Решение по делу № 2-854/2019 от 23.07.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 августа 2019 РіРѕРґР°         РґРµР»Рѕ в„– 2-854/2019     Рі. Мегион

Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Коржиковой Л.Г., при секретаре Секисовой А.И., с участием помощника прокурора Мельникова Р.В., представителя ответчика ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» Шкаповой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Славнефть-Мегионнефтегаз» о возложении обязанности устранить нарушение требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепроводов,

УСТАНОВИЛ:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском по тем основаниям, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства об обеспечении пожарной безопасности в лесах, в том числе при эксплуатации опасных производственных объектов предприятий ТЭК, выявлен факт незаконной эксплуатации ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» нефтепроводов Ватинского месторождения, используемого для целей транспортировки газоводонефтяной эмульсии. Владельцем лицензии на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Ватинского месторождения является ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз».

Проверкой установлено, что транспортировка газоводонефтяной эмульсии, добываемой скважинами куста № Ватинского месторождения осуществляется ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» с марта 2019 года по нефтесборным трубопроводам «т.вр.<адрес>-т.вр.<адрес>» диаметром 219 мм, протяженностью 665 м, построенному в границах земельных участков с кадастровыми номерами № общей площадью 275 490 кв.м., и «т.вр.р-он <адрес> диаметром 273 мм, протяженностью 3370 м, построенному в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, № общей площадью 275 490 кв.м., представленных по договору аренды №, заключенному 18.07.2016 с администрацией <адрес>. Данные трубопроводы введены в эксплуатацию с грубым нарушением федерального законодательства, без выполнения мероприятий, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ), что создает угрозу промышленной безопасности. После ввода в эксплуатацию нефтепроводов соответствующие изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект, идентифицированный как система промысловых (межпромысловых) трубопроводов вышеуказанного месторождения нефти, в связи с увеличением в их составе числа технических сооружений, не внесены.

Отсутствие регистрации нефтепроводов в государственном реестре опасных производственных объектов свидетельствует о том, что они не являются частью застрахованного промышленного объекта и не входят в предмет действующего договора страхования опасных производственных объектов.

В связи с изложенным, прокурор просит обязать ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепроводов.

В судебном заседании прокурор Мельников Р.В. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Шкапова Н.В., не оспаривала выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепроводов, при этом пояснила, что в настоящее время ответчиком получено разрешение на строительство нефтегазопровода т.вр.р-он ПК35 - ДНС-2, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, документы для регистрации объекта ОПО в реестре направлены в Ростехнадзор, данные обстоятельства представитель подтвердила, представив суду соответствующие документы.

Заслушав прокурора Мельникова Р.В., представителя ответчика Шкапову Н.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства об обеспечении пожарной безопасности в лесах, в том числе при эксплуатации опасных производственных объектов предприятий ТЭК, выявлен факт незаконной эксплуатации ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» нефтепроводов Ватинского месторождения, используемого для целей транспортировки газоводонефтяной эмульсии.

Владельцем лицензии на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Ватинского месторождения является ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз».

Транспортировка газоводонефтяной эмульсии, добываемой скважинами куста № Ватинского месторождения осуществляется ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» с марта 2019 года по нефтесборным трубопроводам «т.вр.<адрес>-т.вр.<адрес>» диаметром 219 мм, протяженностью 665 м, построенному в границах земельных участков с кадастровыми номерами № общей площадью 275 490 кв.м., и «т.вр.р-он <адрес> диаметром 273 мм, протяженностью 3370 м, построенному в границах земельных участков с кадастровыми номерами № общей площадью 275 490 кв.м., представленных по договору аренды №, заключенному 18.07.2016 с администрацией <адрес>.

Как установлено в судебном заседании, данные трубопроводы введены в эксплуатацию с нарушением федерального законодательства, без выполнения мероприятий, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ), что создает угрозу промышленной безопасности.

В ст.22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-I «О недрах» закреплено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства представляет собой здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

На основании ч.1 ст.2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с данным Приложением к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

По указанным критериям вышеназванные нефтепроводы, транспортирующие газоводонефтяную эмульсию, являются объектами капитального строительства и относятся к категории опасных производственных объектов.

В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона № 116-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

Согласно ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, подлежащих проверке.

Предусмотренная ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешительная процедура ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства является гарантией безопасности эксплуатации этих объектов, подтверждением их соответствия, в том числе требованиям промышленной и экологической безопасности.

В п.3 ст.4 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что к градостроительным отношениям применяется законодательство об охране окружающей среды, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно требованиям ч.1 ст.34 и ч.1 ст.46 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений, объектов транспортировки, хранения и реализации нефти и газа и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, которые обеспечиваются при соблюдении установленного порядка строительства и ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства.

В нарушение указанных требований закона эксплуатация нефтепроводов, являющихся опасными промышленными объектами, осуществляется ответчиком без разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию и без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и надлежащего страхования данных объектов.

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В п.2 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 (далее – Правила), указано, что государственный реестр ведется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основе единых методологических и программно-технологических принципов с использованием современных компьютерных технологий для накопления, анализа и хранения систематизированной информации о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях, эксплуатирующих эти объекты.

В соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 24.11.1998 №1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» обязанность по предоставлению в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору сведений, необходимых для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов, возложена на юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов.

В судебном заседании установлено, что ответчиком после ввода в эксплуатацию нефтепроводов соответствующие изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект, идентифицированный как система промысловых (межпромысловых) трубопроводов вышеуказанного месторождения нефти, в связи с увеличением в их составе числа технических сооружений, не внесены.

Вместе с тем, ответчиком в судебное заседание представлены разрешение на строительство нефтегазопровода т.вр.р-он <адрес> разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию и заявление ответчика в Ростехнадзор о производстве регистрационных действий объекта ОПО в реестре.

На основании изложенного, иск Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз о возложении обязанности устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепроводов, подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 6000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз о возложении обязанности устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепроводов удовлетворить частично.

Обязать открытое акционерное общество «Славнефть-Мегионнефтегаз» в срок до 01.09.2019 получить в Департаменте строительства ХМАО - Югры в порядке, предусмотренном ст.55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - нефтесборного трубопровода «т.вр.<адрес>-т.вр.<адрес>» Ватинского месторождения.

Обязать ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» в срок до 30.09.2019, внести изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект - «Система промысловых (межпромысловых) трубопроводов Ватинского месторождения» в связи с вводом в эксплуатацию с марта 2019 года нефтесборных трубопроводов «т.вр.<адрес>-т.вр.<адрес>», «т.вр.р-он <адрес> Ватинского месторождения.

Запретить ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» с 01.10.2019 эксплуатацию нефтесборного трубопровода «т.вр.<адрес>-т.вр.<адрес>» Ватинского месторождения при отсутствии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и нефтесборного трубопровода «т.вр.р-он <адрес> Ватинского месторождения при отсутствии регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Мегионский городской суд.

Председательствующий СЃСѓРґСЊСЏ    <данные изъяты>         Р›.Р“.РљРѕСЂР¶РёРєРѕРІР°

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-854/2019

Категория:
Гражданские
Другие
ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз"
Ханты-Мансийский природоохранный прокурор
Суд
Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Дело на странице суда
megion.hmao.sudrf.ru
23.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2019Передача материалов судье
24.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2019Подготовка дела (собеседование)
01.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2019Судебное заседание
20.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее