Дело №12-313/2017
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
«17» февраля 2017 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Веселкова Т.А.,
рассмотрев жалобу ЗАО «Голд Минералс» на постановление Государственной инспекции труда в Республике Коми (Сыктывкарский отдел) №... от ** ** ** о привлечении ЗАО «Голд Минералс» к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и
установил:
Постановлением Государственной инспекции труда в Республике Коми (Сыктывкарский отдел) №... от ** ** ** ЗАО «Голд Минералс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст.5.27 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере ....
Не согласившись с указанным постановлением, ЗАО «Голд Минералс» обратилось с жалобой в суд, в которой просит постановление отменить ввиду нарушения срока проведения проверки в отношении общества.
В судебном заседании представитель ЗАО «Голд Минералс» Ветошкина Л.В., действующая по доверенности, на доводах, изложенных в жалобе, настаивает. Суду показала, что общество привлечено по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, однако изначально общество привлекалось за иной состав административного правонарушения, а именно по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.
Представитель инспекции Тимонин Е.А., действующий по доверенности, с жалобой не согласен, просит оставить постановление №... от ** ** ** без изменения.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов суд обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме, не ограничиваясь доводами заявителя.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события состава административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что в трудовых отношениях с ЗАО «Голд Минералс» состоял ... А.О. с ** ** ** в должности ..., а с ** ** ** в должности ... АУП ЗАО «Голд Минералс».
Согласно ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В силу ст. 180 Трудового кодекса РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Таким образом, из смысла приведенных выше норм действующего трудового законодательства следует, что право определять численность и штат работников принадлежит работодателю.
Вместе с тем, реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения: преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией; одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении, осуществляемым работодателем в письменной форме не менее чем за два месяца до увольнения, работнику должна быть предложена другая имеющаяся у работодателя работа (вакантная должность), причем перевод на эту работу возможен лишь с письменного согласия работника (часть первая статьи 179, части первая и вторая статьи 180, часть третья статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
Приказом № ... от ** ** **. ... А.О. уволен по сокращению штата работников организации по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ ** ** **.
В соответствии с Уставом ЗАО «Голд Минералс», утвержденным ** ** **., в компетенцию Совета директоров входит предварительное согласование штатного расписания Общества (п.п.21, п.23.1 Устава).
В соответствии с пунктом 24.2 Устава генеральный директор утверждает штатное расписание Общества. При этом п.24.8 Устава предусмотрено, что генеральному директору Общества требуется получить решение и/или предварительное одобрение Совета директоров или Общего собрания акционеров на совершение любого действия по вопросам, которые подпадают в компетенцию Совета директоров или Общего собрания акционеров Общества в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации и настоящего Устава.
Анализ вышеперечисленных положений Устава позволяет сделать вывод, что генеральный директор вправе утверждать штатное расписание при условии получения предварительного одобрения Совета директоров, в компетенцию которого входит согласование штатного расписания Общества.
Приказом № ... от ** ** **. было утверждено штатное расписание с ** ** **. в количестве ... единиц. При этом в утвержденном штатном расписании с ** ** **. должность ... была .... Каких-либо документов, подтверждающих тот факт, что ставка ... была сокращена до ... до внесения изменений с ** ** **., стороной ответчика не представлено.
Приказом № ... от ** ** **. из штатного расписания ... ГРП с ** ** **. выведены ... должности: ... Согласно представленного штатного расписания, действующего с ** ** **., штат составил ... единиц. При этом должность ... на полной ставке. Учитывая, что приказом № ... от ** ** **. сокращены ... единицы, то штат с ** ** **. должен был составлять ... единиц.
Приказом № ... от ** ** **. с ** ** **. сокращены ... должности: ...
Приказом № ... от ** ** **. утверждено штатное расписание № ... от ** ** **. в количестве ... штатных единиц с ** ** ** Тогда как по вышеуказанным приказам штат должен был составлять ....
Приказом № ... от ** ** **. был уволен геодезист ... А.В. по п.3 ст.77 ТК РФ.
Приказом № ... от ** ** **. в штатное расписание ... ГРП введена должность ... и выведена из штата должность ... с ** ** **. сокращены ... должности: ...., ....; ... и .... Вышеуказанным приказом было утверждено штатное расписание с ** ** **., в соответствии с которым штат составил ... единиц, тогда как в соответствии с приказами штат должен был составить ... единиц.
Приказом № ... от ** ** **. в приказ № ... от ** ** **. внесены изменения, в соответствии с которыми, утверждено штатное расписание в количестве ... штатных единиц с ** ** **
Приказом № ... от ** ** **. были уволены ** ** **. ... Т.А., занимающая должность ..., ... С.А., занимающий должность ..., и ... Т.В., занимающая должность ....
В этот же день был издан приказ № ... от ** ** **., в соответствии с которым выведены из штатного расписания ... ГРП должности: .... Указанные изменения вступают в силу с ** ** **
Согласно штатному расписанию, утвержденному приказом № ... от ** ** **., штат с ** ** **. составил ... ед. (...), тогда как по приказам штат с ** ** **. должен составлять ... единиц.
Приказом № ... от ** ** **. в приказ № ... от ** ** **. внесены изменения, в соответствии с которым, утверждено штатное расписание в количестве ... штатных единиц с ** ** **.
Приказом № ... от ** ** **. уволен водитель грузового автомобиля ... В.П. ** ** **
В этот же день работодатель издает приказ № ... от ** ** **., в соответствии с которым утверждается штатное расписание с ** ** **. в количестве ... штатных единиц.
Согласно утвержденному штатному расписанию с ** ** **. штат составил ... единиц, при этом должность ... в штате отсутствует, тогда как его должность подлежала сокращению с ** ** **
Приказом № ... от ** ** **. внесены изменения в приказ № ... от ** ** **., в соответствии с которыми, утверждено штатное расписание в количестве ... штатных единиц с ** ** ** года.
Кроме этого, доказательств принятия Советом директоров ЗАО «Голд Минералс» решений о согласовании измененных штатных расписаний и утверждении организационной структуры общества стороной ответчика не представлено, решение по указанным вопросам принято директором с превышением полномочий.
Между тем, указанные обстоятельства не могут быть безусловным основанием для восстановления на работе, поскольку единственным условием для восстановления уволенного работника по сокращению штата является соблюдение процедуры увольнения.
Анализ представленных штатных расписаний, в которые работодателем многократно вносились изменения, позволяет сделать вывод, несмотря на то, что в штатных расписаниях имеются неточности, из штата реально исключена должность ...). Таким образом, у работодателя имелись все основания для расторжения трудового договора с истцом в связи с сокращением должности.
Причины, повлекшие необходимость внесения изменений в штатное расписание, находятся в компетенции работодателя учреждения, поэтому суд не вправе давать оценку необходимости проведения таких штатных мероприятий.
Порядок увольнения работника по основанию, установленному п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ предусматривает такие обязательные действия работодателя как персональное заблаговременное предупреждение работника о предстоящем увольнении, а также предложение работнику другой имеющейся у работодателя работы.
При этом по смыслу ч.3 ст.81 и ч.1 ст.180 Трудового кодекса РФ предлагать другую имеющуюся работу (должность) работодатель обязан в течение всего периода проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников.
Уведомлением № ... от ** ** **. ... А.О. был уведомлен о сокращении должности .... Указанный факт ... А.О. не отрицается.
ЗАО «Голд Минералс» было представлено уведомление № ... от ** ** **., в соответствии с которым ... А.О. предлагали вакантную должность ... и акт об отказе от предлагаемой должности от ** ** **. Однако указанную должность работодатель не мог предложить ** ** **., поскольку указанная должность введена была работодателем с ** ** **., что подтверждается приказом № ... от ** ** **. и штатным расписание ** ** **. ...
При этом приказ № ... от ** ** **. не свидетельствует о том, что указанная должность введена именно с ** ** **., напротив данным приказом утверждено штатное расписание, действующее с ** ** **. Тот факт, что на указанную должность был принят с ** ** **. ... С.Н., не может свидетельствовать о том, что указанная должность была введена с ** ** **., поскольку противоречит штатным расписаниям, которые являются организационно-распорядительными документами, определяющими численный состав организации, а также содержащими перечень должностей и сведения о должностных окладах, надбавках к ним.
Все вышеуказанные обстоятельства отражены в решении Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** по делу №... (вступило в законную силу).
Также в решении указано, что суд критически относится к представленному уведомлению от ** ** **. и акту от ** ** **., а также к показаниям свидетелей ... Е.В. и ... С.Р., поскольку они не согласуются с представленными организационно-распорядительными документами. Кроме того, свидетели ... Е.В. и ... С.Р. являются действующими работниками ответчика и зависимы от работодателя.
Работодателю принадлежит право самостоятельно определять количество и профессиональный состав работников, а механизм сокращения численности или штата, представляет собой предусмотренный законом способ приведения кадрового потенциала в соответствие с потребностями работодателя. Одновременно, статья 10 Гражданского кодекса РФ устанавливает запрет на действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Пленум Верховного Суда РФ считает принцип недопустимости злоупотребления правом общеправовым, то есть распространяющимся и на трудовые отношения (п. 27 Постановления от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
В силу требований ч. 2 ст.81, ст.180 Трудового кодекса РФ не допускается увольнение работника вследствие ликвидации или сокращения численности (штата) работников при наличии возможности перевести работника (с его согласия) на другую работу. В любом случае организация обязана представить высвобождаемому работнику всю информацию о наличии вакансий на предприятии и не возлагать на него работы по подысканию вакансий в этой организации. В конкретном случае это может быть расценено судом как мнимое, а не реальное высвобождение работников под видом сокращения. Это обстоятельство должно быть подтверждено приказом о численности или штата работников и новым штатным расписанием.
В тоже время, из представленных штатных расписаний на ** ** **. и на ** ** **., а также приказа № ... от ** ** **. следует, что ** ** **. в штате организации имелась должность ... которую до ** ** **. занимал ... А.В., а с ** ** **. она являлась вакантной.
Таким образом, суд считает, что должность ... вопреки требованиям ч.3 ст.81 и ч.1 ст.180 Трудового кодекса РФ истцу не предлагалась ** ** **. до дня увольнения. При этом суд считает, что, несмотря на то, что работодатель самостоятельно вправе принимать решения об изменении структуры организации, предполагается добросовестность работодателя и отсутствие с его стороны злоупотребления правом. Однако в данном случае ответчик после издания приказа об увольнении геодезиста Кумова А.В. в этот же день издает приказ о выведении этой должности из штата, не мотивируя свое решение экономически и подтвержденными необходимыми документами. По мнению суда, указанная должность была сокращена работодателем для того, чтобы не предлагать вакантную должность истцу, что является в соответствии со ст.10 Гражданского кодекса РФ злоупотреблением правом.
Доводы представителя ответчика, указывающие на то обстоятельство, что указанная должность не могла быть предложена истцу ввиду отсутствия у истца необходимых квалификационных требований, не могут быть приняты во внимание, поскольку таких доказательств суду не представлено. Требования высшего технического образования, на которые ссылался ответчик, предъявлены к должности ... (т...), но не к должности .... Должностная инструкция ... стороной ответчика не представлена в суд. Кроме того, ... А.О. имеет высшее профессиональное образование по специальности «...», поэтому должность ... могла быть предложена истцу, чего сделано не было.
Анализ представленных ответчиком доказательств в обоснование законности увольнения истца свидетельствует о не соблюдении ответчиком требований ч.3 ст.81 и ч.1 ст.180 Трудового кодекса РФ, обязывающего работодателя предлагать работнику все имеющиеся вакансии.
Кроме того, по смыслу положений Трудового кодекса РФ, определяющих порядок сокращения штата организации, увольнение работников допускается только после наступления данного события.
Судом установлено, что истец был уволен ** ** **. до исключения его должности из штатного расписания, которое состоялось с ** ** **
Таким образом, ... А.О. был уволен до наступления соответствующего обстоятельства (сокращения штата работников), что также является нарушением трудового законодательства.
Вышеназванным решением суда от ** ** ** года ... А.О. восстановлен на работе в ЗАО «Голд Минералс» в должности ... ** ** **. Решение суда вступило в законную силу ** ** **
** ** ** Государственной инспекции труда в Республике Коми (Сыктывкарский отдел) составлен протокол об административном правонарушении №... в отношении ЗАО «Голд Минералс» (на основании решения суда и обращения работника) по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.
Определением Государственной инспекции труда в Республике Коми (Сыктывкарский отдел) №... от ** ** ** в отношении ЗАО «Голд Минералс» назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на ** ** ** в ** ** **
** ** ** в отношении ЗАО «Голд Минералс» вынесено оспариваемое постановление. Однако согласно постановлению №... ЗАО «Голд Минералс» привлечено за совершение административного правонарушения по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
На основании ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу положений ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п.1 ст.29.9 КоАП РФ).
Факт (событие) нарушения привлекаемым лицом ЗАО «Голд Минералс» части 6 ст.5.27 КоАП РФ, материалами проверки не подтверждается.
При таких обстоятельствах, постановление Государственной инспекции труда в Республике Коми (Сыктывкарский отдел) №... от ** ** ** о привлечении ЗАО «Голд Минералс» к административной ответственности по ч.6 си.5.27 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Голд Минералс» по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Жалобу ЗАО «Голд Минералс» удовлетворить.
Постановление Государственной инспекции труда в Республике Коми (Сыктывкарский отдел) №... от ** ** ** о привлечении ЗАО «Голд Минералс» к административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ с назначением штрафа в размере ... отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Голд Минералс» по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента вручения или получения копии решения.
Судья Т.А. Веселкова