№5-124/2022 (5-2365/2021)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 января 2022 года г. Белебей, РБ
Судья Белебеевского городского суда Республики Башкортостан Мухамадьярова И.И., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Садретдинова Р.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Садретдинова Р.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> паспорт серии №, выдан Отделом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №,
УСТАНОВИЛ:
как следует из поступившего на рассмотрение протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, в ходе проведенной отделом по Белебеевскому району и г. Белебею Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ в 15 ч. 30 мин., ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> Садретдинов Р.К. в торговом центре, расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение Указа Главы Республики Башкортостан от 18.03.2020 № УГ-111, не обеспечил проверку посетителей на наличие сертификата о прохождении вакцинации против COVID-2019, либо справки о перенесенном в течение 6 месяцев заболевании новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019).
На рассмотрение протокола об административном правонарушении Садретдинов Р.К. явился, выразил несогласие с доводами проверки, поскольку он не является индивидуальным предпринимателем, является владельцем помещений, расположенных по адресу: <адрес>, права владения на указанные помещения переданы им по договорам аренды индивидуальным предпринимателям: ИП Дмитриевой О.В., ИП Чиглинцевой А.Ф., ИП Табилову В.В., ИП Ивановой К.В., ИП Байназаровой А.Е., ИП Зикриееву З.Д., ИП Петрову А.Л., ИП Лузяниной О.Ю., ИП Дмитриевой О.В., ИП Катунину В.В., которые занимаются реализацией соответствующих товаров и услуг по указанному адресу, в этой связи считает, что он не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1. КоАП РФ.
Рассмотрение дела позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации устанавливаются Правительством РФ.
Такие правила утверждены постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила). Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" п. 6 ст. 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ.
В развитие приведенных выше положений законодательства РФ в субъектах РФ приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности, Указом Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 г. № УГ-111 (редакция от 09.11.2021) в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) для органов управления и сил Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введён режим функционирования "Повышенная готовность" с установлением обязательных для исполнения гражданами, организациями, индивидуальными предпринимателями правил поведения в соответствии с настоящим Указом.
Пунктом 12 данного Указа установлено, что в соответствии со сроками и сферами деятельности, определенными приложением № 2 к Указу, организации (ИП, самозанятые) предоставляют услуги (товары, работы) только гражданам (за исключением граждан в возрасте до 18 лет), имеющим при себе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, при предъявлении ими уполномоченному организацией (ИП, самозанятым) лицу:
сертификата о прохождении вакцинации против COVID-2019, полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) (в электронном либо распечатанном виде);
либо справки о перенесенном в течение 6 месяцев заболевании новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019);
либо справки о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации против COVID-2019, заверенной лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, представляемой одновременно со справкой об отрицательном результате лабораторного исследования на COVID-2019 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) (полученной не позднее чем за 72 часа).
По приложению № 2 к сферам деятельности, регулируемым пунктом 12 Указа, отнесены: с 04 октября 2021 г. деятельность по проведению массовых физкультурных и спортивных мероприятий; с 12 октября 2021 г. деятельность торговых центров (комплексов).
В соответствии с ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Граждане РФ обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Изучив и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.2 КоАП РФ, исследовав обстоятельства дела в их совокупности, прихожу к выводу о том, что вина Садретдинова Р.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, не доказана и материалами дела не подтверждается.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административному правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ст. 26.2 КоАП РФ).
При этом в силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Ответственность по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ наступает только за виновные действия (бездействия) лиц по невыполнению правил поведения при введении режима на соответствующей территории повышенной готовности.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Садретдинов Р.К. подвергнут должностным лицом административному преследованию, как собственник помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства Садретдинов Р.К. выразил несогласие с привлечением его к административной ответственности по данной норме, пояснив, что положения п.6 Указа Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 г. N УГ-111, нарушение которых мне вменяется, содержат обязанности для граждан-посетителей организаций торговли, а не для самих организаций торговли. Он, являясь собственником помещений по адресу: <адрес>, товары, работы, услуги по указанному адресу не реализует. Права владения на указанные помещения переданы по договору аренды следующим индивидуальным предпринимателям, которые и занимаются реализацией соответствующих товаров и услуг по указанному адресу: ИП Дмитриевой О.В., ИП Чиглинцевой А.Ф., ИП Табилову В.В., ИП Ивановой К.В., ИП Байназаровой А.Е., ИП Зикриееву З.Д., ИП Петрову А.Л., ИП Лузяниной О.Ю., ИП Дмитриевой О.В., ИП Катунину В.В., в этой связи он не может являться субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, нарушение которой ему вменяется.
Из материалов дела следует, что какие-либо доказательства, фиксирующие сам факт нарушения, помимо протокола об административном правонарушении и акта обнаружения правонарушения, в представленных материалах отсутствуют. То есть, каких-либо доказательств, объективно подтверждающих обстоятельства, на основании которых административным органом был составлен протокол, в материалах дела не имеется.
Акт проверки не содержит бесспорных доказательств виновности Садретдинова Р.К. во вмененном ему деянии, он составлен и подписан только проверяющими лицами, в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, понятых, приобщенная к нему фотографии, на которых зафиксированы открытые двери, ведущие в помещение, и человек в маске в помещении, также не могут служить объективным доказательством виновности Садретдинова Р.К.
Кроме того, в акте об обнаружении административного правонарушения от 07.11.2021, обнаружено нарушение п.6 Указа Главы РБ от 18.03.2020 №УГ-111 « О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой короновирусной инфекции (COVID-2019)», который применяется в отношении граждан, поэтому к Садретдинову Р.К., как к собственнику помещения, применен быть не может.
Никаких фотографий, видеозаписей, из которых просматривалось бы, что привлекаемым лицом не обеспечено исполнение требований Указа Главы Республики, материалы дела не содержат. При этом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оспаривает совершение вмененного ему административного правонарушения, последовательно приводя логичные доводы.
Вышеизложенное не является безусловным подтверждением наличия в действиях привлекаемого к ответственности лица вмененного ему административного правонарушения. Не содержится соответствующих доказательств и в материалах дела.
В этой связи, у Садретдинова Р.К., который привлекается к административной ответственности за то, что не обеспечил проверку у посетителей торгового центра соответствующих QR-кодов, данная обязанность отсутствует.
В соответствии с требованиями частей 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им вмененного правонарушения возложено на административный орган. При этом, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В свою очередь, каких-либо бесспорных доказательств совершения Садретдиновым Р.К. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, при возбуждении дела об административном правонарушении и в ходе его рассмотрения по существу не получено, а имеющиеся по делу сомнения подлежат толкованию в пользу привлекаемого к ответственности лица.
Таким образом, ввиду отсутствия в действиях Садретдинова Р.К. состава вменённого ему правонарушения производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Садретдинова Р.К., прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Белебеевского
городского суда РБ: И.И. Мухамадьярова