Дело № 2-3113 (2017)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2017 года Советский районный суд г. Брянска в составе:
Председательствующего Сухоруковой Л.В.
При секретаре Аверкиной О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыненко М.И. к Военному комиссариату Брянской области о начислении и выплате пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Мартыненко М.И. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование которого указала, что является получателем военной пенсии с 19.02.1999 года. Выплата пенсии с 2001 года производилась в Военном комиссариате Брянской области по месту постоянной регистрации. Истец была постоянно зарегистрирована по <адрес> с 19.12.2001 года. В июне 2013 года была вынуждена временно выехать в Республику Беларусь для осуществления ухода за престарелой матерью, по месту пребывания не регистрировалась. Истцом было написано заявление в Военный комиссариат Брянской области о временном отсутствии по месту постоянной регистрации по данной причине. Из письма Военного комиссариата Брянской области от 08.04.2016 года истец узнала о снятии с регистрационного учета в Брянской области и прекращении выплаты пенсии с 01.09.2014 года.
Полагая свое право на выплату пенсии нарушенным, ссылаясь на требования Конституции РФ, Федерального закона от 12.02.1993 года №4468-1 истец просила суд обязать ответчика начислить и выплатить пенсию за 18 календарных месяцев за период с 01 сентября 2014 года по 06 февраля 2016 года.
В судебном заседании представители ответчика военного комиссариата Брянской области по доверенности Капник Н.А., Костиков Р.В. исковые требования не признали. Суду пояснили, что истец не уведомила Военный комиссариат Брянской области об изменении своего места жительства (пребывания), заявление о переводе пенсии по месту пребывания в Республике Беларусь не подавала. По результатам проверки истец была снята с регистрационного учета по месту жительства в Брянской области. Ввиду возврата СБ РФ пенсионных выплат Мартыненко М.И. по причине истечения срока хранения за период с сентября 2014 года по февраль 2015 года, ответчиком было принято решение о приостановлении выплаты пенсии с 01.09.2014 года. В связи с тем, что в течение 6 месяцев Мартыненко М.И. в военный комиссариат Брянской области за возобновлением выплат не обращалась, по решению Военного комиссариата Брянской области выплата пенсии с 01.09.2014 года была прекращена. Порядок и сроки приостановления и прекращения выплаты пенсии ответчиком не нарушены. Просили в иске отказать.
Истец Мартыненко М.И. в судебное заседание не явилась. Уведомлена надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 № 4468-1.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" действие закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, в том числе, в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. "а" ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил СНГ, Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется Министерством Обороны Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 № 4468-1 лица, указанные в статье 1 данного закона с заявлениями о назначении пенсий и с соответствующими документами, необходимыми для назначения пенсии, обращаются в пенсионные органы Министерства Обороны Российской Федерации.
Таким образом, назначение и выплата пенсии имеет заявительный характер.
Согласно ч. 1 ст. 56 указанного закона выплата пенсий производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 этого закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации, путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
Российская Федерация и Республика Беларусь являются участниками Соглашений стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года.
Судом установлено, что с 01 марта 2002 года Мартыненко М.И., имеющей воинское звание <данные изъяты>, МО РФ назначена пенсия за выслугу лет, что подтверждается материалами личного дела №..., представленного на обозрение суда.
Как следует из материалов дела, Мартыненко М.И. с февраля по 08 апреля 1996 года проживала с семьей в <адрес>.
Как следует из акта проверки фактического проживания пенсионера МО РФ от 20.07.2012 года, по <адрес> фактически проживает Р., которая видела Мартыненко М.И. в последний раз в августе 2011 года, сведений о местонахождении Мартыненко у нее нет.
13 февраля 2013 года Мартыненко М.И. было подано ответчику заявление – обязательство получателя пенсии с просьбой переводить всю причитающуюся пенсию во вклад на счет №... в СБ РФ. Также истец была ознакомлена с условиями необходимости уведомления отдела Военного комиссариата об убытии на постоянное место жительства в другую область РФ или другое государство.
Из акта проверки фактического проживания пенсионеров МО РФ от 21 марта 2014 года и составленного по итогам заключения следует, что Мартыненко М.И. по <адрес> по адресу регистрации не проживает.
Согласно справке –докладу от 13.08.2014 года по имеющимся сведениям Отдела адресно –справочной работы МО УФМС России по Брянской области в г. Клинцы Мартыненко М.И. значится зарегистрированной <адрес>. Однако по данному адресу никогда не проживала, на данный момент находится в Республике Беларусь. Начальником отдела ВКО по г. Клинцы, Клинцовскому, Гордеевскому и Красногорскому района представлено донесение с приложением акта проверки фактического проживания Мартыненко М.И. по месту регистрации. В ходе проверки было установлено, что по адресу регистрации Мартыненко М.И. не проживает.
Как следует из справки от 18.09.2014 года УФМС России по Брянской области, 17.09.2014 года Мартыненко М.И. снята с регистрационного учета по месту жительства <адрес>
Из информации ОАО «Сбербанк России» от 14.10.2014 года, от 19.11.2014 года, от 15.01.2015 года, от 28.01.2015 года, от 03.02.2015 года, от 23.01.2015 года следует, что Управление сопровождения операций физических лиц ПЦП ЦСКО «Ясная Поляна» ОАО «Сбербанк России» сообщает, что 09.10.2014 года с УФСП Тульской области – филиал ФГУП «Почта России» поступил возврат пенсионных выплат за сентябрь 2014 года в сумме 6 420 рублей 55 копеек на имя Мартыненко М.И. Причина возврата – истечение срока хранения.
18.11.2014 года с УФСП Тульской области – филиал ФГУП «Почта России» поступил возврат пенсионных выплат за октябрь 2014 года в сумме 6 441 рубль 87 копеек на имя Мартыненко М.И. Причина возврата – истечение срока хранения.
14.01.2015 года с УФСП Тульской области – филиал ФГУП «Почта России» поступил возврат пенсионных выплат за октябрь, декабрь 2014 года в сумме 13 283 рублей 74 копеек на имя Мартыненко М.И. Причина возврата – истечение срока хранения.
27.01.2015 года с УФСП Тульской области – филиал ФГУП «Почта России» поступил возврат пенсионных выплат за январь 2015 года в сумме 6 641 рубль 87 копеек на имя Мартыненко М.И. Причина возврата – истечение срока хранения.
02.02.2015 года с УФСП Тульской области – филиал ФГУП «Почта России» поступил возврат пенсионных выплат за сентябрь, ноябрь 2014 года в сумме 13 062 рублей 42 копеек на имя Мартыненко М.И. Причина возврата – истечение срока хранения.
10.03.2015 года с УФСП Тульской области – филиал ФГУП «Почта России» поступил возврат пенсионных выплат за сентябрь – декабрь 2014 года, январь – февраль 2015 года в сумме 39 629 рублей 90 копеек на имя Мартыненко М.И. Причина возврата – истечение срока хранения. Данные обстоятельства также подтверждаются выпиской из лицевого счета истца за период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года.
Решением Военного комиссариата Брянской области от 07.04.2015 года по пенсионному делу №... Мартыненко М.И. <дата> г.р., выплата пенсии была приостановлена.
Согласно п.п. 6.20, 6.21 п.6 Соглашения о порядке выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, заключенного между Министерством обороны РФ и ПАО «Сбербанк России», Сбербанк приостанавливает осуществление пенсионных выплат в случае неполучения получателем пенсионных выплат, переведенных через организации федеральной почтовой связи, в течение 6 месяцев подряд. После приостановления перевода пенсионных выплат до получения письменного распоряжения пенсионного органа Минобороны России о возобновлении получателю пенсионных выплат денежные средства в заявку не включаются.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае неполучения пенсии в течение шести месяцев, выплата пенсии приостанавливается на 6 месяцев, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.
Возобновление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера с необходимыми документами, подтверждающими устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления выплаты пенсии.
Из ответа от 04.06.2015 года ПАО «Сбербанк России» следует, что 26.05.2015 года с УФСП Тульской области – филиал ФГУП «Почта России» поступил возврат пенсионных выплат за март 2015 года в сумме 6641рубль 87 копеек на имя Мартыненко М.И. Причина возврата – истечение срока хранения.
15 сентября 2016 года Военным комиссариатом Брянской области было принято решение о прекращении выплаты пенсии Мартыненко М.И. <дата> г.р., в виду не установления её места пребывания.
По запросу Врио начальника отдела военного комиссариата Московской области по городам Химки, Долгопрудный и Лобня от 28.09.2016 года № 010/1725 пенсионное (личное) дело Мартыненко М.И. было направлено в военный комиссариат Московской области по месту её постоянной регистрации: <адрес> с 13 сентября 2016 года. Как следует из материалов дела, выплата военной пенсии была возобновлена истцу военным комиссариатом Московской области с 06 февраля 2016 года.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае: истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 5 и 6 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.
Письмом Мартыненко М.И. было сообщено о прекращении выплаты пенсии в военном комиссариате Брянской области с 01 сентября 2014 года. Разъяснено о необходимости предоставления в адрес Военного комиссариата Брянской области подтверждения о фактическом проживании (регистрации) на территории Российской Федерации.
19.06.2017 года Мартыненко М.И. обратилась в Военный комиссариат Московской области с заявлением о прекращении выплаты военной пенсии с 1 сентября 2017 года, в связи с переходом на пенсию по старости в УПФ.
Военным комиссариатом Московской области Мартыненко М.И. выдана справка о прекращении выплат пенсии с 01.09.2017 года, ввиду перехода на пенсию по старости.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в том числе в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть 3 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Согласно ч. 1 ст. 56 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
В силу ч. 7 указанной статьи в прежней редакции, действовавшей до 18 июня 2013 года, при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.06.2011 N 11-П указанные положения статьи 56 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, на которые они имеют право в соответствии с данным Законом, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета.
При этом названным Постановлением федеральному законодателю предписано внести в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" изменения, обусловленные признанием взаимосвязанных положений его статьи 56 не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Впредь до внесения в Закон необходимых изменений выплата назначенных в соответствии с этим Законом пенсий лицам, проходившим военную службу и не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации, должна осуществляться по месту их фактического проживания, которое устанавливается на основании их личного заявления, как это предусмотрено для получателей трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2011 г. N 11-П Федеральным законом от 07.06.2013 N 127-ФЗ в часть 7 ст. 56 Закона РФ внесены изменения, вступившие в силу с 18 июня 2013 года.
В соответствии с новой редакцией ч. 7 ст. 56 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
По смыслу данных положений необходимость указания пенсионером в личном заявлении места жительства или места его пребывания при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации предусмотрена в случае переезда пенсионера на новое место жительства или место пребывания.
Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, пенсия истицу была назначена и выплачивалась до 1 сентября 2014 года в период действия регистрации. Изменив место фактического пребывания, а именно выехав в Республику Беларусь, истец не уведомила военный комиссариат об изменении фактического места жительства (пребывания).
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением (статья 2 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. (далее - Соглашение от 15 мая 1992 г.).
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу приведенных положений соглашений от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г. для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации.
Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера
Таким образом, имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении споров, касающихся назначения и дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру, переселившемуся из государства - участника названных выше соглашений, является установление его постоянного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий пенсионный орган.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, в период с 01.09.2014 года по 05.02.2016 года Мартыненко М.И. на территории Российской Федерации не проживала, а фактически проживала на территории Республики Беларусь. Данное обстоятельство подтверждается справкой – докладом начальника отдела военного комиссариата Брянской области по г. Клинцы, Клинцовскому, Гордеевскому и Красногорскому районами. Кроме того, проведенными отделом военного комиссариата Брянской области 20 июля 2012 года, 21 марта 2013 года выездными проверками по факту проживания, в ходе которых выявлено отсутствие Мартыненко М.И. по адресу ее регистрации.
Из п. 73-83 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 № 885н (ред. от 27.01.2016) "Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" следует, что возобновление или восстановление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления или прекращения выплаты пенсии.
Таким образом, Мартыненко М.И. об изменении своего места жительства или пребывания в известность Военный комиссариат Брянской области не поставила, заявление с указанием места своего нахождения не подала, также с заявлением о прекращении выплаты пенсионного обеспечения в связи с переездом на другое место жительство не обращалась.
Кроме того, неполучение владельцем счета в кредитной организации принадлежащих ему денежных средств свидетельствуют о невостребованности перечисленных на данный счет средств пенсионного обеспечения. На пенсионера возложена обязанность при неполучении перечисленных на счет в кредитной организации средств пенсионного обеспечения, подтверждать место своего проживания или пребывания, однако, документы, подтверждающие данное обстоятельство в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчиком были установлены обстоятельства, подтверждающие отсутствие постоянного места жительства истца в Российской Федерации и подтверждающие факт постоянного проживания Мартыненко М.И. на территории Республики Беларусь, что свидетельствует об отсутствии у истца права на выплату пенсии на территории Российской Федерации в спорный период. В связи с чем, у ответчика имелись законные основания для принятия решения о приостановлении и впоследствии о прекращении выплаты пенсии Мартыненко М.И.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мартыненко М.И. к Военному комиссариату Брянской области о начислении и выплате пенсии, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Сухорукова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.12.2017 года
Судья Л.В. Сухорукова