Решение по делу № 33-1401/2019 от 08.07.2019

Судья Шахова К.Г.                                                             дело № 33-1401/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола                                                                               1 августа 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Клюкиной О.В. и Лелекова Н.Г.,

при секретаре Харченко Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Куторова В.В. на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 21 мая 2019 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Куторова В.В. к администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» о признании истца состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со дня принятия решения комиссией администрации Горномарийского района Республики Марий Эл от 11 июля 2000 года об оказании материальной помощи отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Куторов В.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район», в окончательно сформулированных требованиях просил признать его состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со дня принятия решения комиссией администрации Горномарийского района Республики Марий Эл от 11 июля 2000 года об оказании материальной помощи в улучшении жилищных условий.

В обоснование иска Куторов В.В. указал, что он является ветераном боевых действий, в связи с чем имеет право на обеспечение жильем. После возвращения со службы и получения свидетельства о праве на льготы           16 января 1987 года он обратился в сельский совет по месту жительства в       <адрес> и был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако документы о постановке на учет в указанной период утеряны. После повторного обращения в сельскую администрацию он был поставлен на учет лишь           27 декабря 2004 года. Между тем, 11 июля 2000 года комиссией администрации Горномарийского района после обследования его жилищных условий было принято решение оказать ему помощь по приобретению жилого помещения за счет средств районного бюджета. Однако жильем он до настоящего времени не обеспечен. В связи с этим полагает, что дата постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий должна быть изменена на 11 июля 2000 года, поскольку факт постановки его на такой учет 27 декабря 2004 года отдаляет реализацию его права на получение жилья.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Куторов В.В. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

В жалобе Куторов В.В. указывает обстоятельства по существу аналогичные обстоятельствам, указанным в исковом заявлении в обоснование заявленных им требований. Считает, что судом дана неправильная юридическая оценка решению комиссии администрации Горномарийского района от 11 июля 2000 года, которое, как он полагает, подтверждает факт постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий именно с этой даты, а не с                                  27 декабря 2004 года.

Заслушав Куторова В.В. и его представителя Токареву Н.В., поддержавших довода жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), не находит.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2004 года) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» изложен в редакции, согласно которой обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В такой редакции подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» действует с 1 января 2005 года.

Таким образом, для того, чтобы быть обеспеченным в порядке, установленном статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах», ветеран боевых действий должен быть принят на учет нуждающихся до                          1 января 2005 года. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после           1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть в общем порядке, который предусматривает признание их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

В Республике Марий Эл в соответствии со статьями 14 - 19, 21 и 23.2 Федерального закона «О ветеранах» разработан Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 года № 256 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка Министерство социального развития Республики Марий Эл формирует Сводный список граждан, признанных органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий, из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1.2 и пункте 1.3 настоящего Порядка (далее - Сводный список № 1), и Сводный список граждан, признанных органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий, из числа лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1.2 настоящего Порядка (далее - Сводный список № 2), на основании сведений о них, представляемых органами местного самоуправления ежегодно, до 1 января.

Сводные списки формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления или признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления в Республике Марий Эл.

Граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в один день, включаются в Сводные списки в алфавитном порядке. Сводные списки ведутся по форме согласно приложению № 1.

Органы местного самоуправления по запросам Министерства социального развития Республики Марий Эл представляют информацию, необходимую для формирования Сводных списков.

Как следует из пункта 2.2 Порядка Министерство социального развития Республики Марий Эл на основании Сводных списков и в объеме средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, по запросу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл формирует список граждан-получателей субсидий в очередном году из числа граждан, указанных в подпункте 1 пункта 1.2 и пункте 1.3 настоящего Порядка, и список граждан-получателей субсидий в очередном году из числа граждан, указанных в подпункте 2 пункта 1.2 настоящего Порядка. Списки получателей субсидий ведутся по форме согласно приложению № 1.1.

Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что Куторов В.В. является ветераном боевых действий в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона «О ветеранах».

27 декабря 2004 года Куторов В.В., как ветеран боевых действий, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет в администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл по категории «Граждане, вставшие на учет для обеспечения жильем до 1 января 2005 года (ветераны боевых действий, инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов)».

Поскольку Куторов В.В. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, он подлежит обеспечению жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах».

На основании предоставленных администрацией Горномарийского муниципального района сведений о постановке Куторова В.В. на указанный учет с 27 декабря 2004 года Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл истец включен в сводный республиканский список граждан, признанных органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. По состоянию на 1 января 2019 года в сводном списке Куторов В.В. значится под <№>.

В подтверждение того обстоятельства, что он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не 27 декабря 2004 года, а     11 июля 2000 года Куторов В.В. представил письмо администрации Горномарийского района Республики Марий Эл от 2 августа 2000 года              <№>-К, направленное на имя Президента Республики Марий Эл          ФИО1 Из содержания письма следует, что администрацией Горномарийского района создана комиссия, которая 11 июля 2000 года обследовала жилищные условия Куторова В.В. и пришла к выводу о необходимости оказать ему помощь, в связи с этим предложила семье          Куторова В.В. купить дом на территории <адрес> за счет районного бюджета.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что из содержания указанного письма не следует, что Куторов В.В. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий                   11 июля 2000 года, в связи с чем суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, то есть до 1 марта 2005 года) принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива (часть 1).

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию (часть 2).

О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (часть 3 статьи 31 Жилищного кодекса РСФСР).

Согласно разделу III Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР № 335 от 31 июля 1984 года (утратил силу с 1 марта 2005 года), для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме. Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме. На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.

Отказывая в удовлетворении иска Куторова В.В., суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с положениями действовавшего в период возникновения спорных правоотношений жилищного законодательства право на получение жилого помещения носило заявительный характер, гражданин должен был подать в компетентный орган соответствующее заявление вместе с документами, то есть заявить о себе и своем праве на обеспечение жильем, подтвердив нуждаемость в жилье.

Сведения, содержащиеся в письме администрации Горномарийского района Республики Марий Эл от 2 августа 2000 года <№>-К, вовсе не свидетельствуют о том, что Куторов В.В. обратился в уполномоченный орган с заявлением о принятии его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что его заявление в установленном порядке было рассмотрено и принято решение о принятии его на учет 11 июля 2000 года. Доказательств того, что истец в указанную дату включен в книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и на него заведено учетное дело, в материалах дела не имеется.

Иные доказательства в подтверждение заявленных требований истцом в нарушение статьи 56 ГПК РФ не представлены.

Поскольку Куторов В.В. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 27 декабря 2004 года, что подтверждается материалами дела, основания для изменения даты постановки истца на учет отсутствуют.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы правильность сделанных судом выводов не опровергают, а выражают несогласие с ними, что не является основанием отмены решения суда.

Принимая во внимание, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.

    В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от     21 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Куторова В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                  А.Е. Соснин

Судьи                                                                                                О.В. Клюкина

                                                                                                         Н.Г. Лелеков

33-1401/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Куторов ВВ
Ответчики
Администрация МО Горномарийский муниципальный район
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Лелеков Николай Геннадьевич
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
11.07.2019Передача дела судье
01.08.2019Судебное заседание
05.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2019Передано в экспедицию
24.08.2020Передача дела судье
24.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2020Передано в экспедицию
01.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее