Решение по делу № 2а-650/2018 от 16.07.2018

Дело в„– 2Р°-650/2018                                    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 августа 2018 года

    РђСЂРіР°СЏС€СЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ Челябинской области

    РІ составе председательствующего Сиражитдиновой Р®.РЎ.,

    РїСЂРё секретаре Ижбулдиной Рђ.Р­.,

с участием старшего помощника прокурора Аргаяшского района Челябинской области Глазыриной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, с. Аргаяш, ул. Комсомольская,4 административное дело по административному исковому заявлению прокурора Аргаяшского района Челябинской области к администрации Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению закона

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Аргаяшского района Челябинской области обратился в суд с административным иском к администрации Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия, выразившимся в непринятии мер по предоставлению муниципальных услуг в электронной форме, возложении обязанности принять меры по предоставлению муниципальных услуг в электронной форме, разработать план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей, в том числе при предоставлении муниципальных услуг. Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются, в том числе, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. В соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 5 указанного Закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Закона органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме. Предоставление муниципальных услуг должно быть обеспечено, в том числе, и в электронной форме, поскольку получение таких услуг в электронной форме является неотъемлемым правом заявителя. Переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органами местного самоуправления. Вместе с тем, в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что административным ответчиком муниципальные услуги, в том числе субъектам предпринимательской деятельности, в электронной форме не предоставляются, актуальный план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме не разработан и не утвержден.Бездействие административного ответчика влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; нарушает права заявителей на обращение в органы местного самоуправления и получение муниципальных услуг в электронной форме.

В судебном заседании старший помощник прокурора Аргаяшского района Челябинской области Глазырина И.В. на иске настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Р’ соответствии СЃ С‡. 4 СЃС‚. 218 РљРђРЎ Р Р¤ РІ случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный РїРѕ правам человека РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, уполномоченный РїРѕ правам человека РІ субъекте Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, иные органы, организации Рё лица, Р° также РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РІ пределах своей компетенции РјРѕРіСѓС‚ обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ административными исковыми заявлениями Рѕ признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) РЅРµ соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия Рє осуществлению РёС… прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё реализации законных интересов или РЅР° РЅРёС… незаконно возложены какие-либо обязанности.

    РЎРѕРіР»Р°СЃРЅРѕ части 2 статьи 227 РљРђРЎ Р Р¤ СЃСѓРґРѕРј принимается решение РѕР± удовлетворении полностью или РІ части заявленных требований Рѕ признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если СЃСѓРґ признает РёС… РЅРµ соответствующими нормативным правовым актам Рё нарушающими права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы административного истца Рё РѕР± обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца или препятствия Рє РёС… осуществлению либо препятствия Рє осуществлению прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё реализации законных интересов лиц, РІ интересах которых было подано соответствующее административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление.

    Р˜Р· анализа вышеуказанных положений следует, что для принятия СЃСѓРґРѕРј решения Рѕ признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным необходимо наличие РґРІСѓС… условий - это несоответствие решения, действия (бездействия) закону Рё нарушение прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ административного истца, обратившегося РІ СЃСѓРґ СЃ соответствующим требованием.

Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются, в том числе, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 5 Закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме.

В части 1 ст. 10 Закона № 210-ФЗ закреплено, что при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются, в том числе, предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; подача заявителем запроса документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе, единого портала государственных и муниципальных услуг и региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, предоставление муниципальных услуг должно быть обеспечено, в том числе, и в электронной форме, поскольку получение таких услуг в электронной форме является неотъемлемым правом заявителя.

Переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 29 Закона № 210-ФЗ).

В соответствии с этапом № 5 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р, до 01.01.2014 органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.

При этом указанными Требованиями (пункт 2 Требований) предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Судом установлено, что прокуратурой Аргаяшского района Челябинской области проведена проверка исполнения администрацией Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района требований законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей, в том числе при предоставлении муниципальных услуг.

Проверкой установлено, что администрацией Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района муниципальные услуги, в том числе субъектам предпринимательской деятельности, в электронной форме не предоставляются, актуальный план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме не разработан и не утвержден.

Из материалов дела следует, что на основании постановления главы администрации Яраткуловского сельского поселения без номера и даты «Об утверждении реестра муниципальных услуг» администрацией муниципального образования утверждено 16 видов наименования муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.

На основании постановления главы администрации Яраткуловского сельского поселения № 179 от 14.11.2016 утвержден план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, которым определены сроки реализации поэтапно и фактически они должны быть реализованы до 01 января 2018 года.

Однако в нарушение указанных выше требований закона администрацией Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района до настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронной форме через официальный сайт администрации не обеспечено.

Таким образом, администрация Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, возложенные на орган местного самоуправления в силу закона обязанности по предоставлению муниципальных услуг, в том числе субъектам предпринимательской деятельности, в электронной форме не выполняет, актуальный план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме административным ответчиком не разработан и не утвержден.

Бездействие администрации Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; нарушает права заявителей на обращение в органы местного самоуправления и получение муниципальных услуг в электронной форме.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает срок исполнения решения.

С учетом характера заявленного иска, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда административным ответчиком - в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования прокурора Аргаяшского района Челябинской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, выразившееся в непринятии мер по предоставлению муниципальных услуг в электронной форме.

Обязать администрацию Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области принять меры по предоставлению муниципальных услуг в электронной форме, разработать актуальный план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.

Председательствующий:

Согласовано, судья Сиражитдинова Ю.С.:

2а-650/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Аргаяшского района
Ответчики
администрация Яраткуловского сельского поселения
Суд
Аргаяшский районный суд Челябинской области
Дело на сайте суда
arg.chel.sudrf.ru
16.07.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.07.2018[Адм.] Передача материалов судье
18.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
18.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2018[Адм.] Судебное заседание
16.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2018[Адм.] Дело оформлено
18.09.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее