Решение по делу № 2-4078/2015 от 25.08.2015

Дело № 2- 4078(2015)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2015 года г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края, в составе:

председательствующего судьи Матушевской Е.П.

с участием прокурора Булатовой О.С.

при секретаре Усковой Н.В.

с участием представителя заявителей Извозчикова В.Г., действующего на основании доверенностей, представителя избирательной комиссии Антоненко И.В., представителя заинтересованного лица Бородкина Е.В. Балахашвили А.Г., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Брыскиной, Фесенко об отмене регистрации кандидата в депутаты Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу №,

У С Т А Н О В И Л:

Брыскина Т.В. обратилась в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Бородкина Е.В., мотивируя свои требования тем, что с целью проверки наличия гражданства иностранного государства у кандидата Бородкина Е.В. она обратилась в окружную избирательную комиссию. Согласно ответа Бородкин Е.В. гражданином иностранного государства не являлся, с чем не может согласиться, т.к. представленная в комиссию копия справки о прекращении гражданства Республики Венгрия, указывая на разрешение Президента Республики Венгрия на выход из гражданства данного государства, не удостоверяет самого факта прекращения гражданства. Справка вызывает сомнение в ее подлинности. В соответствии с пунктом 3.1. статьи 4 указанного Федерального закона не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства. В силу пункта 8 статьи 32 указанного Федерального закона не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах, другими словами, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства. На основании чего просит суд отменить регистрацию кандидата в депутаты Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Бородкина Е.В.(л.д.3-4)

01.09.2015г. с аналогичным заявлением в суд обратился Фесенко Д.А.Определением суда дела соединены в одно производство(л.д.96-98).

Заявители Брыскина Т.В., Фесенко Д.А. в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие с участием представителя Извозчикова В.Г.

В судебном заседании представитель заявителей Извозчиков В.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме по аналогичным основаниям. Пояснил дополнительно, что по данным ОФМС Бородкин Е.В. имеет гражданство Венгрии, т.е. у него отсутствует пассивное право, в связи с чем его не могли выдвигать в кандидаты, а также не могли регистрировать в качестве кандидата в депутаты. Избирательная комиссия не проверила его сведения. Представленные документы не свидетельствуют о прекращении гражданства на момент регистрации. Отказ от гражданства подтверждает только намерение отказаться от гражданства. Подлинная справка консула не представлена. Согласно закону о гражданстве Венгрии, должен быть официальный документ. Справка таковым быть не может.

Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии Антоненко И.В. по заявленным требованиям возражала. Пояснила, что Бородкин Е.В. был зарегистрирован кандидатом по данному округу 03.08.2015 года. Избирательная комиссия не провела проверку сведений относительно наличия второго гражданства у Бородкина Е.В. По сведениям УФМС, полученным после обращения Брыскиной Т.В. в суд, у Бородкина Е.В. имеется гражданство РФ и Республики Венгрия. Но т.к. не определен порядок об уведомлении УФМС в части выхода из гражданства, нельзя информацию УФМС считать достаточным доказательством наличия у Бородкина Е.В. гражданства иностранного государства. Считает, что представленные Бородкиным Е.В. отказ от гражданства и справка посла Венгрии являются надлежащим доказательством отсутствия гражданства Венгрии у Бородкина Е.В. на момент регистрации его кандидатом.

Представитель заинтересованного лица Бородкина Е.В. Балахашвили А.Г. заявление не признала, пояснив, что Бородкин Е.В. был гражданином республики Венгрии. 17.06.2015 года он сдал документы для выхода из гражданства Венгрии. Получил при этом расписку. Ему сказали, что этого достаточно для подтверждения прекращения гражданства Венгрии. Он также сдал паспорт гражданина Венгрии. В связи с этим при подаче заявления о регистрации в качестве кандидата в депутаты Ачинского городского совета депутатов Бородкин Е.В. полагал, что с момента сдачи заявления его исключили из гражданства Венгрии. После возбуждения дела в суде Бородкин Е.В. попытался получить официальный документ, подтверждающий прекращение гражданства, но ему сказали, что достаточно его отказа о гражданства. Полагает, что этого достаточно для подтверждения пассивного права. Подлинник справки консульства отсутствует. Иных доказательств нет. Полагает, что отменять регистрацию кандидата в связи с имеющимися в реестре УФМС сведениями о наличии гражданства Венгрии и при наличии представленных документов нельзя.

Представитель заинтересованного лица ОУФМС России по Красноярскому краю в г.Ачинске и Ачинском районе в суд не явился. Ранее в судебном заседании начальник ОУФМС Юшин В.О. пояснял, что в связи с изменением Закона «О гражданстве» и на основании Правил осуществления Федеральной миграционной службой и ее территориальными органами учета письменных уведомлений о наличии у граждан Российской Федерации гражданства иного государства, утвержденных постановлением Правительством РФ от 30.07.2014 года № 733, сведения о втором гражданстве гражданина вносятся в учетные данные. Однако, процедура изменения или исключения данных сведений в связи с прекращением гражданства отсутствует, в связи с чем в настоящее время даже при наличии у Бородкина Е.В. документа, подтверждающего прекращение гражданства Венгрии, сведения о наличии второго гражданства из учетных данных не будут исключены(л.д.86).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле и присутствующих в суде, исследовав материалы дела, заслушав заключения прокурора, полагавшего удовлетворить заявленные требования, суд считает, что заявленные требования об отмене регистрации кандидата в депутаты подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, утверждая в соответствии с волей многонационального народа России незыблемость демократической основы суверенной государственности и признавая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, провозглашает свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа (абзац седьмой преамбулы; статья 1, часть 1; статья 3, часть 3) и, соответственно, закрепляет права граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства, в том числе посредством выборов, избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2).

В соответствии с подпунктом 27 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» пассивное избирательное право - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 4 и подпунктом "а" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Как следует из статьи 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации, право быть избранным в органы государственной власти закрепляется именно за гражданами Российской Федерации как лицами, находящимися в особой устойчивой политико-правовой связи с государством. При этом на нормативное содержание пассивного избирательного права может влиять наличие у гражданина Российской Федерации политико-правовой связи с другим государством, т.е. пребывание гражданина Российской Федерации в гражданстве иностранного государства.

Предусмотренное Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" исключение для граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, возможности быть избранными в органы государственной власти основано на прямом предписании статьи 62 (часть 2) Конституции Российской Федерации и соотносится с юридически обязательными общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Устанавливая соответствующее ограничение, федеральный законодатель исходил из того, что оно обусловлено такой конституционно значимой целью, как необходимость защиты основ конституционного строя Российской Федерации (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Поскольку гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается. Формально-юридическая либо фактическая подчиненность депутата законодательного (представительного) органа суверенной воле не только народа Российской Федерации, но и народа иностранного государства не согласуется с конституционными принципами независимости депутатского мандата и государственного суверенитета и ставит под сомнение верховенство Конституции Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 1.1 ст. 38, пункта 39 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» обязанность по предоставлению необходимого пакета документов, ответственность за полноту сведений, содержащихся в представленных для регистрации документов, и соблюдение требований Закона к оформлению этих документов возлагается на кандидатов в депутаты, которые обладают равными правами и несут равные обязанности.

В силу пункта 8 статьи 32 указанного Федерального закона не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах, другими словами, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Согласно подпункту "а" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является основанием для отказа в регистрации.

Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренного, в частности, подпунктом "а" пункта 24 статьи 38 (отсутствие у кандидата пассивного избирательного права) данного Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что решением Избирательной комиссии Красноярского края № от года сформирована Территориальная избирательная комиссия г.Ачинска.

Решением Избирательной комиссии Красноярского края № от г. на ТИК г.Ачинска возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования г.Ачинск.

Решением Ачинского городского Совета депутатов от № были назначены выборы депутатов Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва на 13 сентября 2015 года.

Решением избирательной комиссии муниципального образования город Ачинск Красноярского края № от года полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № были возложены на избирательную комиссию муниципального образования город Ачинск Красноярского края(л.д.27-31).

Решением № от года окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № кандидатом в депутаты Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № была зарегистрирована Брыскина Т.В..(л.д.5).

Решением № года окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № кандидатом в депутаты Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № был зарегистрирован Фесенко Д.А.(л.д.100).

В суде установлено, что года окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № получила от Бородкина Е.В. письменное заявление кандидата о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. В заявлении Бородкиным Е.В. указано гражданство Российской Федерации(л.д.36).

Решением № от года окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № кандидатом в депутаты Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва был зарегистрирован Бородкин Е.В.(л.д.6).

года Брыскина Т.В. обратилась с заявлением (жалобой) в окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № С целью проверки наличия гражданства иностранного государства у кандидата Бородкина Е.В.(л.д.7).

г. избирательная комиссия обратилась с представлением о проверке достоверности сведений о гражданстве Бородкина Е.В. в УФМС России по Красноярскому краю в г.Ачинске и Ачинском районе. г. был получен ответ о наличии у Бородкина Е.В. гражданства Венгрии (л.д.57).

В судебном заседании установлено, что г. Бородкин Е.В. обратился в ОУФМС России по Красноярскому краю в г.Ачинске и Ачинском районе с уведомлением о наличии у него с года гражданства Венгрии(л.д.16-21). На основании уведомления сведения были внесены в информационную систему УФМС.

Однако, учитывая отсутствие установленного законом порядка внесения изменений в учетные записи сведений о прекращении иного гражданства, информацию ОФМС о наличии у Бородкина Е.В. гражданства иностранного государства нельзя считать достаточным доказательством.

Согласно Закону о гражданстве Венгрии, гражданин Венгрии может отказаться от гражданства Венгрии в декларации, направленной Президенту Республики. На основании предложения органа по делам гражданства министр в течение 60 дней подает ходатайство президенту Республики о принятии отказа от гражданства. О прекращении гражданства путем отказа от гражданства президент Республики издает официальный документ. Гражданство Венгрии прекращается в момент выдачи официального документа.

Таким образом, документом, подтверждающим прекращение венгерского гражданства, является официальный документ о прекращении гражданства путем отказа от гражданства, изданный Президентом Венгрии.

При рассмотрении дела в качестве доказательства прекращения у Бородкина Е.В. гражданства Венгрии им был предоставлена расписка о сдаче документов об отказе(л.д.82-84), сам отказ от венгерского гражданства от г., (л.д.115-120)., а также справка посла Республики Венгрия(л.д.9).

Руководствуясь положениями части 3 статьи 67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Учитывая данные требования закона, представленные доказательства не могут быть приняты судом как достаточные для подтверждения отсутствия у Бородкина Е.В. по состоянию на г. гражданства Венгрии.

Так, представленные в дело расписка о сдаче документов об отказе и сам отказ от венгерского гражданства достоверно подтверждают только факт подачи такого отказа и получения его правительственной организацией и предполагает в дальнейшем получение положительного, либо отрицательного ответа. Наличие волеизъявления лица о добровольном выходе из гражданства, не может однозначно свидетельствовать о его прекращении.

В справке посла Республики Венгрия о прекращении гражданства Республики Венгрия, говорится о том, что на основании свидетельства Президента Республики Венгрия от г. Бородкину Е.В. разрешен выход из венгерского гражданства.

Из буквального толкования текста справки следует, что президентом Республики Венгрия г. был разрешен выход Бородкина Е.В. из гражданства. Сведения о том, что президентом подписан документ о прекращении гражданства в связи с отказом, в справке отсутствуют.

В силу ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Учитывая, что Закон о гражданстве Венгрии в качестве документа, подтверждающего прекращение гражданства, указывает на официальный документ о прекращении гражданства путем отказа от гражданства, изданный Президентом Венгрии, суд полагает, что именно такой документ и является допустимым доказательством, подтверждающим прекращение гражданства. В связи с чем справка посла Республики Венгрия о прекращении Бородкиным Е.В. гражданства Республики Венгрии не может быть расценена судом как допустимое доказательство, однозначно подтверждающее факт прекращения гражданства.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Однако, данная справка представлена в незаверенной копии, подлинный экземпляр у заинтересованного лица отсутствует.

Таким образом, суд считает, что допустимых доказательств, позволяющих в соответствии с установленными действующим процессуальным законодательством правилами их оценки сделать однозначный вывод о том, что гражданство Венгрии у Бородкина Е.В. на момент регистрации его кандидатом г. отсутствовало, суду представлено не было.

При этом суд учитывает, что согласно Закону о гражданстве Венгрии, учитывая защиту представленных данных, к документам, связанным с гражданством имеет доступ ограниченный круг лиц. Однако само заинтересованное лицо имеет право на получение документов, подтверждающих наличие или отсутствие гражданства.

Судом по ходатайству представителя Бородкина Е.В. предоставлялось время для получения официального документа, подтверждающего прекращение гражданства, однако такие доказательства предоставлены не были.

Учитывая, что на момент принятия решения о регистрации Бородкина Е.В. кандидатом в депутаты, избирательная комиссия не имела сведений о наличии у Бородкина Е.В. гражданства Венгрии, суд полагает, что сведения о наличии гражданства иностранного государства у кандидата для избирательной комиссии являются вновь открывшимися обстоятельствами.

Таким образом, поскольку судом установлено, что пассивное право заявителя ограничено подпунктом "а" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства и об этом стало известно лишь после получения ответа на запрос, суд полагает необходимым отменить регистрацию кандидата Бородкина Е.В.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Брыскиной, Фесенко об отмене регистрации кандидата в депутаты Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Бородкина удовлетворить.

Отменить регистрацию кандидата в депутаты Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Бородкина по решению окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № от года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья подпись Е.П. Матушевская

Согласовано к размещению на сайт 03.09.2015 г.

Судья Матушевская Е.П.

2-4078/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фесенко Д.А.
Брыскина Т.В.
Другие
Бородкин Е.В.
окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Ачинского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатно
Отдел УФМС России в г.Ачинске и Ачинском районе
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Дело на странице суда
achinsk.krk.sudrf.ru
25.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.08.2015Передача материалов судье
25.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2015Подготовка дела (собеседование)
26.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2015Судебное заседание
02.09.2015Судебное заседание
02.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее