№2-3811/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2018 года г. Уфа
Кировский районный Суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сиражитдинова И.Б., с участием прокурора Хабибуллиной А.Я., при секретаре Рашитовой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой Натальи Ивановны к Министерству здравоохранения РБ о восстановлении на работе, признании незаконным и отмене заключения по результатам служебной проверки, приказа об увольнении,
установил:
Романова Н.И. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения РБ о восстановлении на работе, признании незаконным и отмене заключения по результатам служебной проверки, приказа об увольнении. В обоснование иска указано, что она работала в Министерстве здравоохранения РБ с № года. Приказом об увольнении №-Л от 22.03.2018 года была уволена с 23.03.2018 года за однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации (п. 6 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
23.03.2018 года в 17 часов 05 минут Романова Н.И. была ознакомлена с результатами служебной проверки комиссии Минздрава РБ, копии документов о служебной проверке ей не выдавались. Акт проверки не выдали, Заключение дали лишь прочесть. Начальник юридического отдела Минздрава РБ сказал, что истец может получить эти документы через суд. В заключении служебной проверки не указано, в чем заключается её вина, не указан характер и размер вреда, причинённого в результате проступка, а также не указаны обстоятельства, послужившие основанием для проведения служебной проверки.
23.03.2018 года истцу выдали приказ об увольнении по п. 6 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и трудовую книжку.
Полагает, что приведенные в заключении служебной проверки и приказе об увольнении №-Л от 22.03.2018 года ссылки на нарушение Романовой Н.И. пунктов 3.1, 3.2, подпункта 14 п. 3.6 Должностного регламента заместителя начальника отдела фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, пунктов 2.1, 2.4 Положения об отделе фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения несостоятельны, поскольку из их содержания не усматривается совершение вменяемого ей дисциплинарного проступка. Приведенные в заключении служебной проверки и приказе об увольнении №-Л от 22.03.2018 года ссылки на исполнение ею обязанностей начальника отдела фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан также несостоятельны, т.к. с приказом на исполнение обязанностей начальника отдела она ознакомлена не была.
Кроме этого, в заключении не учитывается тот факт, что период с 23.05.2016 года по 01.01.2017 года она была переведена на должность заместителя <данные изъяты> под руководством ФИО4 Романовой Н.И. действительно готовились проекты поручений на проведение закупочных процедур, проекты согласовывались начальником отдела, утверждались заместителем министра ФИО5 и направлялись канцелярией в ГКУ Управление материально-технического обеспечения Минздрава РБ. Указание в заключении служебной проверки о том, что у истца отсутствовал должный контроль несостоятельны, т.к. она не была уполномочена на контроль процессов порядка взаимодействия приказов №№-Д, 2755-Д, от сбора информации и до проведения закупок.
Каких-либо действий (бездействия), направленных на причинение вреда государственному органу и нарушение законодательства Российской Федерации она не совершала и не имела намерения совершить. Более десяти лет она работала в Министерстве, к дисциплинарной, либо иной ответственности не привлекалась.
Считает, что работодатель грубо нарушил порядок наложения дисциплинарного взыскания, при наложении дисциплинарного взыскания не учел тяжесть совершенного проступка, степень вины, причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка, сроки проведения проверки.
В связи с тем, что она не была ознакомлена с приказом о проведении служебной проверки №-Д от 12.02.2018 года она была лишена возможности:
1)давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;
3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки.
Согласно Положению о порядке проведения служебной проверки и применения дисциплинарных взысканий в Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 9 ноября 2010 года №-Д, председатель комиссии назначает дату заседания Комиссии, организует ознакомление гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, членов Комиссии и других лиц, участвующих в заседании Комиссии, с информацией, послужившей основанием для проведения служебной проверки. Этого сделано не было, истца, как гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, не уведомили. В требовании о предоставлении объяснения от 14.02.2018 года также отсутствовала информация, что проверка проводится в отношении истца как гражданского служащего.
В соответствии со ст. 58 Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и согласно положению о порядке проведения служебной проверки и применения дисциплинарных взысканий в Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, после окончания проведенной проверки и до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Этого представителем Министерства здравоохранения Республики Башкортостан сделано не было, более того Романова Н.И. была ознакомлена с заключением проведенной проверки уже после подписания приказа о её увольнении. Приказ об увольнении №-Л был подписан 22.03.2018 года, ознакомили с заключением по результатам служебной проверки 23.03.2018 года.
На основании изложенного истец просит суд признать незаконным и отменить приказ об увольнении №-Л от 22.03.2018 г., заключение по результатам служебной проверки от 26.02.2018 г. в части признания Романовой Н.И. нарушившей требования должностного регламента и положения об отделе фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения РБ. Восстановить Романову Н.И. на работе в должности заместителя начальника отдела организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения РБ. Взыскать с Министерства здравоохранения РБ в пользу Романовой Н.И. компенсацию заработка за время вынужденного прогула по день восстановления на работе, компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
В судебном заседании истец Романова Н.И. и её представитель Лукашев А.А. заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Азнагулов Ю.Р. (доверенность в деле) в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Свидетель ФИО8 суду показал, что работает <данные изъяты>. Он был председателем комиссии. Служебная проверка была в связи с тем, что в адрес ГКУ материально –технического обеспечения не представлялась сводная потребность на лекарственные препараты. Не предоставлял Минздрав РБ, ГКУ подведомственная организация. Была инициирована проверка в отношении исполняющей обязанности начальника фармацевтического отдела. Образована комиссия в составе ФИО8 как председателя комиссии, заместителя министра, помощника министра, начальник юридического отдела, заведующего сектором по антикоррупционной работе, примерно в середине февраля текущего года. Проверялись, конец 2016 начало 2017 года. Решили устроить проверку в связи с тем, что наблюдались факты несвоевременного обеспечения лекарственными препаратами граждан, в одной из причин, было не представление Минздравом своевременно сводной потребности для закупа препаратов. В результате служебной проверки выявлено нарушение порядка взаимодействия участников лекарственного обеспечения, которая вылилось в грубое нарушение, не сформовалась вовремя сводная потребность лекарственных препаратов и не представлялась в уполномоченный орган для закупа лекарственных препаратов. Есть два приказа № и №, который определяет порядок обеспечения граждан социальной помощью за счет федерального и регионального бюджета, каким образом должна осуществляться сбор заявок, как должна формироваться сводная потребность и сроки направления на закупку лекарственных препаратов. Сводная потребность по всем лекарствам, это же не потребность по одному, сводная потребность должна быть передана в единой таблице, передача в порядке поручений не прописана. Порядком не предусмотрено поручения.
Свидетель ФИО9 суду показал, что работал <данные изъяты>. На основании приказа министра здравоохранения РБ была проведена проверка. Поводом послужила предыдущая проверка, которую проводили в связи со срывом формирования сводной потребности в отношении Карамовой. В ходе той проверки выяснилось, что Романова Н.И. на 2016 г. и на период отсутствия начальника исполняла обязанности, осуществляла формирование закупа лекарственных препаратов. В ходе служебной проверки выяснилось, что были нарушены НПА в части порядка формирования сводной потребности, что было отражено в заключении служебной проверки. По результатам установлено, что сводная потребность в ГКУ не передавалась, случился срыв закупа лекарств. Вся сводная потребность которая поступала от лечебных учреждений, сформировывалась на местах и представлялась в фарм. отдел Минздрава, для формирования сводной потребности. Фарм отдел не принял должных мер, нарушен приказ, они оформляли поручениями. Поручения этими приказами не предусмотрены. Нарушен порядок и сроки реализации мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами, нарушениями двух приказов Минздрава от 23.11. 2012г. №д и от 06.11.2012г. №Д, оба определяют порядок, в одном случае федеральные льготники, на втором случае региональные льготники. Это было отражено в заключении проверки. Был срыв закупа лекарственных препаратов больных сахарным диабетом и других больных. Вызвало шквал обращений, суды, люди жаловались, что они не могут получить по закону, получила общественную огласку. Не поручениями надо было размещать, а так как написано в приказе, сводную потребность, они этого не сделали. По срокам, согласно пункта 2.10 порядка Минздрава РБ формируют сводную потребность за первый квартал до 20 сентября, за 2 квартал до 15 декабря, за 3 квартал до 20 марта, за 4 квартал до 20 июня текущего год, это не сделали. Эти нарушения имеют длящийся характер, выявили в ходе служебных проверок по указанию министра, порядок был нарушен, дестабилизации. Она исполняет обязанности, когда отсутствует начальник отдела, за формирование сводной потребности она отвечает всегда. В заключении о проверке все написано, пункты есть, пункт 14. Готовит документы она, зам министра подписывает.
Свидетель ФИО10 суду показал, что работает <данные изъяты> никогда не получало от Минздрава РБ сводную потребность. Вместо него представлялось поручение. Есть два приказа, там предусмотрена сводная потребность. Поручения ни чем не предусмотрены. Сводная потребность - потребность в лекарственных препаратах собранные с медицинских организаций. Никогда не получал сводную потребность, точно сказать как она выглядит не может. От дня получения поручения до поставки лекарственных препаратов по 44 ФЗ срок 3 месяца, это конкурс, аукцион, Министерство финансов выделяет деньги. Приходят поручения, они рассчитывают начальную максимальную цену контракта, подготавливают документацию, передают в Минэк. У них есть отдел по обеспечению лекарственными средствами. У первого зама на совещании возник вопрос, начальник отдела по обеспечению лекарственными препаратами спросил по поводу сводной потребности, возможно ли им ее увидеть, Романова Н.И. сказала, что когда будете работать в Минздраве тогда вы и ее уведете. Поручения отдельно, идет как выкройка со сводной потребности, сводная потребность это предоставляется с медицинских учреждений в виде наименований, количества и т.д., в поручении идет конкретно наименование. В декабре когда вступил на должность закупочные мероприятия были проведены, шли поставки. Поручения передавались по электронной форме или через канцелярию забирали с синей печатью, была подпись заместителя министра и Романова Н.И. была исполнителем.
Специалист ФИО11 суду показала, что работает <данные изъяты>». В приказах о взаимодействиях о том, что информация для закупа в ГКУ должна направляться в виде поручений нет, информация должна быть в виде сводной потребности. В порядке взаимодействия таблица прописана. Сводная потребность это шаблон, там есть сроки предоставления, порядок определения потребности. Первую потребность составляют врачи, заверяют с аптечным пунктом отпуска, заверенную потребность отправляют в Минздрав, Минздрав сводит потребность и передает в ГКУ для проведения закупочных процедур. Заместитель начальника отдела организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Минздрава РБ является гражданским служащим РБ и осуществляет профессиональную служебную деятельность в соответствии с должностным регламентом и положением об отделе организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Минздрава РБ. В период отсутствия начальника отдела в соответствии с п. 1.5 должностного регламента начальника отдела организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Минздрава РБ обязанности начальника отдела организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Минздрава РБ в 2016 году и в первом квартале 2017 года исполняла Романова Н.И. Основными задачами отдела организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Минздрава РБ являются:
-разработка и реализация в пределах своей компетенции мер по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при осуществлении фармацевтической деятельности;
- разработка и реализация в пределах своей компетенции мер по организации обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями граждан Республики Башкортостан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, а также при реализации мер социальной поддержки отдельным группам и категориям граждан за счет средств бюджета Республики Башкортостан при оказании амбулаторно-поликлинической помощи населения.
- разработка и реализация в пределах своей компетенции мер по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», распоряжением Правительства РБ от 02.06.2011г. № 607-р в целях оптимизации взаимодействия участников обеспечения необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора услуг, приказами Минздрава РБ от 23.11.2012 г. № 2862-Д и от 06.11.2012 г. № 2755-Д утверждены:
- Порядок взаимодействия участников обеспечения необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
- Порядок взаимодействия участников обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения отдельных граждан, при оказании амбулаторно-поликлинической помощи за счет средств бюджета РБ (далее - Порядки взаимодействия).
Порядками взаимодействия предусмотрены следующие положения:
- определение потребности в лечебно-профилактических учреждениях (далее - ЛПУ) для обеспечения в соответствии со стандартами медицинской.
помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения осуществляется за четыре месяца до начала планируемого периода в целях своевременного проведения мероприятий по закупке лекарственных препаратов (п. 1.3);
- врач (фельдшер) ЛПУ, имеющий право выписки рецептов на лекарственные препараты для обеспечения в соответствии со стандартами определяет потребность в лекарственных препаратах по врачебному участку в соответствии с данными о поставленных на диспансерное наблюдение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предоставляемыми МИАЦ; перечнем лекарственных препаратов, внесенных в шаблон «Потребность в лекарственных препаратах по врачебному участку», стандартами оказания медицинской помощи и объемом финансовых средств (п. 2.4);
- ответственное лицо ЛПУ обобщает потребность, полученную от врачей (фельдшеров), по форме «Потребность в лекарственных препаратах по ЛПУ» в рамках рассчитанных объемов финансовых средств и с учетом остатков лекарственных препаратов и передает ее в пункт отпуска аптечной организации для ознакомления (п. 2.7);
- подписанная руководителем ЛПУ с отметкой об ознакомлении руководителя пункта отпуска аптечной организации и заверенная печатями ЛПУ и пункта отпуска аптечной организации «Потребность в лекарственных препаратах по ЛПУ» передается в Минздрав РБ для очной (заочной) защиты по согласованному графику с копией на электронном носителе (п. 2.8);
. - по результатам защиты потребности в лекарственных препаратах всеми ЛПУ, с учетом остатков лекарственных средств, в пунктах отпуска и на складе аптечной организации, Минздрав РБ формирует сводную потребность в лекарственных препаратах для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на территории Республики Башкортостан в сроки: на I квартал - до 20 сентября, II квартал - до 15 декабря, на III квартал - до 20 марта, на IV квартал - до 20 июня текущего года. Сводная потребность может быть увеличена на 10% по согласованному с ЛПУ перечню лекарственных препаратов в целях формирования резерва на складе аптечной организации для вновь выявленных пациентов. Сводная потребность передается в ГКУ Управление материально-технического обеспечения Минздрава РБ для осуществления закупок (п. 2.10).
Сводная потребность (шаблон ЛП) в лекарственных препаратах формируется ЛПУ в рамках объемов финансовых средств, исходя из численности граждан, включенных в ФРЛ и РРЛ, по нормативу финансовых затрат на одного льготника в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 г. № 422-ФЗ составляет 807,20 рублей на одного федерального льготника, 150 рублей - на одного регионального льготника в месяц, с учетом остатков лекарственных препаратов в аптечных пунктах.
Сводная потребность (шаблон ЛП) содержит наименование препарата по МНН, лекарственную форму, дозировку, фасовку, расчетную цену.
Сводная потребность в препаратах инсулина для обеспечения граждан при амбулаторном лечении представлялась учреждениями отдельной сводной потребностью.
Вывод: Отсутствие должного контроля со стороны исполняющего обязанности начальника отдела фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Минздрава РБ Романовой Н.И. привело к негативным последствиям в виде:
- несвоевременного приема сводных потребностей от медицинских организаций;
- нарушения порядка взаимодействия, утвержденного приказами Минздрава РБ № 2862-Д и № 2755-Д;
- несоблюдения процедуры формирования и утверждения сводной потребности в лекарственных препаратах после защиты потребности в ЛП всеми ЛПУ;
- несвоевременного освоения бюджетных средств, выделенных на обеспечение потребности в лекарственных препаратах - инсулинах, в рамках объемов финансовых средств, исходя из численности граждан, включенных в РЛО, ОНЛП, а также нарушения сроков реализации вышеуказанных мероприятий;
- срыва процедуры закупки лекарственных препаратов.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора, полагавшего возможным исковые требования оставить без удовлетворения, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 57 ГПК РФ обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах и лицах, участвующих в деле.
Суд в соответствии с принципами равноправия сторон, состязательности гражданского судопроизводства и диспозитивности не осуществляет сбор доказательств и по своей инициативе не истребует какие бы то ни было доказательства, за исключением доказательств при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений.
В обязанности суда входит лишь определение предмета доказывания (совокупности юридических фактов, установление которых необходимо для разрешения дела по существу) и создание необходимых условий для сбора и истребования доказательств.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что приказом Министерства здравоохранения РБ №-л от 29.01.2008 г. Романова Н.И. принята на работу с ДД.ММ.ГГГГ в отдел организации фармацевтической деятельности и клинической фармакологии на должность <данные изъяты>.
Согласно Реестру должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента РБ от 20.12.2006 N УП-615 должность <данные изъяты> относится к ведущей группе должностей категории «руководители».
Приказом Минздрава РБ №-Л от 22.03.2018 г. в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 33, п. 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» освобождена 23.03.2018 г. Романова Н.И. от занимаемой должности <данные изъяты> и уволена с государственной гражданской службы за однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и нарушение законодательства РФ.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ, государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 5 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.11.2011 N 25-П, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" исходит из того, что отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются специальным законодательством, а положения законодательства о труде применяются к ним субсидиарно - в части, не урегулированной законодательством о государственной гражданской службе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является, в том числе, расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Частью 1 статьи 59 Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.
Из материалов дела следует, что приказом Министерства здравоохранения РБ №№Д от 12.02.2018 г. в связи с выявлением признаков нарушений порядка формирования сводной потребности в лекарственных средствах и их приобретения для лечения больных сахарным диабетом за 2014-2017 гг., допущенных заместителем начальника отдела организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Минздрава РБ Романовой Н.И., создана комиссия по проведению служебной проверки. Комиссии поручено провести служебную проверку в отношении заместителя начальника отдела организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Минздрава РБ. В срок до 26.02.2018 г. представить Министру здравоохранения РБ письменное заключение по результатам проведенной служебной проверки.
14.02.2018 г. Романовой Н.И. получено требование о предоставлении объяснения в срок до 15.02.2018 г., что подтверждается её подписью и не оспаривается.
15.02.2018 г. Романовой Н.И. на имя председателя комиссии ФИО8 подано объяснение.
Комиссией 26.02.2018 г. составлено Заключение по результатам служебной проверки, согласно которой за допущенные нарушения должностного регламента заместителем начальника отдела организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Минздрава РБ – Романовой Н.И., на основании п. 6 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», комиссия рекомендует расторгнуть служебный контракт по инициативе представителя нанимателя ввиду однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность государственной гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и нарушение законодательства РФ. Предоставляя предложение по применению дисциплинарных взысканий, комиссия учитывает степень совершенного государственным гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень вины, обстоятельства, при которых совершены дисциплинарные проступки, предшествующие результаты не надлежащего исполнения должностными лицами своих должностных обязанностей.
С указанным заключением Романова Н.И. ознакомлена, что ею не оспаривается.
Как следует из Заключения, служебной проверкой установлено, что нарушение Романовой Н.И. должностных обязанностей причинило вред Минздраву РБ, выразившийся в нарушении порядка и сроков реализации мероприятий по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения граждан за счет средств бюджета РБ.
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерацию" ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденном Постановлением Правительства РБ от 09.07.2014 N 310, Министерство в целях реализации задач в установленной сфере деятельности осуществляет полномочия, переданные Российской Федерацией Республике Башкортостан в сфере охраны здоровья, и полномочия Республики Башкортостан, осуществляемые Министерством. В том числе, осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (пп. 3 п. 4.1); организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам (пп. 4 п. 4.1).
Согласно Положению об отделе организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения РБ, утвержденного министром здравоохранения РБ 06.06.2017 г., основными задачами отдела является разработка и реализация в пределах своей компетенции мер по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при осуществлении фармацевтической деятельности в Республике Башкортостан (пункт 3.1). Разработка и реализация в пределах своей компетенции мер по организации обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями граждан Республики Башкортостан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, а также при реализации мер социальной поддержки отдельным группам и категориям граждан за счет средств бюджета Республики Башкортостан при оказании амбулаторно-поликлинической помощи (пункт 3.2). Разработка и реализация в пределах своей компетенции мер по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности (пункт 3.3). Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от занимаемой должности министром здравоохранения Республики Башкортостан в установленном законом порядке (пункт 2.2). Деятельность отдела обеспечивается на основе взаимозаменяемости сотрудников отдела (пункт 2.4).
Таким образом, судом установлено, что организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при осуществлении фармацевтической деятельности в Республике Башкортостан возложено на Министерство здравоохранения РБ, а именно Отдел организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения РБ.
Согласно должностному регламенту заместителя начальника отдела организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения РБ, утвержденного министром здравоохранения РБ 06.06.2017 г., в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан должность заместителя начальника отдела относится к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан категории «руководители» (пункт 1.2). В период временного отсутствия заместителя начальника отделом исполнение его должностных обязанностей возлагается на начальника отдела в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей (пункт 1.5). Гражданский служащий, замещающий должность заместителя начальника отдела, в соответствии с задачами и функциями отдела исполняет следующие должностные обязанности: разрабатывает предложения, осуществляет организационные мероприятия, анализирует и прогнозирует развитие по закрепленным направлениям в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей: - организация обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; - организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей в пределах своей компетенции (пп. 4 п. 3.6). Принимает участие в организации, регулировании и контроле реализации принятых федеральных законов и Законов Республики Башкортостан, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Башкортостан, регламентирующих организацию обеспечения: отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; обеспечения граждан лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей в пределах своей компетенции (пп. 5 п. 3.6); проводит сбор информации по определению расчетной потребности и формированию заявки в лекарственных препаратах, медицинских изделиях, специализированных продуктах лечебного питания для детей-инвалидов для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также отдельных групп и категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Из должностного регламента государственного гражданского служащего Республики Башкортостан, замещающего должность государственной гражданской службы Республики Башкортостан «начальник отдела организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан», утвержденного министром здравоохранения РБ 06.06.2017 г., следует, что в период временного отсутствия начальника отдела исполнение его должностных обязанностей возлагается на заместителя начальника отдела (пункт 1.5). Начальник отдела для выполнения возложенных задач обязан: разрабатывать предложения и осуществлять организационные мероприятия по реализации полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданных для осуществления органам государственной власти Республики Башкортостан, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; разрабатывать предложения и осуществлять организационные мероприятия по обеспечению граждан лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей в пределах своей компетенции; разрабатывать предложения и осуществлять организационные мероприятия по реализации мер социальной поддержки отдельным группам населения (региональные льготники) при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, в обеспечении лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания в пределах своей компетенции; разрабатывать предложения и осуществлять организационные мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания граждан, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности в пределах своей компетенции (пункт 3.3).
Положение о том, что в период временного отсутствия начальника отдела исполнение его должностных обязанностей возлагается на заместителя начальника отдела, содержалось и в пункте 1.6 должностного регламента начальника отдела организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения населения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного и.о. министра здравоохранения РБ 07.07.2014 г.
Также в указанном регламенте было предусмотрено, что начальник отдела для выполнения возложенных задач обязан контролировать в пределах своих полномочий соблюдение действующих нормативных правовых актов в части оказания лекарственного обеспечения льготным категориям граждан.
Из анализа положений должностных инструкции начальника отдела фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и заместителя начальника отдела следует, что на них возложена обязанность по контролю и организации обеспечения граждан, имеющих на то право, лекарственными препаратами.
Приказом Министерства здравоохранения РБ №2862-Д от 23.11.2012 г. утвержден Порядок взаимодействия участников обеспечения необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Пунктом 2.10 указанного Порядка предусмотрено, что по результатам защиты потребности в ЛП всеми ЛПУ, с учетом остатков лекарственных средств в пунктах отпуска и на складе АО, МЗ РБ формирует Сводную потребность в лекарственных препаратах для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на территории Республики Башкортостан в сроки: на I квартал - до 20 сентября, II квартал - до 15 декабря, на III квартал - до 20 марта, на IV квартал - до 20 июня текущего года. Сводная потребность может быть увеличена на 10% по согласованному с ЛПУ перечню ЛП в целях формирования резерва на складе АО для вновь выявленных пациентов. Сводная потребность передается в ГКУ.
Приказом Министерства здравоохранения РБ №2755-Д от 06.11.2012 г. утвержден Порядок взаимодействия участников обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения граждан при оказании амбулаторно-поликлинической помощи за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Пунктом 2.9 указанного Порядка также предусмотрено, что по результатам защиты потребности в ЛП всеми ЛПУ, с учетом остатков лекарственных средств в пунктах отпуска и на складе АО, МЗ РБ формирует Сводную потребность в лекарственных препаратах для обеспечения граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в обеспечении лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи в Республике Башкортостан, в сроки: на I квартал - до 20 сентября, II квартал - до 20 декабря, на III квартал - до 20 марта, на IV квартал - до 20 июня текущего года. Сводная потребность может быть увеличена на 10% по согласованному с ЛПУ перечню ЛП в целях формирования резерва на складе АО для вновь выявленных пациентов. Сводная потребность по Республике Башкортостан передается в ГКУ.
Судом установлено и сторонами не опровергнуто, что в период формирования сводной потребности в препаратах на 2016 г. и первый квартал 2017 года Романова Н.И., замещая должность заместителя начальника отдела фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, исполняла обязанности начальника отдела в виду отсутствия последнего.
Также установлено, что Романова Н.И. в период формирования сводной потребности в препаратах инсулина на 2016 г. и первый квартал 2017 года осуществляла приём заявок медицинских организаций на инсулины и участвовала в очной защите лечебными организациями потребностями в инсулинах гларгин.
Между тем, в нарушение утвержденных приказами Минздрава РБ порядков взаимодействия участников обеспечения лекарственными препаратами, а также положений должностных регламентов, Романовой Н.И. сводная потребность в установленные сроки не формировалась и в ГКУ Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения РБ не передавалась, что Романовой Н.И. не опровергается и подтверждается показаниями свидетеля ФИО10, замещающего должность директора ГКУ Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения РБ.
Как пояснила истец, ею составлялись и направлялись в ГКУ Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения РБ за подписью заместителя министра отдельные поручения на проведения закупочных мероприятий по отдельным позициям лекарственных препаратов.
Из представленных в материалы дела поручений следует, что исполнителем указана Романова Н.И.
Однако, ни Федеральным законодательством, ни нормативными правовыми актами Республики Башкортостан не предусмотрен такой вид подачи заявки на закуп лекарственных препаратов как поручение. Порядком прямо предусмотрена сводная потребность, которая представляет собой перечень необходимых лекарственных препаратов с указанием необходимого количества для закупа на определенный квартал.
Более того, Прокуратурой Республики Башкортостан проведена проверка исполнения Министерством здравоохранения РБ законодательства в сфере лекарственного обеспечения населения, в ходе которой выявлены серьезные нарушения закона, повлекшие несвоевременное обеспечение необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление данной меры социальной поддержки за счет средств федерального и регионального бюджетов, по результатам которой в Правительство Республики Башкортостан внесено Представление об устранении нарушений законодательства о лекарственном обеспечении населения №а-2018/22704 от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из указанного Представления, проверкой установлено, что вопреки требованиям Порядка, утвержденного приказом Минздрава РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-Д и Порядка, утвержденного приказом Минздрава РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-Д, взаимодействие между Министерством и ГКУ УМТО МЗ РБ осуществлялось в 2017 г. на основании «поручений». В нарушение ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ в результате отсутствия в ГКУ УМТО МЗ РБ сводных потребностей в лекарственных препаратах и медицинских изделиях (по федеральной и региональной льготе) своевременно план-график на очередной финансовый год не сформирован, что повлекло значительное увеличение сроков проведения закупочных процедур.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Романова Н.И. возложенные на неё должностным регламентом обязанности надлежащим образом не исполняла, что выразилось в неисполнение приказов Минздрава РБ о формировании Сводной потребности в лекарственных препаратах на 2016 г. и первый квартал 2017 года, что привело к перебоям в поступление препаратов на склад аптечной организации, тем самым нарушив конституционные права граждан, предусмотренные статьей 41 Конституции РФ.
Указанное ненадлежащее исполнение Романовой Н.И. своих должностных обязанностей повлекло причинение вреда Министерству здравоохранения РБ, а также нарушению законодательства Российской Федерации.
Причинение вреда Министерству здравоохранения РБ выразилось в возбуждении в отношении ответчика исполнительных производств на основании судебных актов в виду не обеспечения граждан необходимыми лекарственными препаратами, взыскании исполнительского сбора, привлечении к административной ответственности и взыскании штрафа.
Кроме того, ненадлежащее исполнение Романовой Н.И. своих должностных обязанностей повлекло нарушение Министерством здравоохранения РФ Конституции РФ, Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и других нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Доказательств обратного стороной истца в ходе рассмотрения дела не представлено.
При этом, суд учитывает, что порядок привлечения Романовой Н.И. к дисциплинарной ответственности соблюден, до применения дисциплинарного взыскания у Романовой Н.И. затребовано объяснение, которое ею представлено, проведена служебная проверка по результатам которой составлено Заключение, с заключением служебной проверки Романова Н.И. ознакомлена, привлечение к дисциплинарной ответственности произведено в предусмотренный законом срок, при применении дисциплинарного взыскания работодателем учтена тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей, с приказом об увольнении истец ознакомлена в последний рабочий день, трудовая книжка и расчет при увольнении ею получены.
Таким образом, поскольку в ходе разбирательства дела установлен факт совершения Романовой Н.И., замещавшей должность государственной гражданской службы категории «руководитель», однократного грубого нарушения своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда Министерству здравоохранения РБ и нарушение законодательства Российской Федерации, доказательств, опровергающих выводы Заключения служебной проверки стороной истца не представлено, порядок привлечения Романовой Н.И. к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюден, законных оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными и отмене приказа об увольнении №-Л от 22.03.2018 г., заключения по результатам служебной проверки от 26.02.2018 г. в части признания Романовой Н.И. нарушившей требования должностного регламента и положения об отделе, восстановлении на работе, у суда не имеется.
Поскольку в удовлетворении требований истца о восстановлении на работе отказано, требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула удовлетворению не подлежат.
Также не подлежат удовлетворению и требования о компенсации морального вреда, поскольку в ходе рассмотрения дела нарушение трудовых прав истца не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ №-░ ░░ 22.03.2018 ░., ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 26.02.2018 ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░