Дело № 2а-532/2021
УИД № 70RS0002-01-2021-000427-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2021 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Перминова И.В.,
при секретаре Лубошниковой А.В.,
помощнике судьи Егоровой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Новосибирской области к Марченко В.А. о взыскании налога на имущество физических лиц, пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Новосибирской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 3 по Новосибирской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Марченко В.А., в котором просит взыскать с административного ответчика в пользу соответствующего бюджета сумму задолженности в размере 4543 рублей 30 копеек, в том числе: налог на имущество физических лиц за 2016 - 2018 годы в сумме 4473 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 70,30 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что по сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленных в налоговый орган, Марченко В.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен> и соответственно, налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. Налогоплательщику за 2016 год произведено исчисление налога на имущество физических лиц в сумме 1354 руб., подлежащего уплате не позднее 01.12.2017, произведено исчисление налога за 2017 год в сумме 1481 руб., подлежащего уплате не позднее 03.12.2018, а также произведено исчисление налога за 2018 год в сумме 1638 руб., подлежащего уплате не позднее 02.12.2019. О необходимости уплаты налогов Марченко В.А. направлены налоговые уведомления, однако в установленный срок налог на имущество физических лиц уплачен не был, в связи с чем за каждый день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц начислены пени за период с 02.12.2017 по 19.02.2018 в сумме 28,26 руб. за недоимку за 2016 год, за период с 03.12.2018 по 31.01.2019 начислены пени в сумме 22,41 руб. за недоимку за 2017 год, за период с 03.12.2019 по 28.01.2020 начислены пени в сумме 19,63 руб. за недоимку за 2018 год. Направленные требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов были оставлены налогоплательщиком без исполнения и в установленный срок налог на имущество физических лиц, пени уплачены не были. Судебный приказ, вынесенный мировым судьей судебного участка № 4 Ленинского судебного района г.Томска о взыскании с Марченко В.А. задолженности по налогу и пени за 2016 – 2018 годы в размере 4543,30 руб., был отменен в связи с поступлением возражений должника относительно его исполнения.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 3 по Новосибирской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.
Административный ответчик Марченко В.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Руководствуясь ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, страховые взносы.
Положениями пунктов 1, 2 и 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Согласно п.п. 1, 2, 6, 9 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта.
В силу положений ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
Частью 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенная в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) квартира.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
На основании п. 1 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений пп. 1 и 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик Марченко В.А. с <дата обезличена> является собственником квартиры по адресу: <адрес обезличен> (кадастровый номер <номер обезличен>).
Таким образом, Марченко В.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
За 2016 год налогоплательщику Марченко В.А. налоговым органом произведено начисление налога на имущество физических лиц в сумме 1354 руб., подлежащего уплате не позднее 01.12.2017 и направлено по адресу регистрации налогоплательщика: <адрес обезличен> налоговое уведомление №80254740 от 12.10.2017.
В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц в установленный законом срок налогоплательщику Марченко В.А. за период с 02.12.2017 по 19.02.2018 начислены пени в размере 28,26 руб. и путем почтовой связи направлено требование №9771 по состоянию на 20.02.2018 со сроком исполнения до 05.04.2018.
За 2017 год административному истцу налоговым органом произведено начисление налога на имущество физических лиц в сумме 1481 руб., подлежащего уплате не позднее 01.02.2019 и направлено по адресу налогоплательщика налоговое уведомление №77108604 от 29.08.2018, но поскольку Марченко В.А. обязательство по уплате налога не было исполнено, за период с 03.12.2018 по 31.01.2019 начислены пени в размере 22,41 руб. и путем почтовой связи в адрес административного истца направлено требование №6847 по состоянию на 01.02.2019 со сроком исполнения до 19.03.2019.
Также, за 2018 год налоговым органом произведено начисление налога на имущество Марченко В.А. в сумме 1638 руб., подлежащего уплате не позднее 02.12.2019, о чем в адрес Марченко В.А. было направлено налоговое уведомление № 40929596 от 21.08.2019.
Поскольку налог на имущество физических лиц в установленный законом срок налогоплательщиком не был уплачен, Межрайонной ИФНС России № 3 по Новосибирской области за период с 03.12.2019 по 28.01.2020 были начислены пени в размере 19,63 руб. и налогоплательщику направлено требование №26137 по состоянию на 29.01.2020 со сроком исполнения до 11.03.2020, однако данное требование, равно как и требование №9771 по состоянию на 20.02.2018, требование №6847 по состоянию на 01.02.2019 административный ответчик в указанный срок не исполнил и доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что факт наличия у административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 1354 руб., пени за период с 02.12.2017 по 19.02.2018 в сумме 28,26 руб., факт наличия задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 1481 руб., пени за период с 03.12.2018 по 31.01.2019 в сумме 22,41 руб., факт наличия задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 1638 руб., пени за период с 03.12.2019 по 28.01.2020 в сумме 19,63 руб. нашли свое подтверждение.
Проверив правильность исчисления налога на имущество физических лиц, пени по налогу, суд признает его арифметически верным, расчет административным ответчиком не оспорен, иного расчета последним в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Томска от 30.09.2020 отменен судебный приказ №2а-1607-4л/2020 от 10.09.2020 о взыскании с Марченко В.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Новосибирской области задолженности по налогу и пени за период с 2016 по 2018 годы в размере 4543,30 руб., из а также о взыскании государственной пошлины в размере 200 руб.
Административное исковое заявление направлено в суд 05.02.2021, о чем свидетельствует оттиск штемпеля на конверте почтового отправления, следовательно, шестимесячный срок к моменту обращения в суд не истек, в связи с чем, административное исковое заявление подано административным истцом в установленный п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок.
Учитывая вышеприведенное, а также то обстоятельство, что до настоящего времени задолженность по налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц, Марченко В.А. не погашена, наличие задолженности в указанном в административном иске размере последним не оспорено, суд находит исковые требования Межрайонной ИФНС России № 3 по Новосибирской области о взыскании с Марченко В.А. суммы задолженности в размере 4543 рублей 30 копеек, в том числе: налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 1354 руб., пени за период с 02.12.2017 по 19.02.2018 в сумме 28,26 руб., налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 1481 руб., пени за период с 03.12.2018 по 31.01.2019 в сумме 22,41 руб., налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 1638 руб., пени за период с 03.12.2019 по 28.01.2020 в сумме 19,63 руб. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В то же время, положениями п. 2 ст. 61.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 61.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
С учетом приоритета действия специальных норм над общими, учитывая, что положения Бюджетного Кодекса Российской Федерации являются специальными по отношению к нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и применяются в первую очередь, государственная пошлина по настоящему делу подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Томск».
Такое толкование закона подтверждается разъяснениями, данными в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которым при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При таких данных, в связи с удовлетворением исковых требований с административного ответчика Марченко В.А. в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, в размере 400 руб., размер которой исчислен в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Новосибирской области к Марченко В.А. о взыскании налога на имущество физических лиц, пени удовлетворить.
Взыскать с Марченко В.А. в пользу соответствующего бюджета сумму задолженности в размере 4543 рубля 30 копеек, в том числе: налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1354 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 28 рублей 26 копеек за период с 02.12.2017 по 19.02.2018; налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1481 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 22 рубля 41 копейка за период с 03.12.2018 по 31.01.2019; налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 1638 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 19 рублей 63 копейки за период с 03.12.2019 по 28.01.2020.
Взыскание налога и пени осуществить по следующим реквизитам: получатель УФК МФ РФ по НСО (Межрайонная ИФНС России № 3 по НСО), ИНН 5446012330, КПП 544601001, б/счет 40101810900000010001, ГРКЦ ГУ Банка России по НСО, г. Новосибирск, БИК 045004001, код ОКТМО 50708000, КБК 18210601020041000110 – уплата налога на имущество, КБК 18210601020042100110 – уплата пени по налогу на имущество.
Взыскать с Марченко В.А. в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий И.В. Перминов
Мотивированный текст решения суда изготовлен 14.04.2021