Дело № 12-487/20
УИД 29RS0008-01-2020-000932-98
Р Е Ш Е Н И Е
20 мая 2020 года город Котлас
Судья Котласского городского суда Архангельской области Минина Марина Борисовна, рассмотрев в помещении Котласского городского суда Архангельской области по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Мелентьева, дом № 27, фл. 3, протест заместителя Котласского межрайонного прокурора Герасимова Д.В. на определение заместителя начальника Котласского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Халтуринской Л.В. от __.__.__ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении Ибадуллаева И.Р.о.,
у с т а н о в и л:
определением заместителя начальника Котласского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Халтуринской Л.В. от __.__.__ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ в отношении Ибадуллаева И.Р.о..
Не согласившись с определением должностного лица, заместитель Котласского межрайонного прокурора Герасимов Д.В. внес протест в суд, в котором указал, что должностным лицом в рамках рассмотрения направленной прокуратурой информации, дополнительные материалы, правоустанавливающая информация, объяснение о порядке пользования земельным участком, об обращении арендатора в орган местного самоуправления о необходимости перевода земель из одной категории в другую у землепользователя не истребована.
В судебном заседании помощник Котласского межрайонного прокурора Михина О.Н. поддержала доводы протеста.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав прокурора, прихожу к следующим выводам.
Согласно п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, в Котласский межмуниципального отдела Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу поступили материалы из Котласской межрайонной прокуратуры для принятия решения о наличии (отсутствии) в действиях арендодателей (собственников) земельных участков признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. При этом прокуратурой выявлены нарушения ст. 7, ч. 1 ст.11, п. 1 ч. 2 ст.12, ст.78 Земельного Кодекса РФ, приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» в деятельности администрации МО «Приводинское», МО «Котласский муниципальный район», МО «Шипицинское», а также собственников перечисленных в материалах земельных участков в части использования земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения для использования в целях несоответствующих виду разрешенного использования.
Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Проведя проверку информации, представленной Котласской межрайонной прокуратурой, должностное лицо Котласского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу пришло к выводу, что в действиях Ибадуллаева И.Р.о. отсутствует состав административного правонарушения.
Судья соглашается с таким выводом должностного лица.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: Архангельская область, Котласский район, СТ «Двинские Зори», .... и земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: Архангельская область, Котласский район, СТ «Двинские Зори», ...., категории земель сельскохозяйственного назначения используются для эксплуатации здания магазина.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
На основании пп.8 п.1 ст.1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. (ч. 2 ст.7 ЗК РФ).
Статья 42 ЗК РФ предусматривает, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости вышеуказанные земельные участки относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения и имеют разрешенное использование: для эксплуатации здания магазина. Правообладатель - Ибадуллаев И.Р., регистрация права __.__.__ (....), __.__.__ (....).
Статья 77 ч. 1 ЗК РФ определяет, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. (ч. 2 ст.77 ЗК РФ).
В силу ч.1 ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Согласно пунктам 1,2,3 ч. 1 ст. 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капительного строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Черемушское» Котласского муниципального района Архангельской области утвержденные решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» от __.__.__ № ( далее-Правила) вышеуказанные земельные участки относятся к зоне сельскохозяйственного использования (СХ2).
Основными видами разрешенного использования земельных участков, отнесенных к СХ2 в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от __.__.__ № являются: растениеводство, рыболовство, научное обеспечение сельского хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, ведение огородничества, ведение садоводства, ведение дачного хозяйства, земельные участки (территории) общего пользования. Условно разрешенные виды использования: животноводство, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, обеспечение сельскохозяйственного производства.
В соответствии с ч.1 ст. 6 Принятые до введения в действие настоящих Правил землепользования и застройки нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам землепользования и застройки применяются в части, не противоречащей настоящим Правилам землепользования и застройки.
В связи с этим должностное лицо пришло к правильному выводу о том, что поскольку категория земель и вид разрешенного использования названных земельных участков были указаны в нормативно-правовых актах органа местного самоуправления - муниципального образования «Котласский муниципальный район» при предоставлении земельных участков и в разрешительных документах администрации отсутствует обязанность правообладателя осуществить перевод земель из одной категории в другую, то правовой режим использования земельного участка правообладателем не нарушался, а следовательно, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст.8.8 ч.1 КоАП РФ.
При этом доводы, указанные в протесте об истребовании дополнительных материалов, таких как правоустанавливающая информация, объяснение о порядке пользования земельным участком, об обращении арендатора в орган местного самоуправления о необходимости перевода земель из одной категории в другую на выводы должностного лица не повлияют, как и на результат рассмотрения материалов.
Порядок вынесения определения по делу об административном правонарушении должностным лицом соблюдён. Определение должностного лица об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиям закона.
Существенных (фундаментальных) нарушений норм материального и процессуального права должностным лицом не допущено, поэтому правовые основания для отмены определения отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
определение заместителя начальника Котласского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Халтуринской Л.В. от __.__.__ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении Ибадуллаева И.Р.о. оставить без изменения, а протест заместителя Котласского межрайонного прокурора Герасимова Д.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.Б.Минина