Решение по делу № 2-494/2023 (2-3863/2022;) от 27.10.2022

18RS0004-01-2022-005542-76

Дело № 2-494/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ижевск                                                 25 мая 2023 года

Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:

судьи Кочеткова Д.В.,

при секретаре Зиминой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыловой Л.Р. к ОСФР по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Рылова Л.Р. обратилась в суд с иском к ответчику ОПФР по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав, с учетом изменения предмета иска просит:

признать решения ОСФР по Удмуртской Республике от -Дата-, от -Дата- незаконными;

обязать ОСФР по Удмуртской Республике включить в специальный педагогический стаж Рыловой Л.Р. период работы воспитателем с -Дата- по -Дата-;

обязать ОСФР по Удмуртской Республике признать право Рыловой Л.Р. на досрочную страховую пенсию по старости с -Дата-;

обязать ОСФР по Удмуртской Республике бессрочно назначить Рыловой Л.Р. досрочную страховую пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста, с даты подачи заявления о назначении пенсии -Дата-.

Взыскать с ответчика госпошлину 300 руб.

Свои требования мотивировала тем, что решениями от -Дата-, от -Дата- ответчик незаконно отказал истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, исключив из подсчета стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии период работы, когда не была выполнена норма педагогической нагрузки, установленная за ставку заработной платы, в количестве 36 часов в неделю.

Определением судьи от -Дата- произведена замена ответчика на ОСФР по Удмуртской Республике.

В судебном заседании истец иск поддержала в полном объеме с учетом изменения предмета.

В судебном заседании представитель ответчика Ветошкина А.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать, поддержала доводы отказных решений.

Суд, заслушав стороны, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:

Согласно трудовой книжке серии АТ - VI , Рылова (Сахбиева) Л.Р. -Дата- года рождения, работала в периоды в должности:

с -Дата- по -Дата- воспитатель отд. 76 д/с 286 ПО «Ижевский мотозавод»;

с -Дата- по -Дата- воспитатель ясли-сад 226;

с -Дата- по -Дата- воспитатель д/с 168 Дошкольного отдела Индустриального района г. Ижевска;

с -Дата- по -Дата- воспитатель МДОУ «Детский сад № 101»;

с -Дата- по настоящее время воспитатель МБДОУ «Детский сад № 148».

В период с -Дата- по -Дата- истицей не была выполнена норма педагогической нагрузки, установленная за ставку заработной платы, в количестве 36 часов в неделю в должности воспитателя в МДОУ «Детский сад № 101».

Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

-Дата- истица обратилась с письменным заявлением в ОПФР по Удмуртской Республике о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости как педагогическому работнику.

Решением от -Дата- ОСФР по Удмуртской Республике истице на основании п.п.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения права на досрочное назначение пенсии.

Из содержания решения следует, что ответчиком исключен из стажа истца дающего право на досрочное назначение страховой пенсии период:

с -Дата- по -Дата- в который истицей не была выполнена норма педагогической нагрузки, установленная за ставку заработной платы, в количестве 36 часов в неделю в должности воспитателя в МДОУ «Детский сад № 101».

Кроме того, в данный период сведения индивидуального (персонифицированного) учета отражены страхователем с указанием условий для досрочного назначения страховой пенсии «28-ПД» и дополнительных сведений «0.83 ставка».

Ответчиком установлен на -Дата- стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии 25 лет 6 месяцев 16 дней. Требуемый стаж для установления досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность 25 лет выработан на дату -Дата-. Право на досрочное пенсионное обеспечение может быть реализовано заявителем в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 по формуле: дата права (23.04.2021)+36 месяцев, т.е. не ранее -Дата-.

-Дата- истица обратилась с письменным заявлением в ОПФР по Удмуртской Республике о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости как педагогическому работнику.

Решением от -Дата- ОСФР по Удмуртской Республике истице на основании п.п.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения права на досрочное назначение пенсии.

Из содержания решения следует, что ответчиком исключен из стажа истца дающего право на досрочное назначение страховой пенсии период:

с -Дата- по -Дата- в который истицей не была выполнена норма педагогической нагрузки, установленная за ставку заработной платы, в количестве 36 часов в неделю в должности воспитателя в МДОУ «Детский сад № 101».

Кроме того, в данный период сведения индивидуального (персонифицированного) учета отражены страхователем с указанием условий для досрочного назначения страховой пенсии «28-ПД» и дополнительных сведений «0.83 ставка».

Ответчиком установлен на -Дата- стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии 26 лет 1 месяц 27 дней. Требуемый стаж для установления досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность 25 лет выработан на дату -Дата-. Право на досрочное пенсионное обеспечение может быть реализовано заявителем в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 по формуле: дата права (-Дата-)+36 месяцев, т.е. не ранее -Дата-.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», (далее- Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста, страховая пенсия назначается независимо от возраста, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 21 в 2021 году, 23,4 в 2022 году (с учетом переходных положений пункта 3 статьи 35 указанного закона). В соответствии с Законом № 350-ФЗ от 03.10.2018 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» с 01.01.2019 г. для лиц, которым право на досрочную пенсию предоставляется независимо от возраста, срок реализации права на досрочное назначение будет постепенно увеличен на 60 месяцев (5 лет) в зависимости от года возникновения права на такую пенсию. С 01.01.2019 страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пп. 19-21 ч. 1 ст. 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Закону №400-ФЗ (дата наступления права на досрочную пенсию + 18 месяцев в 2020).

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона №400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.3); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.4).

Согласно п.1 статьи 35 Федерального закона №400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2021 году составляет 12 лет, в 2022 – 13 лет.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей включаются периоды работы воспитателем детского сада.

С учетом изложенного, обязательными условиями для признания права на назначение досрочной страховой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), в данном случае - не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, подтвержденной соответствующими документами.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец обращался с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет) в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение -Дата-, -Дата-.

Периоды работы истца в должности воспитателя детского сада, в которые истцом не была выработана норма педагогической нагрузки, подлежат включению в специальный трудовой стаж истца по следующим основаниям.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы "...начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад)...".

Статья 333 Трудового кодекса РФ устанавливает, что "в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти".

В связи с чем, постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (далее по тексту - постановление Правительства РФ N 191) была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Кроме того, в соответствии с письмом Министерства Образования РФ от 24.12.1999 года № 01-52-640/205, норма педагогической нагрузки, за которую выплачивалась ставка заработной платы, для воспитателей дошкольных учреждений была определена в количестве 36 часов в неделю.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 года N 82/258 "О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений", с изменениями от 31 января и 31 марта 2000 года, воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями.

Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п. 8 постановления УР N 82/258).

Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из заработка, в том числе, и в Пенсионный фонд производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов.

Исходя из требований ст. 55 п. 3 Конституции РФ следует, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 года, установившее норму педагогической нагрузки для педагогических работников дошкольных учреждений в 36 часов в неделю ухудшает уровень трудовых прав работников данной категории субъекта РФ - Удмуртской Республики. С учетом того, что статьями 11, 12 и ч. 2 ст. 13 ТК РФ предусмотрен порядок действия законов и иных нормативных актов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права во времени и пространстве, суд признает, что постановление УР N 82/258 от 29.09.1995 года подлежит применению на территории УР.

В соответствии со справкой от -Дата- выданной филиалом МКОУ «Централизованная бухгалтерия Управления образования Администрации г. Ижевска» Индустриального района Рылова Л.Р. в период с -Дата- по -Дата- выполняла норму рабочего времени (педагогической нагрузки), установленную на ставку заработной платы (с учетом нахождения в очередном отпуске с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат включению следующие периоды:

работы в должности воспитателя МДОУ «Детский сад » с выполнением нормы рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной на ставку заработной платы в размере 30 часов в неделю с -Дата- по -Дата- (01 год 03 месяца 14 дней).

При включении в стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляющий на -Дата- по подсчету ответчика 25 лет 06 месяцев 16 дней, спорного периода работы сроком 01 год 03 месяца 14 дней, стаж истца составит 26 лет 10 месяцев, требуемый для досрочного установления страховой пенсии по старости педагогический стаж продолжительностью 25 лет выработан истцом на дату -Дата-, что дает истцу право на назначение пенсии досрочно с учетом сроков установления пенсий, указанных в приложении 7 к Закону от -Дата- в 2020 + 18 месяцев, по обращению -Дата-, с -Дата-.

Поскольку вынесенные ответчиком решения об отказе в назначении пенсии истцу не соответствует требованиям пенсионного законодательства в части исключения спорных периодов и отказа в назначении пенсии истцу с даты обращения, решения подлежат отмене.

В соответствии со ст. 94, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Рыловой Л.Р. СНИЛС к ОСФР по Удмуртской Республике ИНН о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконными решения ОСФР по Удмуртской Республике от -Дата-, от -Дата-.

Обязать ОСФР по Удмуртской Республике включить в специальный педагогический стаж Рыловой Л.Р. период работы воспитателем с -Дата- по -Дата-.

Обязать ОСФР по Удмуртской Республике признать право Рыловой Л.Р. на досрочную страховую пенсию по старости с -Дата-.

Обязать ОСФР по Удмуртской Республике бессрочно назначить Рыловой Л.Р. досрочную страховую пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста с -Дата-.

Взыскать с ОСФР по Удмуртской Республике в пользу Рыловой Л.Р. госпошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики, через Индустриальный районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня его принятия.

Судья:                                    Д.В. Кочетков

2-494/2023 (2-3863/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Рылова лариса Рашитовна
Ответчики
ОСФР по УР
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Дело на странице суда
industrialnyy.udm.sudrf.ru
27.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2022Передача материалов судье
27.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.10.2022Переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства
27.12.2022Вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства
27.12.2022Подготовка дела (собеседование)
27.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2023Судебное заседание
27.02.2023Судебное заседание
28.03.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
12.07.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.07.2023Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
20.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
25.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее