Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2019 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Абрамчика И.М., при секретаре Лобановой А.А., с участием истца Минтиненко Михаила Федоровича, представителя истца Баландина В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1518/2019 по иску Минтиненко М.Ф. к администрации Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке приобретательной давности,
У С Т А Н О В И Л:
Минтиненко М.Ф. обратился в суд с иском, в обоснование своих требований указывая, что в апреле 1998 г. он приобрел жилой дом и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. На момент продажи, дом и земельный участок принадлежали на праве собственности ФИО6, о чём указано в техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ За вышеуказанное недвижимое имущество истцом ФИО6 были переданы денежные средства в размере 35 000 000 рублей. После получения денежных средств истцу были переданы ключи от дома, домовладение и земельный участок. В связи с юридической неграмотностью сделка купли-продажи недвижимого имущества в установленном порядке оформлена не была.
Он проживает в доме с апреля 1998 г., состоит на регистрационном учёте по месту жительства, вместе с ним прописаны сын ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., внук ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р.. Данный факт подтверждается справкой ЖКХ «Южное» от ДД.ММ.ГГГГ.
После приобретения жилого дома и земельного участка в апреле 1998 года он принимает все необходимые меры по поддержанию сохранности и надлежащего состояния о чём свидетельствует, что он производит текущий ремонт, оплачивает расходы по содержанию инфраструктуры жилья и земельного участка, что подтверждается квитанциями.
За все время непрерывного владения жилым домом и земельным участком к нему никаких требований об освобождении или передаче недвижимости со стороны каких-либо лиц не поступало. Он всегда пользовался и владел недвижимостью, как своим собственным.
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кадастровая стоимость домовладения по адресу: <адрес> составляет 313775,7 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество.
В исковом заявлении Минтиненко М.Ф. просит суд признать за ним право собственности на дом и земельный участок расположенные по адресу: <адрес>, в силу приобретательской давности.
В судебном заседании истец Минтиненко М.Ф., представитель истца адвокат Баландин В.Ю. исковые требования поддержали по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, разрешение дела оставил на усмотрение суда.
Суд, выслушав доводы истца, показания свидетелей, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из договора от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрированного в БТИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, титульным собственником жилого дома является ФИО6.
ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края.
Согласно ответов нотариусов наследственное дело к имуществу умершей ФИО6 не заводилось.
Из справки ЖКХ «Южное» от ДД.ММ.ГГГГ и копии личного паспорта истца следует, что Минтиненко М.Ф. состоит на регистрационном учёте по месту жительства, вместе с ним прописаны сын ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., внук ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Допрошенные в качестве свидетелей ФИО10 и ФИО11 суду показали, что Минтиненко М.Ф. в 1998 году приобрел жилое помещение по адресу: <адрес>, где и проживает с членами семьи до настоящего времени. Каких-либо претензий к нему по поводу пользования и проживания в жилом помещении никем не предъявлялось.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных названным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу статьи 234 данного кодекса лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации (пункт 1).
До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания (пункт 2).
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" положения статьи 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяются и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь.
Причины, по которым сложилась такая ситуация, когда лицо длительно как своим владеет имуществом, на которое у него отсутствуют права, сами по себе значения не имеют при условии добросовестности давностного владельца, открытости и непрерывности такого владения.
Целью института приобретательной давности является возвращение имущества в гражданский оборот.
Как установлено судом, спорный жилой дом построен в 1998 году Минтиненко М.Ф. в установленном порядке вступил во владение данным объектом недвижимого имущества, вселился в него и владеет им до настоящего времени, несет расходы на его содержание. Однако права на объект недвижимости истцом зарегистрированы не были.
Лиц, претендующих на данную квартиру, не установлено, объект самовольной постройкой не является.
Добросовестность истца, открытость и непрерывность владения ею спорной квартирой более двадцати лет ответчиком под сомнение не поставлены.
При таких обстоятельствах требования истца о признании права собственности на жилой дом подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования истца о признании за ним право на земельный участок по адресу: <адрес>, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В абзаце третьем пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" дано разъяснение о том, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Сведений о том, что земельный участок, указанный Минтиненко М.Ф., находится в частной собственности, не имеется, поэтому он считается находящимся в муниципальной собственности и право на него не может быть приобретено на основании статьи 234 ГК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Минтиненко М.Ф. удовлетворить частично.
Признать за Минтиненко М.Ф. право собственности на жилой дом общей площадью, расположенный по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
В удовлетворении исковых требований Минтиненко М.Ф. к администрации Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» о признании права собственности на земельный участок по адресу <адрес>, в силу приобретательной давности отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Тайшетский городской суд в течение одного месяца.
Судья Абрамчик И.М.