Дело № 2-286/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 02 марта 2017 года
Любинский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Акуловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Аркатовой М.А.,
с участием истцов Бледниковой Н.Н., Горчаковой Л.В., Филимоновой Н.Г., Ковердяева К.В., Ковердяева В.А., Ковердяевой Т.В.,
представителя ответчика Шевцова И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бледниковой Н.Н., Бледникова Д.В., Бледникова В.В., Горчаковой Л.В., Горчакова А.В., Горчакова В.А., Филимонова И.А., Тагушкина В.В., Филимоновой Н.Г., действующей и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Ковердяева К.В., Ковердяева В.А., Ковердяевой Т.В., Ковердяева В.В., Альбрехта В.В. к администрации Любинского городского поселения, администрации Любинского муниципального района Омской области о признании пострадавшими от паводка и включении в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Бледникова Н.Н., Бледников Д.В., Бледников В.В., Горчакова Л.В., Горчаков А.В., Горчаков В.А., Филимонов И.А., Тагушкин В.В., Филимонова Н.Г., действующая и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Ковердяев К.В., Ковердяев В.А., Ковердяева Т.В., Ковердяев В.В., Альбрехт В.В. обратились в суд с исками к администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области о признании пострадавшими от паводка и включении в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации. Просили признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – паводка в ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Обязать администрацию Любинского городского поселения Любинского муниципального района внести их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В судебном заседании истцы Бледникова Н.Н., Горчакова Л.В., Филимонова Н.Г., Ковердяев К.В., Ковердяев В.А., Ковердяева Т.В. поддержали исковые требования в полном объеме, суду показали, что в ДД.ММ.ГГГГ года их домовладения были затоплены паводковыми водами, вода стояла во дворе, на огороде долгое время, вследствие чего не удалось посадить овощи, погибли кустарники, были повреждены деревянные конструкции надворных построек, фундамент дома. В органы местного самоуправления по вопросу оказания финансовой помощи в ликвидации последствий подтопления своевременно не обратились по причине отсутствия информации о возможности получения такой помощи.
Истцы Бледников Д.В., Бледников В.В., Горчаков А.В., Горчаков В.А., Филимонов И.А., Тагушкин В.В., Ковердяев В.А. в судебном заседании участия не принимали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации Любинского городского поселения Шевчук Д.С. в судебном заседании участи не принимал.
Представитель ответчика администрации Любинского муниципального района Шевцов И.И. в судебном заседании оставил решение на усмотрение суда.
Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 7 части первой ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Под опасным природным явлением следует понимать землетрясения, сели, оползни, лавины, подтопление территории, ураганы, смерчи, эрозия почвы и иные подобные процессы и явления, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения (Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений");
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Согласно п. «з» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. «л» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «г» и «д» п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года № 110, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
На основании списков граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации подготавливаются сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнований (далее - сводные данные для выплаты помощи гражданам) в соответствии с приложением N 11 к Правилам, и подписываются руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации, который осуществляет проверку в указанных списках и сводных данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований.
Указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам представляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для согласования в территориальный орган ФМС России по субъекту Российской Федерации и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Постановлением Главы Любинского муниципального района Омской области от 19.04.2016 года № 221-п «Об определении границ зоны затопления (подтопления), возникших в результате чрезвычайной ситуации на территории Любинского муниципального района Омской области вследствие подтопления населенных пунктов паводковыми водами 2016 года» определены границы зоны затопления (подтопления), возникших в результате чрезвычайной ситуации на территории Любинского муниципального района Омской области, вследствие подтопления населенных пунктов паводковыми водами 2016 года.
Постановлением администрации Любинского муниципального района Омской области от 13.04.2016 года № 212-п "О реализации отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утвержден порядок организации деятельности Любинского муниципального района Омской области по оказанию единовременной материальной помощи и (или) финансовой гражданам проживающим в населенных пунктах Любинского района Омской области, пострадавшим в результате подтопления паводковыми водами в 2016 году.
Постановлением Главы Любинского муниципального района № 203-п от 12.04.2016 года введен в границах территорий Северо-Любинского сельского поселения, Любино-Малоросского сельского поселения, Красноярского городского поселения Любинского муниципального района режим чрезвычайной ситуации с 12.04.2016 г. с установлением местного уровня реагирования.
Распоряжением Губернатора Омской области, Председателем Правительства Омской области от 18.04.2016 года № 51-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации» введен режим чрезвычайной ситуации на территории Омской области.
Постановлением администрации Любинского городского поселения от 18.04.2016 года № 114-п были определены границы затопления (подтопления), возникшие в результате чрезвычайной ситуации на территории Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, вследствие подтопления населенных пунктов паводковыми водами 2016 года.
16.05.2016 года Постановлением администрации Любинского городского поселения № 158-4. были изменены границы зоны затопления (подтопления), возникшие в результате чрезвычайной ситуации на территории Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, вследствие подтопления населенных пунктов паводковыми водами 2016 года.
29.07.2016 г. администрацией Любинского муниципального района вынесено постановление № 477-п "Об утверждении Порядка организации выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, вследствие подтопления населенных пунктов паводковыми водами в 2016 году на территории Любинского муниципального района Омской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, из резервного фонда Правительства российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
08.06.2016 года в связи с обращениями граждан и необходимостью корректировки границ зоны затопления (подтопления), возникших в результате чрезвычайной ситуации на территории Любинского муниципального района Омской области в результате паводкового наводнения 2016 года, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации", Постановлением Правительства российской Федерации от 18.04.2014 г. № 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления", Распоряжением Правительства Омской области от 18.04.2016 года № 51-п "О введении режима чрезвычайной ситуации" Главой администрации Любинского муниципального района вынесено постановление № 354-п "О внесении изменений в постановление Администрации Любинского муниципального района от 19 апреля 2016 года № 221-п «Об определении границ зоны затопления (подтопления), возникших в результате чрезвычайной ситуации на территории Любинского муниципального района Омской области вследствие подтопления населенных пунктов паводковыми водами 2016 года".
В судебном заседании установлено, что все истцы проживают на территории Любинского городского поселения, их жилые помещения и приусадебные участки попали в зону подтопления, что не отрицалось в судебном заседании представителем ответчика. Истцами представлены правоустанавливающие документы на принадлежащие им жилые помещения, земельные участки.
Свидетели ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29 в судебном заседании подтвердили, что домовладения истцов в апреле 2016 года были подтоплены паводковыми водами – в воде стояли земельные участки, надворные постройки, приходилось постоянно откачивать воду, были повреждены фундаменты жилых помещений, что повлекло невозможность проведения весенне-полевых работ на приусадебном участке. В результате паводка огород не использовался по назначению, вымокли многолетники, саженцы.
Свидетель ФИО29 также показал, что в результате подтопления у истца ФИО11 погибли куры и кролики.
По сведениям администрации Любинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> (принадлежащий истцу Альбрехт В.В.) находился в зоне подтопления, проводились работы по прокопке водоотводных кюветов для сброса паводковых вод с данной территории.
Согласно справке АО «Омскоблводопровод» РЭУ «Любинский» ЛИГВ для откачки талых вод с приусадебного участка, расположенного по адресу: <адрес> (принадлежащий истцам Ковердяевым) была использована мотопомпа, взятая в РЭУ Любинский АО «Омскоблводопровод» в ДД.ММ.ГГГГ.
По информации ООО «Вереск» в апреле 2016 года был осуществлен выезд на <адрес>. Водой был залит огород, надворные постройки. Придомовая территория. Всего было откачано 4 бочки: ДД.ММ.ГГГГ
В силу федерального законодательства для включения в списки пострадавших и получения единовременной материальной помощи в сумме 10 000 рублей от гражданина не требуется представления доказательств повреждения, утраты его имущества первой необходимости. В данном случае было необходимо своевременно подать заявление для получения единовременной материальной помощи. Гражданин, проживающий в зоне в момент чрезвычайной ситуации, обратившийся за помощью в администрацию муниципального района Омской области, является пострадавшим и поэтому вправе рассчитывать на получение установленной государством минимальной и единой для всех в суммарном выражении стандартной единовременной материальной помощи в сумме
10 000 рублей.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Оценив представленные доказательства, суд находит установленным, что в апреле 2016 года вследствие быстрого таяния снега и стекания воды в низменные места произошло подтопление улиц в р.п. Любинский путем образования больших объемов талых вод над уровнем почвы. В связи с возникшей чрезвычайной ситуацией на территории Любинского муниципального района Омской области 12.04.2016 года был введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера в границах Любинского муниципального района.
В судебном заседании установлено, что Бледникова Н.Н., Бледников Д.В., Бледников В.В., Горчакова Л.В., Горчаков А.В., Горчаков В.А., Филимонов И.А., Тагушкин В.В., Филимонова Н.Г.,, действующая и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Ковердяев К.В., Ковердяев В.А., Ковердяева Т.В., Ковердяев В.В., Альбрехт В.В. в период чрезвычайной ситуации фактически проживали и были зарегистрированы на территории <адрес> а именно в <адрес>, который вошел в фактические границы зоны чрезвычайной ситуации, что подтверждается справками администрации Любинского городского поселения Омской области, другими письменными доказательствами. Земельные участки истцов и придомовая территория были затоплены паводковыми водами, что повлекло невозможность их возделывания весной 2016 года.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из норм действующего законодательства следует, что к зоне чрезвычайной ситуации относится территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация, то есть обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате, в данном случае, опасного гидрологического явления, которая могла повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Таким образом, наличие угрозы возникновения определенных последствий, как-то: ущерб здоровью людей, значительные материальные потери, нарушение условий жизнедеятельности и т.д. является основанием для отнесения данной территории к зоне чрезвычайной ситуации.
Пунктом 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области социальной защиты граждан и территорий от чрезвычайных ситуаций регламентированы Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии со ст. 5 названного Федерального закона границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Как усматривается из приложений к постановлениям администрации района территории Любинского городского поселения вошли в границы зоны затопления.
Таким образом, на орган местного самоуправления была возложена обязанность по определению границ зон подтопления. Администрация Любинского муниципального района, действуя в соответствии с законом и в пределах переданных ей полномочий, определила границы зоны подтопления на территории муниципального образования, с указанием наименований конкретных улиц и жилых домов, попавших в эту зону.
В ходе судебного заседания бесспорно установлено, что истцы проживали на территории района в зоне чрезвычайной ситуации.
<адрес> включены в схему подтопления жилых домов, составленную администрацией Любинского городского поселения.
Учитывая изложенные обстоятельства в совокупности с представленными документами, свидетельскими показаниями, суд приходит к выводу о том, что домовладения по месту жительства истцов Бледниковой Н.Н., Бледникова Д.В., Бледникова В.В., Горчаковой Л.В., Горчакова А.В., Горчакова В.А., Филимонова И.А., Тагушкина В.В., Филимоновой Н.Г., действующей и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Ковердяева К.В., Ковердяева В.А., Ковердяевой Т.В., Ковердяева В.В., Альбрехта В.В. пострадали от паводка, они проживали в непосредственных границах зоны подтопления, что свидетельствует об отнесении истцов к категории граждан, пострадавших от паводка, что дает им право на получение единовременной материальной помощи.
При указанных обстоятельствах суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Включение перечисленных истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, является основанием для предоставления последним такой помощи.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Бледниковой Н.Н., Бледникова Д.В., Бледникова В.В., Горчаковой Л.В., Горчакова А.В., Горчакова А.В., Филимонова И.А., Тагушкина В.В., Филимоновой Н.Г., действующей и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Ковердяева К.В., Ковердяева В.А., Ковердяевой Т.В., Ковердяева В.В., Альбрехта В.В. удовлетворить.
Признать Бледникову Н.Н., Бледникова Д.В., Бледникова В.В., Горчакову Л.В., Горчакова А.В., Горчакова В.А., Филимонова И.А., Тагушкина В.В., Филимонову Н.Г., ФИО84, Ковердяева К.В., Ковердяева В.А., Ковердяеву Т.В., Ковердяева В.В., Альбрехта В.В. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - паводка в ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию Любинского городского поселения, администрацию Любинского муниципального района Омской области включить Бледникову Н.Н., Бледникова Д.В., Бледникова В.В., Горчакову Л.В., Горчакова А.В., Горчакова В.А., Филимонова И.А., Тагушкина В.В., Филимонову Н.Г., ФИО1, Ковердяева К.В., Ковердяева В.А., Ковердяеву Т.В., Ковердяева В.В., Альбрехта в.В. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.В. Акулова