Судья (ФИО)3                               33-5536/2024(2-283/2024)

УИД 86RS0(номер)-68

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 сентября 2024 года                               г.Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи          Дука Е.А.,

судей                          Решетниковой О.В., Латынцева А.В.,

при секретаре                  Щербина О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании права на получение государственного жилищного сертификата,

по апелляционной жалобе (ФИО)1 на решение Радужнинского городского суда от (дата), которым отказано в удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., судебная коллегия

                                                         установила:

       (ФИО)1 обратилась в суд с указанным иском к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в котором с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит:

обязать ответчика восстановить в сводном списке граждан-получателей сертификатов в рамках мероприятия 2023 г. в соответствии с Федеральным законом от (дата) № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»,

         выдать государственный жилищный сертификат в рамках комплекса процессных мероприятий «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» по категории «Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом II группы, в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер), положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер), Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Радужный истец принята на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета по категории очередности «Инвалиды II группы».

(дата) истцом в КУМИ администрации г. Радужный подано заявление о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории (адрес) с приложением необходимых документов, в соответствии с Правилами выпуска и регистрации государственных жилищных сертификатов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер).

(дата) КУМИ администрации (адрес) в соответствии с требованиями п. 4 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов направил заявление истца с пакетом документов в адрес Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

(дата) Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, рассмотрев заявление и документы на предмет выдачи государственного жилищного сертификата, принял решение об отказе в выдаче истцу обозначенного сертификата в связи с несоответствием условиям участия в подпрограмме, установленным ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ, так как при постановке на учет истцом не были представлены сведения о проживании на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в период с (дата) по (дата), а также исключена из сводного списка граждан-получателей сертификатов в рамках мероприятия 2023 г.

(дата) Радужнинским городским судом ХМАО-Югры (дело (номер)) был установлен факт проживания истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в г. Радужный ХМАО-Югры в период с (дата) по (дата), однако после вступления в законную силу решения суда от (дата) ответчик не восстановил истца в сводном списке граждан-получателей сертификатов в рамках мероприятия 2023 г., что подтверждается ответом (номер)-ИСХ-2702 от (дата).

Таким образом, ответчик нарушил право истца, не восстановил ее в сводном списке граждан-получателей сертификатов в рамках мероприятия 2023 г, несмотря на то, что решением суда от (дата) были установлены обстоятельства, послужившие основанием для исключения истца из указанного списка.

Незаконными действиями ответчика истцу был причинен моральный вред, выразившийся в форме психологического переживания и угнетенного состояния. Причиненный моральный вред истец оценивает в 5 000 руб.

Истец, третье лицо в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

Истец в заявлении, поданном до судебного заседания просила о рассмотрении дела в ее отсутствие ввиду невозможности участвовать в судебных заседаниях.

Представитель истца (ФИО)5 в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом их уточнений.

Представитель ответчика Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса (адрес) - Югры в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия истца, представителя ответчика и третьего лица.

         Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе (ФИО)1, просит отменить решение и принять новое, удовлетворить исковые требования.

Указывает, что суд не учел что, решением Радужнинского городского суда от (дата) было установлено, что истец значилась зарегистрированной на территории ХМАО-Югры в период с (дата) по (дата), с (дата) по настоящее время, осуществляла трудовую деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с (дата) по (дата), общая продолжительность работы составляет 30 лет 11 месяцев 1 день.

На момент обращения истцом с заявлением в Комитет по управлению муниципальным имуществом (адрес) для участия в указанной программе и выдаче государственного сертификата для приобретения жилого помещения, документы были приняты и проверены должностным лицом без указания на их несоответствие. Ответчик исключил истца из сводного списка не предложив устранить несоответствие в поданных документах.

В письменных возражениях Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

         Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от (дата) N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее (дата), в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее (дата), имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют в том числе инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, пенсионеры, стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет (ст.1 №125-ФЗ)

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ установлен постановлением Правительства РФ от (дата) N 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Положение).

Согласно п.2 ст. 1 Положения регистрация и постановка на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, производится по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 1613 в статью 9 Положения введен подпункт "ж", согласно которому гражданину, имеющему право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", для регистрации и постановки на учет необходимо представить документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с (дата) до (дата) (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции).

Согласно с пп. "а" п. 12 (1) Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 876 основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является:

а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо в статье 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";

б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 9 либо пункте 9(1) настоящего Положения;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

К числу обязательных условий предоставления гражданам жилищных субсидий на приобретение жилого помещения законом отнесено их прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее (дата), наличие общего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее пятнадцати календарных лет, отсутствие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравнённых к ним местностей.

Согласно действующего с (дата) подпункта "ж" статьи 9 Положения гражданин имеющий право на получение социальной выплаты, для регистрации и постановки на учет должен представить документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с (дата) до (дата).

К таким документам относятся копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции).

Начиная с (дата) внесены вышеуказанные изменения (подпункт "ж" пункта 9 Положения), граждане обязаны на дату подачи заявления представить документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с (дата) до (дата).

         Как следует из материалов дела и установлено судом, (ФИО)1 является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой (номер).

(дата) истец обратилась в Комитет с заявлением, в котором просила включить её в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от (дата) №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», составом семьи: (ФИО)1 - заявитель, (ФИО)6 - супруг, (ФИО)7 - сын.

Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации (адрес) от (дата) (номер) истец с составом семьи три человека: в том числе (ФИО)6 - супруг и (ФИО)7 - сын, была поставлена на учет граждан имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с даты подачи заявления в соответствии с Федеральным законом от (дата) №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Положением о регистрации и учете граждан, имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер).

Согласно п. 1 названного приказа (ФИО)1 была поставлена на учет с даты подачи заявления ((дата)), учетное дело (номер), по категории «Инвалиды I и II группы» имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Комитет письмом (номер)-Исх-3576 от (дата) уведомил истца о постановке на учет исходя из даты регистрации его заявления в книге регистрации и учета по категории «инвалиды I и II группы» в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер).

(дата) Комитет письмом 23-Исх-1477 уведомил (ФИО)1 о том, что она в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включена в Сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2023 году в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре

(дата) истец обратилась в Комитет с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата в рамках мероприятий граждане - выезжающие из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» для приобретения жилого помещения в (адрес) на состав семьи 3 человека

К заявлению истцом приложены документы в соответствии с перечнем, установленным п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации (номер) от (дата).

Комитетом, представленные истцом документы с заявлением направлены для рассмотрения в Департамент строительства (адрес) - Югры.

Письмом Департамента 42-исх-9211 от (дата) истцу сообщено о том, что решением Комиссии Департамента по принятию решений о предоставлении мер государственной поддержки отдельным категориям граждан (ФИО)1 отказано в выдаче государственного жилищного сертификата на основании пп. «г» п.21 Постановления Правительства Российской Федерации (номер) (граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет); при решении вопроса о постановке на учет заявителем не представлены документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с (дата) по (дата) (пп.«ж» п.9, пп.«б» п.12(1) Постановления Правительства Российской Федерации (номер)) непредставление или неполное представление документов является основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

        Решением Радужнинского городского суда от (дата) по гражданскому делу (номер) рассмотрены исковые требования (ФИО)1 к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса (адрес) - Югры о признании права на получение государственного жилищного сертификата. В удовлетворении иска отказано. Истец просила :

признать неправомерными действия должностных лиц Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации (адрес) при решении вопроса от постановке истца на учет в качестве имеющей право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с категорией «Инвалиды 2 группы», на основании приказа от 27.05 2021 (номер);

считать (ФИО)1 участником Программы;

признать незаконным решение от (дата) об отказе;

обязать включить в сводный список получателей сертификата в 2023 году по комплексу процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

выдать государственный жилищный сертификат.

Решение вступило в законную силу (дата).

Решением Радужнинского городского суда от (дата) установлен факт проживания (ФИО)1 в (адрес) ХМАО-Югры в период с (дата) по (дата).Решение вступило в законную силу (дата).

Определением Радужнинского городского суда от (дата) (ФИО)1 отказано в удовлетворении заявления о пересмотре решения Радужнинского городского суда от (дата) по вновь открывшимся обстоятельствам.(ссылалась на решение от (дата) об установлении факта проживания).

При обращении (ФИО)8 в Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры в 2024 году по вопросу выдачи сертификата, 02.02. 2024 заявителю дан ответ, что выдать сертификат не представляется возможным по причине исключения из Списка, необходимо вновь обратиться с документами в общем порядке.

Истец считает незаконным отказ в восстановлении ее в Списке.

        Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.

         Судебная коллегия соглашается с выводом суда, считает его правильным, так как он соответствует требованиям законодательства и представленным доказательствам.

         В соответствии с ч.2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд постановил решение без учета решения Радужнинского городского суда от (дата) судебная коллегия считает не заслуживающими внимания, так как указанным решением отказано истцу в удовлетворении требований

о признании неправомерными действий должностных лиц,

считать (ФИО)1 участником Программы;

признать незаконным решение от (дата) об отказе;

обязании включить в сводный список получателей сертификата в 2023 году по комплексу процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

выдаче государственного жилищного сертификата. При этом предложение в указанном решении о том, что истец значилась зарегистрированной на территории ХМАО-Югры в период с (дата) по (дата), с (дата) по настоящее время, осуществляла трудовую деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с (дата) по (дата), общая продолжительность работы составляет 30 лет 11 месяцев 1 день являются лишь информацией при рассмотрении дела, в резолютивной части решения (ФИО)1 отказано в иске.

Указанное решение об отказе истцу во включении в сводный список получателей сертификата, отказе в признании незаконным решения от (дата) об отказе во включении в Список является преюдициальным для рассмотрения настоящего дела, согласно которого отказ от (дата) является законным.

Ссылки апеллянта о ненадлежащей проверке документов должностным лицом при постановке на учет без указания на их несоответствие судебная коллегия считает несостоятельными, так как при подаче документов на участие в Программе гражданин становится лишь претендентом на участие, а решение о выдаче сертификата принимается при наличии соответствия всех поданных документов необходимым требованиям.

Поскольку на (дата) (дата обращения с заявлением) (ФИО)1 не представила документы, подтверждающие факт регистрации по месту жительства в районах Крайнего Севера в период с (дата) по (дата), оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.

Суд правомерно разъяснил истцу ее право на новое обращение с заявлением на общих основаниях.

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и постановил законное решение.

          В целом все доводы заявителя жалобы, как усматривается из ее содержания, повторяют правовую позицию стороны истца в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении, и не могут служить основанием к отмене решения, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорному правоотношению законодательства и фактических обстоятельств дела.

Нарушений либо неправильного применения судом норм материального или процессуального права, при рассмотрении дела не установлено.

         Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                                  определила:

решение Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу (ФИО)1 - без удовлетворения.

         Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено (дата).

Председательствующий Дука Е.А.
Судьи Решетникова О.В.Латынцев А.В.

33-5536/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Курсакова Вера Владимировна
Ответчики
Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Другие
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Радужный (КУМИ)
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Решетникова Ольга Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
09.08.2024Передача дела судье
10.09.2024Судебное заседание
20.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2024Передано в экспедицию
10.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее