Дело № 2-149/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при секретаре Кривобоковой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Княжпогостского района Республики Коми 13 марта 2017 года дело по иску Сыктывкарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Боксит Тимана» о возложении обязанности устранить нарушения водного законодательства,
установил:
Сыктывкарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Боксит Тимана» об обязании:
- разработать и направить на утверждение в отдел водных ресурсов по Республике Коми Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Болото водосборной площади <адрес>, бассейн <адрес> с координатами места сброса: <данные изъяты>;
- получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в Болото водосборной площади <адрес>, бассейн <адрес> с координатами места сброса: <данные изъяты>, мотивируя тем, что ответчиком не разработаны и не согласованны в установленном законом порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в используемые водные объекты, а также в нарушение требований закона, сброс загрязняющих веществ в водный объект - болото водосборной площади <адрес>, осуществляется ОАО «Боксит Тимана» в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения на сброс.
Представитель прокурора по поручению – Поколинская Л.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования и доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ОАО «Боксит Тимана» - Воротилова И.А. в судебном заседании исковые требования признала, просила установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2017 года, пояснила, что с целью юридическим лицом проводится работа для оформления разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект, 17 февраля 2016 года заключен договор с ООО <данные изъяты> для оказания услуг по разработке проекта нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов. Для разработки данного проекта необходимы результаты исследования загрязнения водных объектов для получения данных о фоновом загрязнении и гидрологической информации, для проведения которого 07 сентября 2016 года с филиалом ФГБУ <данные изъяты> заключен договор, данные исследования проводятся в течение года, в связи с чем, срок исполнения договора установлен- 30 сентября 2017 года. Представлять гидрологическую и гидрохимическую информацию по водным объектам ранее при разработке проекта нормативов допустимого сброса не требовалось Обязанность наличия данного раздела в проект внесены в Методику разработки проектов нормативов допустимого сброса в 2014 году, в связи с чем ответчику заранее не мог предусмотреть проведение работ по изученности водных объектов. Учитывая срок получения результатов исследований и дальнейшее получение разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в Болото водосборной площади <адрес>, бассейн <адрес> будет получено до конца декабря 2017 года.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, оценив их, находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ОАО «Боксит Тимана» осуществляет использование водного объекта – Болота водосборной площади <адрес>, бассейн <адрес> для целей сброса сточных и дренажных вод на основании решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о предоставлении водного объекта в пользование <№> от 13.04.2016, действующего по 30.07.2017. Сброс сточных и дренажных вод осуществляется в Болото водосборной площади <адрес>, в границах МО МР «Княжпогостский», в районе точки с координатами: <данные изъяты>
В 1, 2 и 3 кварталах 2016 года ОАО «Боксит Тимана» осуществлен сброс сточных и дренажных вод в суммарном объеме <данные изъяты>, в которых содержатся загрязняющие вещества – взвешенные вещества, ион аммония, нефтепродукты, железо, а также иные вещества, что подтверждается сведениями по водопользованию, представленными в отдел водных ресурсов по Республике Коми Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.
В силу пункта 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователь - физическое или юридическое лицо, которым предоставлено пользование водным объектом.
Согласно части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
На основании части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Как следует из положений статьи 19 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности и заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями статей 22 и 23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе - нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
Статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».
Таким образом, исходя из приведенных положений нормативных актов, водопользователи обязаны разрабатывать и согласовывать в установленном порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются только на основании разрешений, выдаваемых органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды.
Отсутствие необходимой разрешительной документации не позволяет надлежащим образом организовать контроль в части сброса загрязняющих - веществ в водные объекты, при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств может послужить условием причинения вреда окружающей природной среде и нарушает гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду и условия проживания.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик ОАО «Боксит Тимана», не выполнил обязанности, возложенные на него Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Водным Кодексом Российской Федерации, поэтому исковые требования заявленные прокурором подлежат удовлетврению.
Оценивая доводы представителя ответчика относительно установления срока для исполнения решения суда - до 31 декабря 2017 года, суд считает необходимым установить срок исполнения возложенных на ОАО «Боксит Тимана» обязательства – до 01 декабря 2017 года, поскольку ОАО «Боксит Тимана» в рамках устранения выявленных нарушений проводятся исследования водного объекта, которые должны быть окончены 30 сентября 2017 года, с учетом которых подлежит разработка проекта нормативов допустимых сбросов, получение разрешения на сброс веществ и микроорганизмов.
Поскольку прокурор в силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, в соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты данной пошлины, в размере, установленном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, - 6 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Сыктывкарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО «Боксит Тимана» в срок до 01 декабря 2017 года:
- разработать и согласовать в установленном законом порядке проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Болото водосборной площади <адрес>, бассейн <адрес> с координатами места сброса: <данные изъяты>, образующиеся от сброса сточных, в том числе дренажных вод, вод от административно-бытового комплекса, жилых модулей, столовой, прачечной и бани на территории бокситового рудника, с использованием биологических очистных сооружений;
- оформить в установленном законом порядке разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в Болото водосборной площади <адрес>, бассейн <адрес> с координатами места сброса: <данные изъяты>, образующиеся от сброса сточных, в том числе дренажных вод, вод от административно-бытового комплекса, жилых модулей, столовой, прачечной и бани на территории бокситового рудника, с использованием биологических очистных сооружений.
Взыскать с ОАО «Боксит Тимана» в бюджет муниципального района «Княжпогостский» государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме - 15 марта 2017 года путем подачи апелляционной жалобы, представления через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья О.В. Черникова