Судья Слободянюк Д.А. Дело <данные изъяты>
Уникальный идентификатор дела
50RS0<данные изъяты>-25
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гулиной Е.М.,
судей Колотовкиной Е.Н., Алябушевой М.В.,
при помощнике судьи ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> года апелляционную жалобу ФИО на решение Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску ФИО к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости (без фиксированных выплат), обязании назначить страховую пенсию по старости (без фиксированных выплат),
заслушав доклад судьи Колотовкиной Е.Н.,
объяснения истца и его представителя,
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Главному Управлению ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании незаконным решения от <данные изъяты> <данные изъяты> об отказе в назначении страховой пенсии по старости (без фиксированных выплат), обязать назначить страховую пенсию по старости (без фиксированных выплат) с <данные изъяты>.
Требования мотивированы тем, что являясь участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (далее - Чернобыльская АЭС), он имеет право на льготы, установленные Законом Российской Федерации от <данные изъяты> N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от <данные изъяты> N 1244-1), а именно на снижение общеустановленного пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от <данные изъяты> N 400-ФЗ), на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения. С целью реализации своих пенсионных прав, истец <данные изъяты> обратился к ответчику, но решением об отказе в установлении пенсии от <данные изъяты> <данные изъяты> ГУ – Главным управлением ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости, данное обстоятельство незаконным, поскольку ранее данное право истцом было реализовано в 2012, однако истец отказался от назначенной трудовой пенсии в целях установления пенсии по выслуге лет.
Истец в судебном заседание заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ГУ- ГУ ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> в судебном заседании иск не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Решением Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований ФИО к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости (без фиксированных выплат), обязании назначить страховую пенсию по старости (без фиксированных выплат), отказано.
В апелляционной жалобе ФИО ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права, выразившиеся в как не определении юридически значимых обстоятельств подлежащих доказыванию сторонами по делу, так и в ненадлежащим исследовании представленных истцом доказательств. Обращает внимание на то, что судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения не учтены положения ст.30 Закона РФ от <данные изъяты> N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в части снижения пенсионного возраста на 10 лет для назначения пенсии по старости.
В суде апелляционной инстанции истец и его представитель доводы жалобы поддержали и не оспаривали, что при обращении к ответчику и в суд истцом заявлено о праве на получение наряду с пенсией за выслугу лет страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением пенсионного возраста.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, был извещены надлежащим образом, заявления о переносе рассмотрения дела с документами подтверждающими невозможность участия в судебном заседании не поступали.
Судебная коллегия с учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика, учитывая надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральный закон от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", вступившего в силу с <данные изъяты>, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Федеральный закон от <данные изъяты> N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее по тексту - Федеральный закон от <данные изъяты> N 350-ФЗ), в указанный Закон внесены изменения. Названным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от <данные изъяты> N 350-ФЗ, в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения, данным законом предусмотрена льгота для граждан, предусмотренных в ч. 1 ст. 8 Федеральный закон "О страховых пенсиях", которые в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до <данные изъяты>, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона от <данные изъяты> N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст. 34 Закона от <данные изъяты> N 1244-1 гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из материалов дела, что ФИО, <данные изъяты> года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом N 4468-1, пенсия за выслугу лет назначена истцу с <данные изъяты> пожизненно.
ФИО принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением ликвидатора последствий на Чернобыльской АЭС от <данные изъяты>.
<данные изъяты> истец обратился в Управление с заявлением об установлении ФИО страховой пенсии ( без фиксированных выплат) в соответствии с ч.4 ст.7 Закона РФ от 12.02.1993г. <данные изъяты> (ред.20.07.2020г.) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ (ред.01.10.2019г.) “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”.
Решением Управления от <данные изъяты> N 200000054916/2030679/20 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты) в виду отсутствия на нее права, в соответствии с соответствии с положениями Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом применения правил и норм Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и закона РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( абз.5 ст.28.1).
Из материалов дела следует, что истец является военным пенсионером из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с положениями абз.5 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона о <данные изъяты> №216-ФЗ), право у военных пенсионером из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста 60 (55) лет (соответственно мужчины и женщины) отсутствует.
В соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> N 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону от <данные изъяты> N 400-ФЗ. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ или Федеральным законом от <данные изъяты> N 166-ФЗ при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин.
Согласно пункта 6 статьи 3 Федерального закона от <данные изъяты> N 166-ФЗ и части 4 статьи 7 Федерального закона от <данные изъяты> N 4468-1 военнослужащие при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от <данные изъяты> N 400-ФЗ, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации от <данные изъяты> N 4468-1, и страховой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от <данные изъяты> N 400-ФЗ.
Условия назначения страховой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от <данные изъяты> N 400-ФЗ. В частности, в силу статьи 8 названного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением к Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Иных условий для досрочного назначения пенсии Федеральный закон от <данные изъяты> N 400-ФЗ не содержит, статьи 30 и 32 названного закона, содержащие положения о сохранении права на досрочное назначение страховой пенсии, не включают в себя такие категории граждан как лица, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Не устанавливала таких критерий и ранее действующая норма Федерального закона от <данные изъяты> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия, следует, что в рассматриваемом случае назначение страховой пенсии по старости на основании Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг установленного законом возраста, имеет страховой стаж 15 лет, величину индивидуального пенсионного коэффициента и является получателем государственной пенсии по выслуге лет, предусмотренной Федеральным законом от <данные изъяты> N 166-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии права на одновременное получение истцом государственной пенсии за выслугу лет по Закону Российской Федерации от <данные изъяты> N 4468-1 как военнослужащим и страховой пенсии по старости (без фиксированных выплат) ранее достижения истцом общего пенсионного возраста.
При этом и в силу части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> N 4468-1 и в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от <данные изъяты> N 166-ФЗ гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец реализовал свое право на государственное пенсионное обеспечение по Закону Российской Федерации от <данные изъяты> N 4468-1.
Исключение из общего правила (возможность получения только одной пенсии по выбору) предусмотрено частью 4 статьи 7 Закона от <данные изъяты> N 4468-1, при этом основания назначения страховой пенсии по старости определяются только основании Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ, в вышеприведенной статье 8 данного Федерального закона, а не Федеральным законом от <данные изъяты> N 166-ФЗ и Законом Российской Федерации от <данные изъяты> N 1244-1.
В силу части 5 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> N 1244-1 по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Таким образом, пенсия по старости, предусмотренная положениями Закона Российской Федерации от <данные изъяты> N 1244-1, и страховая пенсия в соответствии с положениями Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ не являются идентичными.
Доводы истца о реализации им права на страховую пенсию в 2012, суд первой инстанции находит не верными, поскольку как указал истец, данная пенсия была назначена как ликвидатору катастрофы на ЧАЭС.
Граждане из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, имеют право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от <данные изъяты> N 1244-1, назначаемая пенсия по которому к страховым не относится, либо на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с положениями Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ, на условиях, определяемых данным Федеральным законом, либо на назначение государственной пенсии в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 166-ФЗ, при этом такие граждане, по их выбору, имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Учитывая то, что пенсия, назначаемая в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от <данные изъяты> N 1244-1 не является страховой, принимая во внимание, что положениями Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ, равно как и положениями ранее действовавшего Федерального закона от <данные изъяты> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение досрочно страховой пенсии по старости военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста не предусмотрено, суд пришел к обоснованному выводу, что военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты) со снижением общеустановленного пенсионного возраста назначена быть не может быть.
Поскольку на момент обращения истца в Управление с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости (без фиксированных) возраст ФИО составил 58 лет, т.е. не выполнены предусмотренные Законом N 400-ФЗ основания для назначения истцу страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона N 4468-1 и п. 6 ст. 3 Закона N 166-ФЗ, пенсионный орган правомерно отказало истцу в установлении страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты).
В соответствии с положениями ст. 28.1 Закона от <данные изъяты> N 1244-1 отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от <данные изъяты> N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в ст. 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ч. 2 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 1 - 10, 16 - 18 ч. 1 ст. 30 и п. п. 1 - 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на <данные изъяты>, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на <данные изъяты>, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 г.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Таким образом, пенсия, предусмотренная положениями Закона Российской Федерации от <данные изъяты> N 1244-1 и страховая пенсия в соответствии с положениями Федерального закона "О страховых пенсиях" не являются идентичными.
Нормами ст. 28.1 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> N 1244-1 определена возможность назначения гражданам по их желанию пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" на условиях, определяемых данным Федеральным законом.
Положениями Федерального закона "О страховых пенсиях" возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", для граждан из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, не установлена.
Истец к категории лиц, имеющих право на снижение пенсионного возраста в соответствии с положениями Федерального закона "О страховых пенсиях" не относится.
С учетом вышеизложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы оснований для удовлетворения требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости (без учета ее фиксированной части) по указанным им в иске основаниям со ссылкой на положения Закона РФ от <данные изъяты> N 1244-1 у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции при принятии решения допущено не было, оценка доказательств произведена судом в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положения статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения соблюдены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения постановленного по делу судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи