УИД 11RS0001-01-2022-002548-80 Дело № 2-4533/2022
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Машкалевой О. А.
при секретаре Ухановой М.С.,
с участием:
помощника прокурора Вовк Я.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
11 мая 2022 г. гражданское дело по иску Прокурора Прилузского района Республики Коми в интересах Погребных Николая Максимовича к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Прилузского района Республики Коми в интересах Погребных Н.М. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств в сумме 1494 рублей, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда в размере 3000 рублей. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению Погребных Н.М. о ненадлежащем обеспечении лекарственными препаратами. По результатам проверки установлено, что Погребных Н.М. состоит на учете в <данные изъяты> Лечащим врачом Погребных Н.М. назначены лекарственные препараты <данные изъяты> 21.12.2021 Погребных Н.М. выписаны рецепты на данные лекарственные препараты, при его обращении в аптеку рецепты были поставлены на отсроченное обслуживание. В связи с необходимостью ежедневного приема препаратов, Погребных Н.М. приобрел препараты самостоятельно на сумму 1494 рублей. Ответчиком не в полной мере осуществляются обязанности по организации обеспечения льготной категории граждан лекарственными препаратами. Убытки должны быть взысканы с ответчика. В связи с несвоевременным обеспечением лекарственными препаратами Погребных Н.М. подвергся нравственным и физическим страданиям, в связи с чем у него возникает право на компенсацию морального вреда.
В судебном заседании помощник прокурора требования поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании отсутствуют, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С согласия истца суд счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пункт 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
Из ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ усматривается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе, в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе, оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
Так, в разделе Перечня «Группы населения» названы инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано – «все лекарственные средства».
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, установлено, что Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля на территории Республики Коми в сфере охраны здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение населения лекарственными препаратами.
В соответствии с п. 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденные приказом Минздрава России от 11 июля 2017 г. № 403н, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание), так рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Из материалов дела следует, что Погребных Н.М. наблюдается в <данные изъяты> состоит на учете с диагнозом: <данные изъяты>. В связи с этим, Погребных Н.М. имеет право на льготное лекарственное обеспечение. Лечащим врачом Погребных Н.М. назначены лекарственные препараты «<данные изъяты>
21.12.2021 Погребных Н.М. выписаны рецепты на данные лекарственные препараты. При его обращении в аптеку рецепты были поставлены на отсроченное обслуживание.
Так как Погребных Н.М. лекарственными препаратами ранее был обеспечен до 10.01.2022, а по рецептам он так и не был обеспечении ими, то он 02.02.2022 приобрел препараты самостоятельно на сумму 1494 рублей.
По сообщению ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» на дату обращения Погребных Н.М. в аптеку 24.12.2021 <данные изъяты> имелся в ограниченном количестве для обеспечения ранее предъявленных рецептов. С 24.12.2021 по 05.04.2022 данный лекарственный препарат не поступал. Препарат поставлен на складской комплекс 05.04.2022. На дату обращения Погребных Н.М. в аптеку 24.12.2021 «<данные изъяты> имелся в ограниченном количестве для обеспечения ранее предъявленных рецептов. 16.03.2022 данный препарат поступил на складской комплекс и Погребных Н.М. обеспечен препаратом 23.03.2022.
Таким образом, не обеспечение Министерством здравоохранения Республики Коми наличия в аптечных учреждениях необходимых лекарственных средств, повлекло нарушение прав и законных интересов Погребных Н.М. Каких-либо объективных доказательств того, что Министерством здравоохранения Республики Коми было своевременно и в полном объеме организовано обеспечение указанными лекарственными препаратами, суду не представлено.
Среди способов защиты гражданских прав ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
Принимая во внимание, что лекарственные препараты «<данные изъяты> являются жизненно необходимыми, Погребных Н.М. не был своевременно обеспечен ими, что свидетельствует о существенном нарушении прав на бесплатную медицинскую помощь, Погребных Н.М. приобрел лекарства за счет собственных средств, то в соответствии со ст. 12, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации денежные средства в размере 1494 рублей подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Республики Коми.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод в их взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, положениями ст. 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, требования о компенсации морального вреда могут быть заявлены родственниками и другими членами семьи такого гражданина, поскольку, исходя из сложившихся семейных связей, характеризующихся близкими отношениями, духовным и эмоциональным родством между членами семьи, возможно причинение лично им (то есть членам семьи) нравственных и физических страданий (морального вреда), в том числе в результате ненадлежащего исполнения обязанности по обеспечению бесплатно лекарственными препаратами.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из степени вины ответчика, характера и объема, причиненных Погребных Н.М., нравственных и физических страданий, связанных с нарушением прав его прав на получение бесплатной медицинской помощи, принимая во внимание длительность нарушения прав, суд полагает возможным определить ко взысканию компенсацию морального вреда в пользу Погребных Н.М. в размере 3000 рублей, считая ее разумной и справедливой.
Суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности выплатить Погребных Н.М. денежные средства в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, так как согласно п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, исполнение судебного акта производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации или финансовые органы муниципальных образований с обязательным приложением документов, перечисленных в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора Прилузского района Республики Коми в интересах Погребных Николая Максимовича удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Погребных Николая Максимовича денежные средства в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных средств в размере 1494 (одна тысяча четыреста девяносто четыре) рубля, компенсацию морального вреда в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.А. Машкалева
Мотивированное решение составлено 12.05.2022