки суду не сообщила, возражения относительно заявленных требований не представила.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В этой связи, полагая, что неявившиеся лица, участвующие в деле, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, рассмотрел дело в их отсутствие, в порядке заочного производства в силу ст. ст. 167, 233 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от N 384 от 31.03.2020 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее Основные требования), которые применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения указанной ежемесячной выплаты (п. 1); ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (п. 2); ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г., до достижения ребенком возраста 8 лет (п. 5); ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период, начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 года. Начиная с 2021 года ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев с этого дня. В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением (п. 6).
Согласно п. 9 Основных требований заявление о назначении ежемесячной выплаты (далее - заявление) подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты (далее - уполномоченный орган): а) лично; б) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; в) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (далее - единый портал) или с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг - по решению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации; г) посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.
Пунктом 14 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384, установлено, что заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного взаимодействия (п. 17 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384).
Постановлением Правительства Красноярского края №507-п от 30.09.2013 года утверждена государственная программа Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан».
Отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Красноярском крае регулируются Приказом министерства социальной политики Красноярского края от 22.06.2021 N 51-Н "Об утверждении Административного регламента предоставления министерством социальной политики Красноярского края государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно из семей, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по соответствующей группе территорий Красноярского края, на дату обращения за назначением указанной выплаты" (Далее Административный регламент).
Так, п. 2 Административного регламента установлено, что государственная услуга предоставляется краевым государственным казенным учреждением "Управление социальной защиты населения" и его территориальными отделениями.
Заявителями на получение государственной услуги являются один из родителей совместно проживающий с ребенком или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Красноярского края (далее - заявители), если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по соответствующей группе территорий Красноярского края на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (п. 3 Административного регламента).
Согласно п. 15 Административного регламента одновременно с заявлением заявителем представляются в зависимости от сложившейся у него жизненной ситуации документы (сведения), в том числе о рождении, усыновлении ребенка (при рождении ребенка за пределами Российской Федерации).
Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является достижение ребенком, в отношении которого подано заявление, возраста 8 лет (п.п. 4 п. 20 Административного регламента).
Заявление о назначении ежемесячной выплаты может быть подано заявителем или уполномоченным им на основании доверенности представителем в виде электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или краевого портала государственных и муниципальных услуг (п.п. «а» п. 39 Административного регламента).
Специалист органа, предоставляющего государственную услугу, ответственный в соответствии с должностным регламентом за принятие решения о предоставлении государственной услуги или об отказе в предоставлении государственной услуги заявителю, после поступления заявления и документов осуществляет проверку права заявителя на ежемесячную выплату в соответствии с действующим законодательством. (п. 50 Административного регламента).
Решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается уполномоченным учреждением в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного взаимодействия. (п. 51 Административного регламента).
Судом установлено, что 06.04.2021 ответчик обратилась в КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Богучанскому району Красноярского края через единый портал государственных услуг с заявлением о назначении ежемесячного пособия на детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
К указанному заявлению ответчиком были приложены документы, в том числе копия паспорта, копия свидетельства о рождении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения серия III-БА №530205 от 21.08.2013 года.
Решением КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Богучанскому району Красноярского края от 25.05.2021 года было назначено государственное пособие (ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет) в отношении ФИО4 в период времени с 01.06.2021 года по 30.04.2022 года в размере 19 257 рублей, с 01.05.2022 года по 25.05.2022 года в размере 15 529,84 рублей.
Распоряжением КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Богучанскому району Красноярского края от 27.12.2021 года Григорьевой Д.В. выплата пособия (ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет) в отношении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, прекращена в связи с достижением ребенком установленного возраста.
Согласно представленной справки выявлено наличие излишне выплаченного пособия в размере 67 710,10 рублей, о чем в адрес ответчика направлено уведомление от 18.01.2022 года №11, с просьбой о возвращении суммы неосновательного обогащения в срок не позднее 28.02.2022 года.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика не противоречат требованиям действующего законодательства.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Согласно статье 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат применению также к требованиям: 1) о возврате исполненного по недействительной сделке; 2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; 3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; 4) о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
По смыслу указанных правовых норм, неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно трех условий: факт приобретения или сбережения имущества, то есть увеличения стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, а также отсутствие правовых оснований для приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого.
Исходя из особенности предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения и распределением бремени доказывания, частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на истце лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, обогащение произошло за счет истца, размер данного обогащения. В свою очередь, ответчик должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счет истца, либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.20218 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения, за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства устанавливает Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.
В силу абзаца 2 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособий гражданам, имеющим детей" излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В том случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, приказом Минтруда России от 29 сентября 2020 года N 668н утверждены Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с пунктом 85 Порядка получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, организации, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты. В случае, если в текущем месяце наступают обстоятельства, влекущие прекращение выплаты ежемесячных пособий (смерть ребенка, устройство получателя пособия на работу и другие), но выплата пособия за текущий месяц уже произведена, оснований для удержания излишне выплаченного пособия за данный месяц не имеется. В этом случае у получателей пособия право на получение ежемесячных пособий прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Согласно пункту 87 Порядка суммы пособий, излишне выплаченные получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров, возмещаются этими получателями, а в случае спора - взыскиваются в судебном порядке. Суммы пособий, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего пособие, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.
Таким образом, достоверно установлено, что ответчик, подавая заявление о назначении пособий, заполнила все имеющиеся в бланке заявления графы, приложила к заявлению необходимые документы, в том числе свидетельство о рождении Лупашку Д.В. Истец, проверяя достоверность предоставленных сведений, руководствуясь требованиями статьи 19 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", осуществил соответствующую проверку и принял решение о назначении выплаты в период времени с 01.06.2021 года по 25.05.2022 года.
Доказательств, свидетельствующих о недобросовестности ответчика, злоупотреблении ею правом (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на назначение или размер выплаты), истцом не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для взыскания с Григорьевой Д.В. в пользу истца излишне выплаченных денежных сумм, требования КГКУ «Управление социальной защиты населения» удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 233 – 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Григорьевой ФИО6 о взыскании суммы неосновательного обогащения отказать.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в суд, принявший заочное решение, в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд Красноярского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий подпись О.В. Максимова
Решение в окончательной форме изготовлено 22 июля 2022 года.
Копия верна
Судья Богучанского районного суда
Красноярского края О.В. Максимова