Дело №2-73/2022 (2-2625/2021)
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2022 года г.Магнитогорск
Ленинский районный суд г.Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Панова Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Крайновой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Ерофеевой Елены Юрьевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании права на досрочную страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Ерофеева Е.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (далее – УПФР в г.Магнитогорске), в котором просит: решение УПФР в г.Магнитогорске от 20.09.2021 № об отказе в установлении пенсии признать незаконным и отменить; обязать ответчика зачесть в специальный стаж истца, необходимый для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Закон №400-ФЗ) период работы с 01.06.1994 по 30.09.1996 в должности фельдшера в Центре промышленной медицины Объединения лечебно-оздоровительных учреждений АО «ММК», а также период с 01.10.1996 по 09.09.1998 в должности фельдшера в здравпункте поликлиники № АНО «Центральная клиническая медико-санитарная часть» - нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по п.20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ с 18.08.2021.В обоснование заявленных требований указано, что она более 30 лет осуществляла лечебную деятельность, однако ответчик отказал ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, безосновательно не включив в стаж вышеназванные периоды.
При подготовке дела к судебному разбирательству, с согласия стороны истца, в порядке ст.41 ГПК РФ была произведена замена ответчика с УПФР в г.Магнитогорске на надлежащего ответчика – Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту – ОПФР по Челябинской области), учитывая, что с 01.10.2021 УПФР в г.Магнитогорске прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ОПФР по Челябинской области, которое является правопреемником УПФР в г.Магнитогорске.
Истец Ерофеева Е.Ю., при надлежащем извещении, участия в судебном заседании не приняла, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ее представитель Астанина О.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика ОПФР по Челябинской области – Шибакова О.Н. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, поддержала письменные ворожения на иск, в которых указано на то, что в первый спорный период истец работала в организации, не предусмотренной соответствующими списками, а периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3 лет не подлежат включению в специальный стаж.
Суд, заслушав участников процесса и исследовав материалы дела в судебном заседании, приходит к выводу о том, что иск подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, страховая пенсия по старости назначается независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрен средний медицинский персонал, в том числе фельдшеры, в числе учреждений предусмотрены: больницы всех наименований, медико-санитарные части, поликлиники, центры, осуществляющие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе диагностические.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством РФ принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Как следует из материалов дела, Ерофеева Елена Юрьевна 18.08.2021 обратилась в УПФР в г.Магнитогорске с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ. Решением № от 20.09.2021 УПФР в г.Магнитогорске отказало Ерофеевой Е.Ю. в удовлетворении названного заявления. При этом орган пенсионного фонда исходил из того, что продолжительность стажа медицинской деятельности Ерофеевой Е.Ю. на дату обращения составляет 29 лет 01 месяц 29 дней, то есть менее 30 лет, в данный период не были включены спорные периоды: с 01.06.1994 по 30.09.1996 – работы в должности фельдшера в Центре промышленной медицины Объединения лечебно-оздоровительных учреждений АО «ММК», так как данная организация не предусмотрена Списками профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет по Постановлению Совета министров РСФСР от 06.09.1991 №464; с 01.10.1996 по 09.09.1998 – работы в должности фельдшера в здравпункте поликлиники № АНО «Центральная клиническая медико-санитарная часть», так как заявительница находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора (трех) лет, и согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П и Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 при определении права на досрочное пенсионное обеспечение, зачету в стаж на соответствующих видах работ подлежат периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми, начавшихся до 06.10.1992, продолжительностью до полутора и трех лет (независимо от того, оплачиваемые или неоплачиваемые).
Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца, сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета, оспариваемым решением, представленными по запросу суда материалами пенсионного дела, должностной инструкцией.
Суд не может согласиться с решением ответчика в части отказа во включении в специальный стаж истца периода работы с 01.06.1994 по 30.09.1996 в ОАО «ММК», «Объединение лечебно-оздоровительных учреждений», «Центр промышленной медицины», исходя из следующего.
В соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781, в стаж медицинской деятельности засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, выполнявшаяся в структурных подразделениях организаций, не поименованных в Списке, в том числе в медико-санитарных частях, поликлиниках, поликлинических отделениях, стационарах.
Аналогичные условия для досрочного пенсионного обеспечения были предусмотрены Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066, действовавшими в период с 01.11.1999 до 12.11.2002.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464, действовавшим до 01.11.1999, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно п.2 указанного постановления в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 N395, предусмотрены медико-санитарные части, поликлиники, центры определенных видов.
Номенклатурой должностей, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 N377, должность фельдшера отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Согласно записям в трудовой книжке истца, 01.06.1994 она была принята на работу в акционерное общество «<данные изъяты> металлургический комбинат» по переводу в Центр промышленной медицины Объединения лечебно-оздоровительных учрежденийфельдшером здравпункта, 25 апреля 1995 года создана Медико-санитарная часть, с 01.07.1995 истец переведенафельдшером здравпункта медико-санитарной части АО «ММК», где работала по 01.10.1996 и продолжала работать с учетом последующих реорганизационных преобразований.
Согласно справке автономной некоммерческой организации «Центральная медико-санитарная часть» города Магнитогорска с 1942 года образована Медсанчасть <данные изъяты> металлургического комбината, которая являлась самостоятельным учреждением, имела свою печать, сметы расходов, штатное расписание. В ее структуру входили: поликлиника № стационар, поликлиника №, здравпункты.
Из материалов дела следует, что ОЛОУ в АО "ММК", в которое вошли лечебно-диагностические учреждения, в том числе Центр промышленной медицины, центр медицинской диагностики и другие, было создано на основании приказа АО "ММК"от 23.11.1993 № целью повышения эффективности работы, расширения хозяйственной самостоятельности и перевода на хозяйственный расчет лечебно-оздоровительных учреждений АО "ММК". Приказом АО "ММК" от22.12.1994 № целью совершенствования структуры АО "ММК" Центр промышленной медицины был выделен из ОЛОУ в качестве самостоятельного структурного подразделения и включал в себя поликлинику №, здравпункты и Центр медицинской диагностики.
Приказом АО "ММК"от 25.04.1995 № составе АО "ММК" на базе Центра промышленной медицины ЗАО "ММК" и Диагностического центра ОЛОУ создана МСЧ, задачами которой являлись: оказание медицинской помощи работникам АО "ММК" и его подразделений, разработка и реализация мероприятий по снижению заболеваемости трудящихся с временной утратой трудоспособности, медицинский отбор трудящихся для оздоровления и лечения, реализация программы обязательного медицинского страхования. 24.07.1996 года создано учреждение "МСЧ администрации г. Магнитогорска и ОАО "ММК", 17.12.2001 года преобразованное в АНО "МСЧ администрации г.Магнитогорска и ОАО "ММК.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что истец в спорный период работала в должностифельдшера здравпункта, дающей право на досрочное назначение пенсии, в учреждении, осуществлявшем в течение всего периода лечебную деятельность, проводимые преобразования на характер деятельности истца не повлияли, в связи с чем, у органа пенсионного фонда не имелось оснований для отказа во включении в специальный стаж периода работы с 01.06.1994 по 30.09.1996 с применением льготного порядка исчисления стажа.
То обстоятельство, что в результате преобразования Центр промышленной медицины, МСЧ изменили организационно-правовую форму, не является основанием для отказа во включении в стаж истца указанного периода, поскольку изменение организационно-правовой формы лечебного учреждения, принадлежность его имущества, подведомственность само по себе не предполагают различий в условиях и характере профессиональной деятельности работников и не свидетельствуют о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит положения ст. ст. 19 (ч. 1 и ч. 2), 39 (ч. 1 и ч. 2) и 55 (ч. 2 и ч. 3) Конституции РФ.
Закон связывает назначение досрочной пенсии по старости с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по перечню должностей и учреждений, предусмотренных соответствующим Списком. Само по себе формальное несоответствие наименования учреждения, его структурных подразделений не должно умалять гарантированное Конституцией РФ право на пенсионное обеспечение и не может служить основанием для отказа в назначении работнику досрочной пенсии.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о включении в ее специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 01.10.1996 по 09.09.1998, поскольку в этой части доводы представителя истца о наличии оснований для его включения в специальный стаж основаны на неверном понимании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а оспариваемое решение ответчика в части отказа во включении указанного периода в специальный стаж является законным и обоснованным.
Так до введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 N1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Из представленного в материалы пенсионного дела свидетельства о рождении следует, что ребенок у истца родился ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, учитывая, что период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижениям им возраста полутора (трех) лет с 01.10.1996 по 09.09.1998, то есть после 06.10.1992, то основания для удовлетворения таких требований истца не имеется.
Таким образом, учитывая изложенное, в специальный стаж Ерофеевой Е.Ю. необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежит включению период с 01.06.1994 года по 30.09.1996, продолжительность 2 года 4 месяца.
С учетом включения в специальный стаж истца указанного выше периода работы, общая продолжительность стажа ее лечебной деятельности на дату обращения с заявления о досрочном назначении пении, то есть на 18.08.2021 года, составила 31 год 05 месяцев 29 дней (29 лет 01 месяц 29 дней + 2 года 4 месяца). Соответственно, 30 лет соответствующего специального стажа у истца было выработано на 19.02.2020 и право на страховую пенсии возникло у нее в 2020 году.
Согласно Приложения 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 года N400-ФЗ «О страховых пенсиях», при возникновении права возникновения права на страховую пенсию по старости в 2020 году срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В силу ч.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 года N350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны вчасти 1 статьи 8,пунктах 19-21 части 1 статьи 30,пункте 6 части 1 статьи 32Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственноприложениями 6и7 к указанному Федеральномузакону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, с учетом указанных выше переходных положений, страховая пенсия по старости истцу может быть назначена только по истечении 1 года и 6 месяцев со дня возникновения у нее права на страховую пенсию, то есть начиная с 19.08.2021 (19.02.2020 + 1 год и 6 месяцев), соответственно, решение УПРФ в г.Магнитогорске об отказе в установлении досрочной пенсии нельзя признать законным и на ответчика подлежит возложению обязанность по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости с указанной даты.
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ерофеевой Елены Юрьевны – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) за № от 20.09.2021 года об отказе в установлении пении в части отказа во включении в специальный стаж Ерофеевой Елены Юрьевны, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периода работы с 01.06.1994 по 30.09.1996 и отказа в назначении пенсии.
Обязать Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области включить в специальный стаж Ерофеевой Елены Юрьевны, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», период работ с 01.06.1994 по 30.09.1996 и назначить Ерофеевой Елене Юрьевне досрочную страховую пенсию по старости с 19.08.2021.
В удовлетворении требования искового заявления Ерофеевой Елены Юрьевны о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 01.10.1996 по 09.09.1998 – отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области в пользу Ерофеевой Елены Юрьевны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г.Магнитогорска.
Председательствующий: Д.В. Панов
Мотивированное решение изготовлено 18 января 2022 года.