Дело № 2-3764/2022
УИД 50RS0044-01-2022-005372-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 декабря 2022 года г. Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Купцовой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Волковой С.В.,
с участием представителя истца адвоката Кононова А.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурмистровой Ольги Владимировны к ГУ-Управлению ПФР №4 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Бурмистрова О.В. обратилась в суд с иском, в котором просит включить период ее работы в Пущинском медицинском центре МО РАН в должности лаборанта клинико-биохимической лаборатории с 12.04.1993 по 30.11.1995, с 12.01.998 по 14.02.1999, в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории с 15.02.1999 по 25.12.2000, а всего 05 лет 07 мес. 03 дней в специальный стаж работы, дающий право на назначение пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», обязать ответчика назначить истцу пенсию по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 27 декабря 2021 года.
Свои требования истец мотивирует тем, что 08 апреля 2022 года истец обратилась в Клиентскую службу «Серпухов» Управления ПФР №4 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ГУ - УПФР №4 по г. Москве и Московской области от 19.08.2022 года <номер> ей было отказано в установлении данной пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 30 лет. Свое решение ответчик мотивировал тем, что период работы Бурмистровой О.В. с 12.04.1993 по 25.12.2000 в Пущинском медицинском центре МО РАН в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории включить в специальный стаж невозможно, так как при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения следует руководствоваться Правилами исчисления периодов работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ№646 от 06.09.1991 г. и №781 от 29.10.2002 года - медицинский центр не поименован. В указанной части решение ГУ-УПФР №4 по г. Москве и Московской области истец считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Бурмистрова О.В. была принята на работу в Больницу с поликлиникой г. Пущино (больница с поликлиникой ПНЦ АН СССР в г. Пущино) на должность лаборанта клинико-диагностической лаборатории (приказ №97/К от 01.08.1988 года), с 05.05.1999 по настоящее время работает в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории. Больница с поликлиникой ПНЦ АН СССР реорганизована в Пущинский медицинский центр Медицинского объединения РАН 12.04.1993 года (приказ №38 от 09.10.1992 года МО РАН). ПМЦ МО РАН переименован в Больницу Пущинского научного центра РАН с 26.12.2000 года (Постановление Президиума РАН №297 от 26.12.2000 года). Истец полагает, что она работала в больнице города Пущино (не смотря на ее наименование в разное время) в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и имеет право на включение данного периода работы в специальный стаж работы, поэтому не включение периода ее работы в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории в ПМЦ МО РАН с 12.04.1993 по 25.12.2000 (07 лет 08 мес. 13 дн.), за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 01.12.1995 по 11.01.1998 (приказ от 01.12.1995 №77, приказ №10/к от 12.01.1998) в специальный стаж незаконно. Специальный стаж работы Бурмистровой О.В. по подсчетам ответчика составляет 26 лет 02 месяца 08 дней. Работа Бурмистровой О.В. в Пущинском медицинском центре МО РАН с учетом нахождения в отпуске по уходу за ребенком составляет 05 лет 07 мес. 03 дня. Итого: 26 года 02 мес. 08 дней + 05 лет 07 мес. 03 дня=31 год 09 мес.11 дней. Следовательно, Бурмистрова О.В. имела необходимый стаж работы, связанный с лечебной деятельностью, более 30 лет. Специальный стаж истца при условии зачета спорного периода достигает 30 лет 27.12.2021. С указанной даты у истца возникло право на страховую пенсию по старости. С учетом данного положения закона при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году указанный выше срок в 24 месяца уменьшается на 6 месяцев и страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 18 месяцев со дня возникновения права на неё. Право на пенсию у Бурмистровой О.В. по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» возникло 27.12.2021 года.
Истец Бурмистрова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежаще.
Представитель истца адвокат Кононов А.Я. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ № 4 по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился о времени и месте слушания дела извещен надлежаще.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела 08.04.2022 Бурмистрова О.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности (л.д. 35-37).
Решением ГУ- Главного Управления пенсионного фонда РФ №4 по г.Москве и Московской области №220000211070/509301/22 от 19.08.2022 в назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа, страховой стаж Бурмистровой О.В. составляет 36 год 07 месяцев 07 дней, специальный – 26 лет 02 месяца 8 дней. Не был включен в специальный стаж период работы с 12.04.1993 по 25.12.2000 в Пущинском медицинском центре МО РАН (л.д. 10-11,34).
Согласно трудовой книжке АТ-V № 5762524 Бурмистрова О.В. 20.05.1970 принята на должность лаборанта клинико-биохимической лаборатории 01.08.1988, 12.04.1993 Больница с поликлиникой переименована в Пущинский медицинский центр МО РАН, 26.12.2000 Пущинский медицинский центр МО РАН переименован в Больницу Пущинского научного центра РАН, 14.04.2008 Больница ПНЦ РАН переименована в БПНЦ РАН, 01.01.2012 БПНЦ РАН переименована в ФГБУЗ Больница Пущинского научного центра РАН, 06.02.2018 ФГБУЗ БПНЦ РАН переименована в ФГАУЗ «БПНЦ РАН», где истец продолжает работать до настоящего времени (л.д. 12-13,40).
Представлен устав ФГАУЗ БПНЦ РАН (л.д. 14-27).
Из справки от 04.10.2022, уточняющей характер работы, следует, что Бурмистрова О.В. работает в Больнице Пущинского научного центра Российской академии наук, с 01.08.1988 принята на должность лаборанта клинико-биохимической лаборатории, с 15.02.1999 переведена на 1,0 ставку лаборантом клинико-диагностической лаборатории по настоящее время. Работает на полную ставку, полный рабочий день (л.д. 28-29,41).
В акте документальной проверки сведений о стаже Бурмистровой О.В. установлено, что истец работала в должности лаборанта клинико-биохимической лаборатории с 01.08.1988 по 11.04.1993, клинико-диагностической лаборатории с 26.12.2000 по настоящее время постоянно на полную ставку. Подтвердить периоды работы Бурмистровой О.В. за период с 12.04.1993 по 25.12.2000, как медицинского работника не представляется возможным, так как Списками учреждений работа, в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, медицинский центр не поименован (л.д. 42-43).
Учреждение Российской академии наук Больница Пущинского научного центра РАН неоднократно переименовывалось без изменения статуса, целей и задач.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что Бурмистрова О.В. зарегистрирована в системе обязательного страхования 23.12.1998 (л.д. 49-54).
Согласно п. п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Данная правовая позиция подтверждена Конституционным Судом РФ и допускает возможность применения нормативных правовых актов, утративших силу, но действовавших в спорные периоды деятельности истца.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "н" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Разрешая спор, суд, на основании представленных доказательств, характеризующих специфику условий труда, выполняемых должностных обязанностей, направления деятельности организаций, в которой выполнялась работа, приходит к выводу о включении спорного периода работы истца в специальный стаж, поскольку неправильное наименование лечебного учреждения в трудовой книжке не может ухудшить положение истца в части получения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Материалами дела установлено, что истец в спорный период работала в должности лаборанта клинико-биохимической лаборатории в Пущинском медицинском центре МО РАН, который реализовывал лечебную деятельность. При этом, вся трудовая деятельность истца проходила в одном лечебном учреждении, однако, период работы с 12.04.1993 по 25.12.2000 был исключен из специального стажа, дающего право на назначении пенсии по старости.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, установлены пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", который сохраняет ранее установленные правила назначения такой пенсии.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
В силу части 1.1 статьи 30 указанного Закона, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к Федеральному закону предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости граждан, которые в 2019 году достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, наступает не ранее 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При приобретении необходимого стажа в 2020 году, назначение пенсии отложено на 24 месяца.
При этом частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" закреплено, что гражданам, которые указаны в пунктах 19 - 21 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения указанной категории граждан считается отложенным, но не более чем на 6 месяцев (при стаже в 2019г.), на 1 год 6 месяцев (при стаже в 2020г.) со дня возникновения такого права.
При этом днем возникновения права на досрочное назначение пенсии является не день подачи соответствующего заявления в пенсионный орган, а наступление совокупности условий, указанных в ч. 1 ст. 8 и п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
С днем подачи заявления в пенсионный орган законодатель связывает лишь срок назначения пенсии, но не возникновение на нее права.
Принимая во внимание периоды работы, включенные ответчиком в специальный стаж истца, всего 26 лет 02 мес. 08 дней, с учетом включения судом периода работы (5 лет 7 мес. 3 дня), специальный стаж истца на дату обращения с заявлением, 08.04.2022, составил 31 год 09 мес. 11 дней, то есть право у истца на пенсию возникло 27.12.2021.
Поскольку пенсия назначается с даты обращения с заявлением о назначении пенсии, пенсия Бурмистровой О.В. может быть назначена с 08.04.2022.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Бурмистровой Ольги Владимировны удовлетворить частично.
Включить в специальный страховой стаж Бурмистровой Ольги Владимировны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период работы в Пущинском медицинском центре МО РАН в должности лаборанта клинико-биохимической лаборатории с 12.04.1993 по 30.11.1995, с 12.01.998 по 14.02.1999, в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории с 15.02.1999 по 25.12.2000.
Обязать Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 4 по г. Москве и Московской области в соответствии с подп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» назначить Бурмистровой Ольге Владимировне досрочную страховую пенсию по старости с 08 апреля 2022 года.
Требования Бурмистровой Ольги Владимировны об обязании назначить пенсию с 27.12.2021 года оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Г.В. Купцова
Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2022 года