Решение по делу № 8а-3525/2020 [88а-4529/2020] от 29.05.2020

Дело № 3а-207/2019

№ 88а-4529/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                                                     15 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Зиганшина И.К.,

судей Римского Я.А., Зайцевой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 13 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» о признании недействующим постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26 июля 2019 года № 18/1 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением «Николаевская ТЭЦ» филиала «Хабаровская генерация» акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок Хабаровского края на 2019 год», о возмещении судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А., выслушав объяснения представителя административного истца акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» Зайцевой А.В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н., полагавшей доводы кассационной жалобы необоснованными, а судебные постановления, подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края 26 июля 2019 года принято постановление № 18/1 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением «Николаевская ТЭЦ» филиала «Хабаровская генерация» акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок Хабаровского края на 2019 год» (далее - постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26 июля 2019 года № 18/1), которое официально опубликовано на интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 31.07.2019, издании «Собрание законодательства Хабаровского края», 12 августа 2019 года, № 7 (том 2).

Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО «ДГК») обратилось в Хабаровский краевой суд с административным иском о признании недействующим указанного постановления и о возмещении судебных расходов. В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, что постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26 июля 2019 года № 18/1 не соответствует положениям Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правил государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее - Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике), а также Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее – Методические указания). При установлении тарифов необходимая валовая выручка СП «Николаевская ТЭЦ» на 2019 год была необоснованно уменьшена до 1 009 342 тысячи рублей, что меньше экономической обоснованной выручки. Этим нарушен принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

Решением Хабаровского краевого суда от 13 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2020 года административное исковое заявление АО «ДГК», удовлетворено. Оспариваемое постановление признано недействующим с даты его принятия, с административного ответчика взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

В кассационной жалобе, поданной административным ответчиком комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 29 мая 2020 года, через Хабаровский краевой суд 20 мая 2020 года, ставится вопрос об отмене указанных выше судебных актов по мотиву их незаконности и необоснованности.

Представитель административного ответчика комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, который был извещён о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объёме.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ, Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно пункту 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединённых в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.

В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утверждённого постановлением Правительства Хабаровского края от 4 июня 2010 года № 142-пр, комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов), надбавок на электрическую энергию устанавливает тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам, в том числе, льготные тарифы в соответствии с основанием, предусмотренным Законом Хабаровского края от 11 марта 2015 года № 41 «О предоставлении льгот по оплате за тепловую и электрическую энергию (мощность) для отдельных категорий потребителей».

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 мая 2019 года № 686/19 утверждены Методические указания по расчёту регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах (далее - Методические указания ФАС России от 29 мая 2019 года № 686/19).

В соответствии с пунктом 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442, на территориях субъектов Российской Федерации, объединённых в неценовые зоны оптового рынка, в технологически изолированных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, электрическая энергия (мощность) продаётся по регулируемым ценам (тарифам) в установленном Основами ценообразования порядке.

Согласно пункту IV приложения № 2 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1172, территории Дальнего Востока, в том числе территория Хабаровского края объединены в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности, при этом часть территории края является территорией технологически не связанных с Единой энергетической системой России технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановление комитета по ценам и тарифам от 26 июля 2019 года № 18/1, принято уполномоченным органом, в установленном порядке опубликовано на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края laws.khv.gov.ru и по этим основаниям не обжалуется.

Основным видом деятельности АО «ДГК» является поставка электрической энергии.

Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2018 года № 40/4 установлены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением «Николаевская ТЭЦ» филиала «Хабаровская генерация» АО «Дальневосточная генерирующая компания», с использованием которой осуществляются производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок Хабаровского края на 2019 год с календарной разбивкой. Цены (тарифы) подлежали применению с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.

Из приложения к указанному постановлению следует, что цены (тарифы) были установлены в размере двухставочного тарифа по следующим показателям: ставка стоимости единицы электрической мощности с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года – 398 836,82 руб./МВт.мес., с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года – 419 066,07 руб./МВт.мес.; ставка стоимости единицы электрической энергии с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года – 2,24720 руб./кВт.ч, с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года – 2,25269 руб./кВт.ч.

Приказом руководителя ФАС России от 10 июля 2019 года № 939/19 с 1 августа 2019 года отменено постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2018 года № 40/4.

Из данного приказа следует, что на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и на технологически изолированных территориях электроэнергетических систем, к которым относится территория города Николаевска-на-Амуре и Николаевского муниципального района Хабаровского края, двухставочные, трёхставочные тарифы не устанавливаются.

Пунктом 3 данного приказа органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики поручается в срок до 1 августа 2019 года установить и ввести в действие цены (тарифы) в сфере электроэнергетики на 2019 год в отношении АО «ДГК», ПАО «ДЭК», АО «ДРСК» а также пересмотреть долгосрочные параметры регулирования АО «ДРСК» в соответствии с действующим законодательством и данным приказом.

Во исполнение приказа ФАС России от 10 июля 2019 года, комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края 26 июля 2019 года принято оспариваемое постановление № 18/1, из приложения к которому следует, что установлен одноставочный тариф в размере 2,82000 руб./кВт*ч.

Из Сводного прогнозного баланса производств и поставок энергии в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждённого приказом ФАС России от 20 июня 2018 года № 873/18-дсп следует, что мощность электростанции Николаевская ТЭЦ на 2 полугодие 2019 год составляет 130,650 Мвт, отпуск электрической энергии в сеть от производителя электрической энергии (мощности) на 2 полугодие составляет 127,84 млн. кВтч.

При этом, при установлении тарифа отпуск электрической энергии в сеть от производителя электрической энергии на 2 полугодие 2019 года был учтён в размере 108,82 млн. кВтч. вместо 127,84 млн. кВтч.

Удовлетворяя административные исковые требования, оценивая представленные доказательства, Хабаровский краевой суд, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, пришёл к обоснованному выводу о том, что при принятии оспариваемого постановления, административному ответчику необходимо было руководствоваться Методическими указаниями ФАС России от 29 мая 2019 года № 686/19, поскольку территория Николаевского муниципального района является территорией, технологически не связанной с Единой энергетической системой России.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.

Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию административного ответчика в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьёй 84 КАС РФ.

Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.

Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

о п р е д е л и л а:

решение Хабаровского краевого суда от 13 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края - без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-3525/2020 [88а-4529/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
АО "Дальневосточная генерирующая компания"
Ответчики
Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
Другие
Прокуратура Хабаровского края
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Римский Ярослав Алексеевич
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
15.07.2020Судебное заседание
15.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее