Дело №2-566/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Мягковой Е.А.,
при секретаре Григоренко К.А.,
с участием представителя ответчика Комитета строительства Волгоградской области – Денисовой Н.А., представителя ответчика администрации Волгограда и представителя третьего лица Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда – Романовой Е.Е., представителя третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» - Рыбина И.М., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 февраля 2018 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Горелышева М. Я. к администрации Волгограда, Комитету строительства Волгоградской области о восстановлении в очереди на получение жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Горелышев М.Я. обратился в суд с иском к администрации Волгограда о восстановлении в очереди на получение жилого помещения с даты исключения, возложении обязанности предоставить ему и членам его семьи жилое помещение в собственность бесплатно. Свои требования мотивирует тем, что он проходил службу в Вооруженных Силах СССР в период с августа 1974 года до распада Союза, далее воинское подразделение перешло в ведение бывшей союзной Республики Казахстан, где истец проходил службу до июня 2012 года, уволен в запас в соответствии с Законом РК «О воинской службе и статусе военнослужащих» по ст. 26 п. 1 (достижение предельного возраста). Согласно постановлению Администрации Волгограда от 15.07.2003 года №908 Горелышев М.Я. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при Администрации Волгограда составом семьи 3 человека. Вместе с тем, постановлением Администрации Волгограда от 14.11.2006 года №3022 истец исключен из списков в соответствии с п. 26 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года №1054, а именно по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. О том, что был исключен из очереди узнал только после окончания службы по прибытию в Российскую Федерацию в ноябре 2016 года.
Истец до настоящего времени жильем не обеспечен, правом на получение жилого помещения или улучшение жилищных условий на льготных основаниях он не воспользовался.
В связи с чем, просил суд обязать ответчика восстановить его в очереди на получение жилого помещения с даты исключения, то есть 2006 года. Обязать ответчика предоставить ему и членам его семьи жилое помещение в собственность бесплатно.
В ходе судебного разбирательства в качестве соответчика был привлечен Комитет строительства Волгоградской области.
В судебное заседание истец Горелышев М.Я. не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика администрации Волгограда и представителя третьего лица Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда по доверенности Романова Е.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истец на законных основаниях был снят с очереди на получение жилых помещений по п. б ст.26 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 года №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», поскольку по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области по доверенности Денисова Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что Комитет строительства Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком по делу, требования об обеспечении жилым помещением заявлены преждевременно, поскольку он был снят с учета в 2006 года. Кроме того, просила применить срок исковой давности к заявленным требованиям.
Представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» по доверенности Рыбин И.М. с исковыми требованиями Горелышева М.Я. согласен, поскольку отсутствует вина истца в том, что должностные лица войсковой части Республики Казахстана своевременно не уведомили об оставлении его в очереди. Истец до настоящего времени жильем не обеспечен, правом на получение жилого помещения или улучшение жилищных условий на льготных основаниях он не воспользовался.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено предоставление жилища бесплатно или за доступную цену малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.
Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», на основании статьи 15 которого граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01.01.2005года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.12.2010 года № 342-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», указанная категория граждан обеспечивается жильем в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Данный порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 года №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Горелышев М.Я. проходил службу в Вооруженных Силах СССР в период с августа 1974 года до распада Союза, далее воинское подразделение перешло в ведение бывшей союзной Республики Казахстан, где истец проходил службу в войсковой части №... до июня 2012 года.
Уволен в запас в соответствии с Законом РК «О воинской службе и статусе военнослужащих» по ст. 26 п. 1 п/п.1 – по достижению предельного возраста.
Постановлением администрации Волгограда от 15.07.2003 года №908 Горелышев М.Я. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации Волгограда составом семьи 3 человека, очередной №... в списке военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы в запас или в отставку, избравших Волгоград постоянным местом жительства.
Согласно архивной выписки МКУ «Волгоградский городской архив» от 15.09.2016 года №8839, указано, что постановлением администрации Волгограда от 14.11.2006 года №302 «О постановке на учет и снятии с учета для получения жилых помещений или улучшения жилищных условий» Горелышев М.А. составом семьи 3 человека, состоящего под №... снят с учета на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий следующих граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, и членов их семей в связи с истечением 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий (основание: подпункт "б" пункта 26 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства").
Так, согласно п. 26 Порядка, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:
а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;
в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;
г) решения жилищной проблемы;
д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил;
е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.
Как следует из переписки администрации Волгограда и командованием войсковой части №..., где проходил службу истец, командование войсковой части №... 23.02.2005 года сообщило, что Горелышев М.Я., состоящий на учете нуждающихся в получении жилья в г.Волгограде, также планируется к увольнению 01.01.2006 года.
27.11.2006 года администрация Волгограда направила командиру войсковой части №... сообщение об исключении Горелышева М.Я. из списка на получение жилой площади в Волгограде, сведениями о том, что данное извещение было получено командованием, суд не располагает и стороной ответчика не представлено.
В силу ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Таким образом, при выполнении внутригосударственных процедур и ратификации Соглашения Российская Федерация несет на себе обязанность по обеспечению жилым помещением на условиях социального найма только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, которые проходили военную службу в государствах – участниках СНГ, состояли ранее на военной службе в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР и переехали из ... на постоянное место жительства в Россию.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет десять лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.
Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
Таким образом, вышеуказанные законоположения, закрепляющие обязанность государства обеспечивать военнослужащих жильем при увольнении с военной службы, носят гарантийный характер, направлены на установление механизма реализации права на жилище.
Как следует из материалов дела, истец проходил военную службу более 38 лет, уволен по достижению предельного возраста, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на законных основаниях, жилое помещение не предоставлено. В настоящее время истец и члены его семьи не перестали быть нуждающимися в жилом помещении.
Вместе с тем, постановлением администрации Волгоград истец снят с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений за счет средств федерального бюджета в связи с тем, что по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий по подпункту "б" пункта 26 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
В силу части 1 статьи 56 ЖК РФ, в редакции, действовавшей на момент снятия заявителя с учета, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Оснований, предусмотренных частью 1 статьи 56 ЖК РФ, для снятия Горелышева М.Я. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении у администрации города Волгограда не имелось.
Тот факт, что по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира воинской части срока увольнения военнослужащего, в которой он проходил службу, не представил письменное ходатайство об оставлении заявителя в очереди на получение жилого помещения или улучшение жилищных условий, не является основанием к снятию его с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений за счет средств федерального бюджета, поскольку правовые основания, свидетельствующие о наличии у заявителя права состоять в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, не отпали.
Горелышев М.Я. до настоящего времени жильем не обеспечен, правом на получение жилого помещения или улучшение жилищных условий на льготных основаниях он не воспользовался.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о необоснованности снятия Горелышева М.Я. с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений за счет средств федерального бюджета противоречит Федеральному закону "О статусе военнослужащих", действующему жилищному законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя. В связи с чем требования в части возложения обязанности на администрацию Волгограда восстановить его в очереди на получение жилого помещения являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования о предоставлении истцу и членам его семьи жилого помещения в собственность бесплатно суд учитывает следующее.
В соответствии с п. 2.1.2 Положения о комитете строительства Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 года №170, Комитет осуществляет меры государственной поддержки по обеспечению на территории Волгоградской области за счет субвенций федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц.
Порядком обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 03.05.2011 года №197-п, установлено, что комитет является уполномоченным органом по обеспечению на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 года № 342-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».
Учитывая, что в настоящий момент истец не состоит в списках граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, у комитета отсутствуют законные основании для обеспечения истца жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Данные требования заявлены преждевременно.
Доводы стороны ответчика Комитета строительства по Волгоградской области о применении к спорным отношениям общего срока исковой давности, предусмотренного ч.1 ст.196 ГК РФ являются несостоятельными, поскольку истец о своем нарушенном праве узнал только после получения архивной выписки о снятии его с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий в ноябре 2016 года, иных сведений о вручении истцу копии постановления от 14.11.2006 года в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Горелышева М. Я. к администрации Волгограда, Комитету строительства Волгоградской области о восстановлении в очереди на получение жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения – удовлетворить частично.
Обязать администрацию Волгограда восстановить Горелышева М. Я. в списке на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий по категории "граждане, уволенные с военной службы" с даты исключения 14.11.2006 года.
В удовлетворении исковых требований Горелышева М. Я. к администрации Волгограда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения в собственность бесплатно – отказать.
В удовлетворении исковых требований Горелышева М. Я. к Комитету строительства Волгоградской области о восстановлении в очереди на получение жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения в собственность бесплатно – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Волгограда.
Мотивированное решение изготовлено 19.02.2018 года.
Судья Е.А. Мягкова