Решение по делу № 2-254/2021 от 01.03.2021

                                                                                                                               дело № 2-254/2021

10RS0013-01-2021-000124-32

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2021 г.                                                                          г.Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                Панасенко Н.В.,

при секретаре      Смолиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Прионежского района Республики Карелия в интересах несовершеннолетней ФИО2 к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

исполняющий обязанности прокурора Прионежского района Республики Карелия обратился в суд с иском по тем основаниям, что хх.хх.хх г. около 20 часов 30 минут несовершеннолетняя ФИО2 проходила мимо остановки общественного транспорта на ст.Деревянка Прионежского муниципального района Республики Карелия, где на нее напала безнадзорная собака и укусила за ногу. хх.хх.хх г. ФИО2 и ее мать Елисеева Е.В. обратились в пункт медицинской помощи на ст.Деревянка с жалобами на укус собаки, девочке диагностирована ссадина в правой голени. Указывая, что при нападении безнадзорной собаки ФИО2 испытала физические и нравственные страдания, ссылаясь на положения ст.ст.150, 151, 1070, 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также обязанность органа местного самоуправления осуществлять отлов безнадзорных животных, истец просит взыскать с администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия.

В судебном заседании прокурор Тимошкина О.А. исковые требования поддержала.

Законный представитель несовершеннолетней ФИО2 - Елисеева Е.В. считала иск обоснованным.

Представитель администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия Томилов В.И., действуя на основании доверенности, с иском не согласился.

От третьего лица Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия поступил отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Установлено, что ФИО2, родившаяся хх.хх.хх г., проживающая по адресу: ..., хх.хх.хх г. около 20 часов 30 минут возвращалась домой, шла со стороны ул.Мира в п.Деревянка к остановочному комплексу. Когда она подошла к перекрестку со стороны остановки общественного транспорта, из-за забора выбежали две собаки, одна из которых укусила ее за голень правой ноги. От укуса ФИО2 испытала сильную боль и испугалась. хх.хх.хх г. девочка вместе с матерью Елисеевой Е.В. обратились в филиал Государственного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Республиканская больница им. В.А. Баранова» в Прионежском районе, п.Ладва за оказанием медицинской помощи.

В судебном заседании свидетель Глава Деревянкского сельского поселения Пудина М.А. пояснила, что в п.Деревянка существует проблема, связанная с безнадзорными собаками, ей известно о том, что ФИО2 укусила безнадзорная собака. Хозяин этой собаки не был установлен, собака является безнадзорной.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает способ защиты гражданских прав путем компенсации морального вреда.

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.49 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября      1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектом российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В ст.2 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животным и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев определяется как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В силу ст.7 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (ст.8 Федерального закона 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ).

В соответствии с Законом Республики Карелия от 19 декабря 2019 г. № 2424-ЗРК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Карелия в области обращения с животными» органы местного самоуправления районов и городских округов наделены государственными полномочиями Республики Карелия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев, оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.

На основании ст.2 указанного закона мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.

Пунктом 2 ст.2 Закона Республики Карелия от 19 декабря 2019 г. № 2424-ЗРК предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают организацию мероприятий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, установленным Правительством Республики Карелия.

Согласно ст.3 указанного закона органы местного самоуправления организуют деятельность по осуществлению государственных полномочий на территориях населенных пунктов, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований в Республике Карелия, принимают муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с осуществлением государственных полномочий.

Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия (ст.4 данного закона).

22 января 2020 г. между администрацией Прионежского муниципального района Республики Карелия и Министерством сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия заключено соглашение № 8 о порядке взаимодействий по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий Республики Карелия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, выполнения целевых прогнозных показателей и заданий по осуществлению государственных полномочий Республики Карелия, контроля полноты и качества осуществления государственных полномочий Республики Карелия. Согласно указанному соглашению размер субвенции на указанные цели в 2020 г. составил 1619000 руб. 25 января 2021 г. заключено соглашение, в соответствии с которым размер субвенции составляет 2235000 руб.

Таким образом, на хх.хх.хх г. - момент причинения вреда несовершеннолетней ФИО2, обязанность по отлову и содержанию безнадзорных животных была возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов, соответственно, мероприятия по отлову безнадзорных животных должны осуществлять органы местного самоуправления муниципальных районов и в случае неисполнения обязанности нести ответственность.

Учитывая представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, полагая, что факт нападения безнадзорной собаки на ребенка свидетельствует о недостаточной работе, проведенной администрацией Прионежского муниципального района по отлову безнадзорных животных.

На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими, в частности, на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья.

Пункт 8 данного постановления предусматривает, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда суд принимает во внимание характер причиненных несовершеннолетней потерпевшей физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, степень вины причинителя вреда, требования разумности и справедливости и считает заявленную ко взысканию сумму в размере 20000 рублей обоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования исполняющего обязанности прокурора Прионежского района Республики Карелия в интересах несовершеннолетней ФИО2 к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.

Взыскать с администрации Прионежского муниципального района за счет средств казны Прионежского муниципального района в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                Н.В.Панасенко

мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2021 г.

                                                                                                                               дело № 2-254/2021

10RS0013-01-2021-000124-32

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2021 г.                                                                          г.Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                Панасенко Н.В.,

при секретаре      Смолиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Прионежского района Республики Карелия в интересах несовершеннолетней ФИО2 к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

исполняющий обязанности прокурора Прионежского района Республики Карелия обратился в суд с иском по тем основаниям, что хх.хх.хх г. около 20 часов 30 минут несовершеннолетняя ФИО2 проходила мимо остановки общественного транспорта на ст.Деревянка Прионежского муниципального района Республики Карелия, где на нее напала безнадзорная собака и укусила за ногу. хх.хх.хх г. ФИО2 и ее мать Елисеева Е.В. обратились в пункт медицинской помощи на ст.Деревянка с жалобами на укус собаки, девочке диагностирована ссадина в правой голени. Указывая, что при нападении безнадзорной собаки ФИО2 испытала физические и нравственные страдания, ссылаясь на положения ст.ст.150, 151, 1070, 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также обязанность органа местного самоуправления осуществлять отлов безнадзорных животных, истец просит взыскать с администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия.

В судебном заседании прокурор Тимошкина О.А. исковые требования поддержала.

Законный представитель несовершеннолетней ФИО2 - Елисеева Е.В. считала иск обоснованным.

Представитель администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия Томилов В.И., действуя на основании доверенности, с иском не согласился.

От третьего лица Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия поступил отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Установлено, что ФИО2, родившаяся хх.хх.хх г., проживающая по адресу: ..., хх.хх.хх г. около 20 часов 30 минут возвращалась домой, шла со стороны ул.Мира в п.Деревянка к остановочному комплексу. Когда она подошла к перекрестку со стороны остановки общественного транспорта, из-за забора выбежали две собаки, одна из которых укусила ее за голень правой ноги. От укуса ФИО2 испытала сильную боль и испугалась. хх.хх.хх г. девочка вместе с матерью Елисеевой Е.В. обратились в филиал Государственного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Республиканская больница им. В.А. Баранова» в Прионежском районе, п.Ладва за оказанием медицинской помощи.

В судебном заседании свидетель Глава Деревянкского сельского поселения Пудина М.А. пояснила, что в п.Деревянка существует проблема, связанная с безнадзорными собаками, ей известно о том, что ФИО2 укусила безнадзорная собака. Хозяин этой собаки не был установлен, собака является безнадзорной.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает способ защиты гражданских прав путем компенсации морального вреда.

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.49 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября      1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектом российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В ст.2 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животным и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев определяется как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В силу ст.7 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (ст.8 Федерального закона 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ).

В соответствии с Законом Республики Карелия от 19 декабря 2019 г. № 2424-ЗРК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Карелия в области обращения с животными» органы местного самоуправления районов и городских округов наделены государственными полномочиями Республики Карелия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев, оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.

На основании ст.2 указанного закона мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.

Пунктом 2 ст.2 Закона Республики Карелия от 19 декабря 2019 г. № 2424-ЗРК предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают организацию мероприятий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, установленным Правительством Республики Карелия.

Согласно ст.3 указанного закона органы местного самоуправления организуют деятельность по осуществлению государственных полномочий на территориях населенных пунктов, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований в Республике Карелия, принимают муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с осуществлением государственных полномочий.

Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия (ст.4 данного закона).

22 января 2020 г. между администрацией Прионежского муниципального района Республики Карелия и Министерством сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия заключено соглашение № 8 о порядке взаимодействий по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий Республики Карелия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, выполнения целевых прогнозных показателей и заданий по осуществлению государственных полномочий Республики Карелия, контроля полноты и качества осуществления государственных полномочий Республики Карелия. Согласно указанному соглашению размер субвенции на указанные цели в 2020 г. составил 1619000 руб. 25 января 2021 г. заключено соглашение, в соответствии с которым размер субвенции составляет 2235000 руб.

Таким образом, на хх.хх.хх г. - момент причинения вреда несовершеннолетней ФИО2, обязанность по отлову и содержанию безнадзорных животных была возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов, соответственно, мероприятия по отлову безнадзорных животных должны осуществлять органы местного самоуправления муниципальных районов и в случае неисполнения обязанности нести ответственность.

Учитывая представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, полагая, что факт нападения безнадзорной собаки на ребенка свидетельствует о недостаточной работе, проведенной администрацией Прионежского муниципального района по отлову безнадзорных животных.

На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими, в частности, на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья.

Пункт 8 данного постановления предусматривает, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда суд принимает во внимание характер причиненных несовершеннолетней потерпевшей физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, степень вины причинителя вреда, требования разумности и справедливости и считает заявленную ко взысканию сумму в размере 20000 рублей обоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования исполняющего обязанности прокурора Прионежского района Республики Карелия в интересах несовершеннолетней ФИО2 к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.

Взыскать с администрации Прионежского муниципального района за счет средств казны Прионежского муниципального района в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                Н.В.Панасенко

мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2021 г.

                                                                                                                               дело № 2-254/2021

10RS0013-01-2021-000124-32

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2021 г.                                                                          г.Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                Панасенко Н.В.,

при секретаре      Смолиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Прионежского района Республики Карелия в интересах несовершеннолетней ФИО2 к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

исполняющий обязанности прокурора Прионежского района Республики Карелия обратился в суд с иском по тем основаниям, что хх.хх.хх г. около 20 часов 30 минут несовершеннолетняя ФИО2 проходила мимо остановки общественного транспорта на ст.Деревянка Прионежского муниципального района Республики Карелия, где на нее напала безнадзорная собака и укусила за ногу. хх.хх.хх г. ФИО2 и ее мать Елисеева Е.В. обратились в пункт медицинской помощи на ст.Деревянка с жалобами на укус собаки, девочке диагностирована ссадина в правой голени. Указывая, что при нападении безнадзорной собаки ФИО2 испытала физические и нравственные страдания, ссылаясь на положения ст.ст.150, 151, 1070, 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также обязанность органа местного самоуправления осуществлять отлов безнадзорных животных, истец просит взыскать с администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия.

В судебном заседании прокурор Тимошкина О.А. исковые требования поддержала.

Законный представитель несовершеннолетней ФИО2 - Елисеева Е.В. считала иск обоснованным.

Представитель администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия Томилов В.И., действуя на основании доверенности, с иском не согласился.

От третьего лица Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия поступил отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Установлено, что ФИО2, родившаяся хх.хх.хх г., проживающая по адресу: ..., хх.хх.хх г. около 20 часов 30 минут возвращалась домой, шла со стороны ул.Мира в п.Деревянка к остановочному комплексу. Когда она подошла к перекрестку со стороны остановки общественного транспорта, из-за забора выбежали две собаки, одна из которых укусила ее за голень правой ноги. От укуса ФИО2 испытала сильную боль и испугалась. хх.хх.хх г. девочка вместе с матерью Елисеевой Е.В. обратились в филиал Государственного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Республиканская больница им. В.А. Баранова» в Прионежском районе, п.Ладва за оказанием медицинской помощи.

В судебном заседании свидетель Глава Деревянкского сельского поселения Пудина М.А. пояснила, что в п.Деревянка существует проблема, связанная с безнадзорными собаками, ей известно о том, что ФИО2 укусила безнадзорная собака. Хозяин этой собаки не был установлен, собака является безнадзорной.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает способ защиты гражданских прав путем компенсации морального вреда.

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.49 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября      1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектом российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В ст.2 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животным и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев определяется как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В силу ст.7 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (ст.8 Федерального закона 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ).

В соответствии с Законом Республики Карелия от 19 декабря 2019 г. № 2424-ЗРК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Карелия в области обращения с животными» органы местного самоуправления районов и городских округов наделены государственными полномочиями Республики Карелия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев, оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.

На основании ст.2 указанного закона мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.

Пунктом 2 ст.2 Закона Республики Карелия от 19 декабря 2019 г. № 2424-ЗРК предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают организацию мероприятий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, установленным Правительством Республики Карелия.

Согласно ст.3 указанного закона органы местного самоуправления организуют деятельность по осуществлению государственных полномочий на территориях населенных пунктов, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований в Республике Карелия, принимают муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с осуществлением государственных полномочий.

Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия (ст.4 данного закона).

22 января 2020 г. между администрацией Прионежского муниципального района Республики Карелия и Министерством сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия заключено соглашение № 8 о порядке взаимодействий по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий Республики Карелия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, выполнения целевых прогнозных показателей и заданий по осуществлению государственных полномочий Республики Карелия, контроля полноты и качества осуществления государственных полномочий Республики Карелия. Согласно указанному соглашению размер субвенции на указанные цели в 2020 г. составил 1619000 руб. 25 января 2021 г. заключено соглашение, в соответствии с которым размер субвенции составляет 2235000 руб.

Таким образом, на хх.хх.хх г. - момент причинения вреда несовершеннолетней ФИО2, обязанность по отлову и содержанию безнадзорных животных была возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов, соответственно, мероприятия по отлову безнадзорных животных должны осуществлять органы местного самоуправления муниципальных районов и в случае неисполнения обязанности нести ответственность.

Учитывая представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, полагая, что факт нападения безнадзорной собаки на ребенка свидетельствует о недостаточной работе, проведенной администрацией Прионежского муниципального района по отлову безнадзорных животных.

На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими, в частности, на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья.

Пункт 8 данного постановления предусматривает, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда суд принимает во внимание характер причиненных несовершеннолетней потерпевшей физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, степень вины причинителя вреда, требования разумности и справедливости и считает заявленную ко взысканию сумму в размере 20000 рублей обоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования исполняющего обязанности прокурора Прионежского района Республики Карелия в интересах несовершеннолетней ФИО2 к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.

Взыскать с администрации Прионежского муниципального района за счет средств казны Прионежского муниципального района в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                Н.В.Панасенко

мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2021 г.

2-254/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Прионежского района РК
Информация скрыта
Ответчики
Администрация Прионежского муниципального района
Другие
Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия
Елисеева Елена Владимировна
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Панасенко Наталия Владимировна
Дело на странице суда
prionezhsky.kar.sudrf.ru
01.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2021Передача материалов судье
04.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2021Судебное заседание
28.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2021Дело оформлено
20.08.2021Дело передано в архив
28.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее