Решение по делу № 33-8751/2018 от 13.04.2018

Судья Волкова Е. В.

Дело № 33-8751/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

17.05.2018

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волковой Я.Ю., судей Зоновой А.Е., Редозубовой Т.Л.

при секретаре судебного заседания Ещенко Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовцевой Веры Александровны к муниципальному казенному учреждению «Комплексный расчетный центр», Администрации Артинского городского округа о признании права на получение компенсации расходов по оказанию коммунальной услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами,

по апелляционной жалобе истца на решение Артинского районного суда Свердловской области от 28.02.2018.

Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., объяснения истца Ростовцевой В.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Ростовцева В.А. обратилась с иском к МКУ «Комплексный расчетный центр», Администрации Артинского городского округа, в обоснование указав, что является собственником 1/4 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: .... С 12.08.2003 является инвалидом III группы, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в части компенсации расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. 24.02.2016 ею был заключен с МУП АГО «Уют-Сервис» договор на сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, однако ответчиком, несмотря на соответствующее обращение истца, не произведен перерасчет компенсации по данной коммунальной услуге в соответствии с положениями федерального законодательства.

В силу указанного просила признать за ней право как инвалида III группы на получение компенсации по коммунальной услуге «сбор и вывоз твердых бытовых отходов» в размере 50 %; взыскать с ответчика МКУ «Комплексный расчетный центр» неполученную компенсацию по коммунальной услуге.

Решением Артинского районного суда Свердловской области от 28.02.2018 в удовлетворении исковых требований Ростовцевой В.А. отказано в полном объеме

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное толкование и применение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на неправильное толкование судом положений ч. 4 ст. 154, ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, полагая, что в соответствии с указанными нормами в настоящее время плата за оказание услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов отнесена к коммунальным услугам. Также полагает неверным вывод суда первой инстанции о недоказанности факта обращения истца к ответчику с заявлением о предоставлении компенсации в связи с заключением в феврале 2016 договора по форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации, поскольку истцом представлены достаточные доказательства факта обращения к ответчику до подачи иска, из ответов на которые следует, что ответчиком в удовлетворении заявления истца было отказано.

Из возражений ответчика МКУ «Комплексный расчетный центр» на жалобу истца следует, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы в виду отнесения услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в состав платы за содержание имущества, в отношении которой истец как собственник частного жилого фонда не имеет права на компенсацию; в виду недоказанности факта обращения истца за перерасчетом размера компенсации в установленном порядке.

В заседании суда апелляционной инстанции истец Ростовцева В.А. на доводах жалобы настаивала в полном объеме по изложенным в ней основаниям.

В судебное заседание не явились представители ответчиков МКУ «Комплексный расчетный центр», Администрации Артинского городского округа, третьего лица МУП АГО «Уют-сервис», учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, путем размещения информации о дате и времени судебного заседания на официальном сайте Свердловского областного суда, отсутствие ходатайств об отложении судебного заседания, с учетом мнения истца, согласно ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав истца, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований Ростовцевой В.А. пришел к выводу о несоблюдении истцом порядка предоставления (перерасчета размера) компенсации по оплате коммунальных услуг в виду недоказанности истцом факта обращения к ответчику МУП «Комплексный расчетный центр» с соответствующим заявлением в установленном порядке, а также в виду ошибочности доводов истца об отнесении услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых (коммунальных) отходов к коммунальной услуге до заключения соглашения с региональным оператором и утверждения единого тарифа на территории Свердловской области, что следует из непосредственного толкования положений ч.20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом Федерального закона от 28.12.2016 N 486-ФЗ.

С данными выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований истца о признании за ней права на получении компенсации за предоставление услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов как инвалиду 3 группы судебная коллегия не может согласиться, полагая постановленное решение суда основанным на неверном толковании норм материального права.

Из материалов дела следует, что Ростовцева В.А. является собственником 1/4 доли в праве собственности на жилой дом по адресу ... ... ..., который относится к частному жилищному фонду, что не оспорено сторонами.

В соответствии со справкой МСЭК истец является инвалидом III группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

В соответствии со ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. При этом в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ ч. 4 ст. 154 распространяется на отношения, возникшие после 01.01.2016.

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного кодекса Российской Федерации и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступивший в силу с 01.01.2016).

Учитывая указанные нормативные положения, истцом 24.02.2016 был заключен договор № 2894 на сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов с МУП АГО «Уют-сервис».

Из представленного ответа Администрации Артинского городского округа от 26.09.2017 следует, что на территории Артинского городского округа услуги по вывозу твердых бытовых отходов осуществляет МУП АГО «Уют-сервис», которое имеет соответствующую лицензию на исполнение данного вида деятельности.

Начисление платы за вывоз твердых бытовых отходов осуществляет АО «Энгергосбыт Плюс» в соответствии с постановлением Администрации Артинского городского округа в рамках агентского договора с МУП АГО «Уют-сервис».

Из представленных в материалы дела квитанций и ответа АО «Энгергосбыт Плюс» на обращения истца следует, что услуга по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых (коммунальных) отходов отнесена именно к коммунальной услуге. Выставленные платежные документы истцом оплачиваются в размере, указанном в квитанциях. Факт оказания МУП АГО «Уют-Сервис» услуг по вывозу твердых бытовых отходов истцом не опровергнут.

Кроме того, решением Думы Артинского городского округа от 01.11.2012 № 89 утверждены Правила благоустройства территории Артинского городского округа, согласно которым сбор бытовых отходов и мусора осуществляется путем создания площадок для сбора отходов, в том числе от населения, и его вывоз специализированным автотранспортом по графику, а также организациями и домовладельцами.

Плата за сбор, вывоз твердых бытовых отходов от индивидуальных жилых домов в Артинском городском округе установлены постановлениями Главы Администрации Артинского городского округа от 30.12.2013 № 1647, от 30.12.2014 № 1775, от 24.12.2015 № 1467, от 22.12.2016 № 1167 – на период с 01.02.2017 по 31.01.2018 составляет 102 рубля в месяц с домовладения.

Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

К полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155.

Согласно п. 7 данных Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. Форма документа устанавливается исполнителем.

Истец проживает в индивидуальном жилом доме, в процессе его жизнедеятельности образуются твердые бытовые (коммунальные) отходы. В силу положений закона вывоз данных отходов является обязательным, и истец самостоятельно их не вправе утилизировать.

Учитывая изложенное, а также указанное нормативное регулирование и фактически сложившиеся между сторонами договора отношения, следует вывод об отнесении оказываемых истцу услуг по договору от 24.02.2016 именно к коммунальным услугам, что соответствует нормативно-правовому регулированию, содержащемуся в ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом положений о порядке введения в действие данной нормы.

Доводы ответчика МУП «Комплексный расчетный центр» об отнесении данного вида услуги до настоящего времени не к коммунальным услугам, а к жилищным, то есть к плате за содержание жилого помещения, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Положения ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ, а также письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 5554-АТ/04 от 22.02.2017, на которое ссылается ответчик, в системе действующего правого регулирования относит расходы по оплате за сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых (коммунальных) отходов в состав содержания жилого помещения, но только в случаях содержания имущества собственниками помещений в многоквартирных домах, в которых имеется общее имущество, в деятельности управляющих компаний по начислению платы за обслуживание данного имущества, но не в отношении жилых домов частного жилищного фонда, в которых отсутствует у его собственников обязанность по содержанию общего имущества.

Принимая во внимание отнесение услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов в состав коммунальных услуг, судебная коллегия полагает обоснованными доводы жалобы Ростовцевой В.А. и исковых требований о наличии у нее права на получение данной меры социальной поддержки в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в виде компенсации расходов по оказанию коммунальной услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых (коммунальных) отходов, поскольку указанными положениями Федерального закона от 24.11.1995 года право на компенсацию инвалидам расходов на коммунальные услуги не зависит от вида жилищного фонда, к которому отнесено жилое помещение, в котором они проживают.

В силу указанных обстоятельств решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Ростовцевой В.А. о признании за ней права на получение компенсации расходов по оказанию коммунальной услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых (коммунальных) отходов подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права с вынесением нового решения о признании за Ростовцевой В.А. права на получение указанной меры социальной поддержки.

Однако определяя момент возникновения права истца на получение компенсации по данному виду коммунальной услуги, судебная коллегия отмечает, что порядок назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 688-ПП.

Согласно п.6 указанного порядка назначение компенсации расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) граждан (далее - уполномоченный орган) на основании заявления о назначении компенсации расходов по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и информации, необходимой для назначения компенсации расходов, предоставляемой органами и организациями различных форм собственности,

В силу п.24 Порядка основаниями для перерасчета размера компенсации расходов являются в том числе изменение основания для назначения компенсации расходов; изменение объема предоставленных коммунальных услуг.

В соответствии с п.21 Порядка при определении размера компенсации расходов гражданам, оплачивающим коммунальные услуги без приборов учета, размер компенсации расходов определяется исходя из норм площади и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных действующим законодательством (далее - нормы и нормативы).

Из материалов дела следует, что истец обратилась к ответчику МКУ «Комплексный расчетный центр» с заявлением о предоставлении ей сведений о причинах неосуществления расчета компенсации за услуги по сбору, вывозу и утилизацию твердых бытовых отходов 17.05.2016, иного заявления в материалы дела не представлено. Из ответа МКУ «Комплексный расчетный центр» от 19.05.2016 следовало, что расчет компенсации по данному виду услуги не производится ответчиком в виду отсутствия утвержденного норматива накопления отходов на территории Свердловской области.

В настоящее время в соответствии в том числе с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" Постановлением РЭК Свердловской области от 30.08.2017 N 77-ПК утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования "город Екатеринбург")", начало действия документа – 11.09.2017.

Между тем, поскольку разрешение вопросов назначения и перерасчета компенсации за оплату коммунальных услуг носит заявительный характер, учитывая недоказанность истцом факта обращения в МКУ «Комплексный расчетный центр» с соответствующим заявлением по установленной форме после сентября 2017 и обращение в ноябре 2017 непосредственно в суд с настоящим иском, судебная коллеги полагает необходимым признать за истцом право на получение указанной меры социальной поддержки с момента вступления в законную силу настоящего апелляционного определения. Доводы возражений ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в виду отсутствия заявления истца в установленной форме судебная коллегия отклоняет, поскольку как следует из многочисленных письменных ответов на обращения истца в различные органы, а также позиции ответчика, изложенной в ходе рассмотрения дела в возражениях на иск, МКУ «Комплексный расчетный центр», несмотря на заявление соответствующих требований, оспорено само наличие у истца права на получение данной меры социальной поддержки, что свидетельствует о необходимости восстановления нарушенного права истцом путем вынесения судебного акта.

Однако в виду признания за истцом права на получение компенсации расходов по оплате услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов только в рамках разрешения настоящего спора, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчиков неполученной истцом компенсации за прошлый период, полагая решение суда в указанной части не подлежащим отмене или изменению.

Иных доводов жалоба не содержит.

Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Артинского районного суда Свердловской области от 28.02.2018 в части отказа в признании права Ростовцевой Веры Александровны на получение компенсации расходов по оказанию коммунальной услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Ростовцевой Веры Александровны к муниципальному казенному учреждению «Комплексный расчетный центр» в части признания права на получение компенсации расходов по оказанию коммунальной услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых (коммунальных) отходов удовлетворить.

Признать за Ростовцевой Верой Александровной право на получение меры социальной поддержки в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в виде компенсации расходов по оказанию коммунальной услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых (коммунальных) отходов в порядке, установленном Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП.

В остальной части решение Артинского районного суда Свердловской области от 28.02.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий

Я.Ю. Волкова

Судьи

Т.Л. Редозубова

А.Е. Зонова

33-8751/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Ростовцева В.А.
Ответчики
МКУ "Комплексный расчетный центр"
Администрация Артинского городского округа
Другие
МУП АГО "Уют-сервис"
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Зонова Анна Евгеньевна
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
17.05.2018Судебное заседание
23.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее