Решение по делу № 33-22449/2023 от 10.11.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2-853/2023 (33-22449/2023)

03RS0032-01-2023-000737-12

г. Уфа                                       11 декабря 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего                   Кривцовой О.Ю.,

судей                              Галлямова М.З. и Сыртлановой О.В.

при секретаре                Каскиновой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Байрамовой И.И., Байназова А.П. на решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 августа 2023 г., по иску Байрамовой И.И., Байназова А.П. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан «Мишкинская центральная районная больница» о признании незаконными приказов, восстановлении нарушенного права.

Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., судебная коллегия

        у с т а н о в и л а:

Байрамова И.И., Байназов А.П. обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Министерство), Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан «Мишкинская центральная районная больница» (далее - Мишкинская больница), в котором просили:

признать незаконными и отменить приказы Мишкинской больницы: 1) от 18 ноября 2019 г. №364/1-ОД, в соответствии с которым с 1 января 2020 г. внесены изменения в структуру и штатное расписание Мишкинской больницы; 2) от 21 ноября 2019 г. № 365/1-ОД «О сокращении численности или штата работников учреждения»; 3) от 10 января 2020 г. № 40-ОД в части перевода 8 круглосуточных коек Чураевской участковой больницы в Мишкинскую центральную районную больницу (пункт 1), режима работы Чураевской врачебной амбулатории (пункт 4), передачи остатков материальных ценностей круглосуточного стационара Чураевской участковой больницы в Мишкинскую больницу (пункт 5), изданные во исполнение приказа Министерства от 10 октября 2019 г. № 1749-Д «Об установлении на 2020 г. общих требований к структуре и штатному расписанию государственных учреждений Республики Башкортостан, в отношении которых Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя: государственных бюджетных, казенных автономных учреждений здравоохранения, входящих в государственную систему здравоохранения и автономных учреждений Республики Башкортостан» и, в результате которых произошло перепрофилирование Чураевской участковой больницы во врачебную амбулаторию;

возложении обязанности на Министерство и главного врача Мишкинской больницы восстановить нарушенное право путем принятия мер, направленных на восстановление работы круглосуточного стационара в с. Чураево и возвращении статуса Чураевской участковой больницы.

Заявленные требования мотивированы тем, что истец Байрамова И.И. родилась и фактически проживает по адресу: адрес, имеет регистрацию по месту пребывания по указанному адресу. Ранее она проживала в доме по указанному адресу со своей мамой, Байрамовой Е.Ш., 15 июля 1935 г. рождения.

Истец Байрамова И.И. с настоящим исковым заявлением обращается в суд от себя лично и от имени остальных жителей, поскольку протоколом общего собрания жителей с. Чураево сельского поселения Чураевский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан от 8 ноября 2022 г. Байрамова И.И. наделена полномочиями на обращение с соответствующими заявлениями в судебные органы Российской Федерации, во все государственные учреждения, в администрации любых субъектов и муниципальных образований по вопросу восстановления работы круглосуточного стационарного отделения Чураевской больницы адрес Республики Башкортостан.

Истец ФИО14 проживает в адрес Республики Башкортостан, д. Букленды, адрес.

Истцы, как и иные жители адрес всегда обслуживались в Чураевской участковой больнице, проходили стационарное лечение, в связи с чем нарушены их права, как и права остальных жителей района на медицинское обслуживание.

На базе Мишкинской больницы согласно пункту 1.11 устава учреждения имеет обособленное структурное подразделение - Чураевская участковая больница, расположенная по адресу: Республика Башкортостан, Мишкинский район, с. Чураево, ул. Садовая, д. 25, которая обслуживает 23 населенных пункта: село Чураево, деревни: Ишимово, Иликово, Баймурзино, Лепешкино, Новокильметьево, Измарино, Тигерменево, Токтарово, Маевка, Раевка, Октябрь, Букленды, Левицкое, Тынбаево, Большесухоязово, Сосновка, Кайраково, Каргино, Андреевка, Курманаево, Старокульчубаево, Кызыл-юл. Чураевская участковая больница находится на расстоянии от Мишкинской больницы - 50 км, от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Бирская центральная районная больница - 25 км.

С 1 января 2020 г. во исполнение приказа Министерства от 10 октября 2019 г. №1749-Д «Об установлении на 2020 г. общих требований к структуре и штатному расписанию государственных учреждений Республики Башкортостан, в отношении которых Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя: государственных бюджетных, казенных, автономных учреждений здравоохранения, входящих в государственную систему здравоохранения и автономных учреждений Республики Башкортостан», осуществлена реструктуризация Чураевской участковой больницы во врачебную амбулаторию с оказанием первичной медико-санитарной помощи по участковому принципу.

С таким решением о реструктуризации Чураевской участковой больницы во врачебную амбулаторию истцы не согласны, нарушены права и интересы всех жителей, так как Чураевская участковая больница расположена в одном здании общей площадью 1408,3 кв. м. Учреждение было оснащено диагностическим и медицинским оборудованием: палатный рентгенографический аппарат, дентальный рентгенографический аппарат, 2 стоматологические установки, гематологический и мочевой анализаторы, аппарат для дистанционного ЭКГ, 2 3-х канальных ЭКГ, холодильники, оборудование для стерилизации инструментария. В Чураевской участковой больнице функционировал круглосуточный стационар на 8 коек.

В результате реструктуризации в больнице круглосуточный стационар закрыли; с 27 января 2020 г. уволены 11 сотрудников больницы; с 29 октября 2020 г. больница стала врачебной амбулаторией. В результате жители вынуждены ездить на лечение за 50-70 км от имеющейся больницы в с. Чураево. При этом никакой реструктуризации не было - амбулатория всегда существовала в больнице с 1972 г.

Считают, что такое решение нарушает права жителей района, не отвечает признакам целесообразности, поскольку больница обслуживает 1/3 части населения района, территория, входящая в зону обслуживания, составляет 1/4 часть территории района, автомагистраль республиканской трассы федерального значения проходит от больницы на расстоянии 1 км, разбросанность населенных пунктов от больницы в радиусе 40 км, отсутствие общественного маршрутного транспорта между населенными пунктами, отсутствие нормальных дорог и магистралей, плохое состояние грунтовых дорог, отсутствие фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) во многих населенных пунктах зоны обслуживания.

В связи с изложенным перевод круглосуточного стационарного отделения в Мишкинскую больницу ведет к ухудшению финансового благосостояния жителей, так как в связи с переездами в районную больницу жители расходуют в несколько раз больше денежных средств, чем расходы на содержание круглосуточного стационара Чураевской участковой больницы.

По изложенным обстоятельствам истцы и другие жители района многократно обращались в различные структуры Министерства, прокуратуру, Президенту Российской Федерации. Как следует из письма от 17 ноября 2022 г. исх. №А26-14-123978491 от Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, главным врачом Мишкинской больницы издан оспариваемый приказ от 21 ноября 2019 г. № 365/1-ОД; как указано в письме, с целью обеспечения доступности медицинской помощи сельскому населению на базе Мишкинской больницы организована работа амбулаторно-поликлинической службы на 360 посещений в смену (в том числе в Чураевской врачебной амбулатории - 50 посещений в смену), дневного стационара на 45 коек (в том числе 15 коек в Чураевской врачебной амбулатории), круглосуточного стационара на 92 койки. Пациенты, по медицинским показаниям нуждающиеся в круглосуточном наблюдении и оказании медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара, госпитализируются в Мишкинскую больницу. В письме также указано, что в стационарных условиях Чураевской участковой больницы в 2018 г. пролечено 223 человека, в 2019 г. - 246 человек. После проведения реорганизационных мероприятий в условиях стационара Мишкинской больнице в 2020 г. пролечено 375 человек из числа населения, прикрепленного на медицинское обслуживание к Чураевской врачебной амбулатории, в 2021 г. - 386 человек.

В своем письме от 8 декабря 2020 г. Аппарат Правительства Республики Башкортостан указал на то, что с преобразованием участковой больницы во врачебную амбулаторию изменения коснулись коек стационара, они переданы в Мишкинскую больницу для оказания пациентам специализированной медицинской помощи. При этом во врачебной амбулатории увеличено количество коек дневного пребывания до 13. В соответствии с федеральными нормативами, определяющими статус медицинского учреждения (Приказ Минздрава Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. № 132н «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения»), участковая больница (оказание медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара и дневного стационара) формируется из расчета обслуживания 5-20 тысяч населения, а рекомендуемая численность обслуживаемого населения для врачебной амбулатории составляет 2-10 тысяч человек. В настоящее время к Мишкинской больнице прикреплено 21170 человек, в том числе по подразделению Чураевская врачебная амбулатория - 4886 человек. В этой связи согласно нормативам сохранение статуса участковой больницы с круглосуточным стационаром не представляется возможным. Кроме того, для работы в условиях круглосуточного стационара отсутствуют врачи-терапевты и специалисты по специализированным профилям, необходимым для оказания медицинской помощи согласно стандартам.

С такой позицией истцы не согласны, полагая, что само по себе сокращение численности населения или недостаточное его количество для сохранения участковой больницы с круглосуточным стационаром не может служить основанием для закрытия такого стационара.

В своем письме от 10 июля 2020 г. исх. №2-Г-921-2-180-Г3-Г, адресованном в Министерство здравоохранения Российской Федерации, Правительство Республики Башкортостан (подписано первым заместителем премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Назаровым А.Г.) сослалось на то, что в связи с дефицитом кадров в дневном стационаре закрыты 8 коек терапевтического профиля и 1 койка педиатрического профиля. В Чураевской участковой больнице функционирует 13 коек дневного пребывания, на которых оказывается первичная медико-санитарная помощь врачом-терапевтом. Возобновление деятельности круглосуточного стационара в с. Чураево не представляется возможным. Администрацией Мишкинской больницы доведена до сотрудников больницы и населения информация о запланированной временной работе Чураевской участковой больницы с оказанием первичной медико-санитарной помощи по участковому принципу.

Между тем, указанные выше причины и основания закрытия круглосуточного стационара и реструктуризации больницы не соответствуют действительности, а направлены на введение в заблуждение, как самого населения, так и вышестоящие инстанции, поскольку, во-первых, нехватка кадров ничем не подтверждена, в результате закрытия круглосуточного стационара было уволено 11 медицинских работников. Во-вторых, в случае временного закрытия стационара, увольнение медицинских работников не состоялось бы. Действительные обстоятельства дела указывают на то, что с 2013 г. шла целенаправленная работа по ликвидации больницы: ремонтные работы не производились, оборудование не обновлялось, в 2013 г. количество койко-мест круглосуточного стационара было сокращено с 50 до 16, а в 2016 г. - до 8 штук. Чураевская участковая больница обслуживает жителей 23 населенных пунктов, и количество зарегистрированных по месту жительства в них составляет более 8200 человек. Каким образом было установлено количество проживающих менее 5000 человек - не понятно, такие данные действительности не соответствуют.

Статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) установлены основные принципы охраны здоровья, среди которых: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи и другие.

В соответствии с подпунктом 4 пунктом 1 статьи 6 указанного Федерального закона приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется, в том числе, путем организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени.

В соответствии с подпунктами 1 и 7 статьи 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29.1 Федерального закона № 323-ФЗ в отношении медицинской организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, принятие решения о ее ликвидации, прекращении деятельности ее обособленного подразделения осуществляется на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия такого решения, которая создается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и в состав которой на паритетной основе входят представители законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, на территории которого находится медицинская организация или ее обособленное подразделение, органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия учредителя медицинской организации, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, указанных в части 3 статьи 76 настоящего Федерального закона, и общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья.

Порядок проведения оценки последствий принятия такого решения, включая критерии этой оценки, а также порядок создания комиссии по оценке последствий принятия такого решения и подготовки ею заключений устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29.1 Федерального закона № 323-ФЗ, в отношении единственной медицинской организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, расположенной в сельском населенном пункте, принятие решения о ее ликвидации, прекращении деятельности ее обособленного подразделения осуществляется в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, с учетом мнения жителей данного сельского населенного пункта, выраженного по результатам общественных (публичных) слушаний, проведение которых организуется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия учредителя указанной медицинской организации. Порядок проведения общественных (публичных) слушаний, предусмотренных настоящей частью, и определения их результатов определяется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от дата № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

В нарушение приведенных норм круглосуточный стационар Чураевской участковой больницы был закрыт (переведен в Мишкинскую больницу) без учета мнения жителей населенных пунктов, которые входят в зону обслуживания больницы, публичных слушаний в соответствии с установленным законом порядком проведено не было; закрытие круглосуточного стационара осуществлено в нарушение основных принципов охраны здоровья граждан: нарушены права и гарантии граждан в области охраны здоровья, не соблюден приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, а именно проигнорирован принцип учета рационального использования времени пациентов, которые вынуждены тратить большое количество времени на дорогу чтобы добраться до медицинского учреждения, нарушен принцип приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, нарушен принцип транспортной доступности медицинской организации для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Более того, в действительности 23 населенных пункта, которые входят в зону обслуживания Чураевской участковой больницы, имеют численность населения более 10000 человек, эта территория, по статистике, самая густонаселенная на территории Республики Башкортостан.

От села Чураево, в котором был расположен круглосуточный стационар, до адрес, куда он переведен на основании обжалуемого решения, 44 км. От каждого населенного пункта, который входит в зону обслуживания Чураевской участковой больницы, до адрес расстояние больше на 25-44 км, самое дальнее расстояние - от адрес (44 км), и только два населенных пункта (д. Каргино и д. Андреевка) стали ближе на 6 км.

Изложенное выше свидетельствует о том, что при вынесении решения вопрос о транспортной доступности вообще не рассматривался. Как следует из ответных писем многочисленных структур, куда обращались истцы и другие жители района, фактически единственной причиной для такого решения стало уменьшение количества населения, которое, по оценке ответчика составляет менее 5000 человек. Между тем, в действительности, количество населения обслуживаемой территории составляет более 10000 человек, и помимо самой численности населения должны были быть учтены и другие факторы.

Так, в Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, исходя из потребностей населения, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от дата №...н, указано, что с учетом транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей субъектов Российской Федерации указанные параметры должны обоснованно корректироваться. Однако при принятии обжалуемого решения сделана формальная ссылка на уменьшение численности населения (менее 5000 человек), но реальные потребности населения не учитывались, заданные указанными Правилами параметры не корректировались ни с учетом транспортной доступности, ни с учетом климатических и географических особенностей территории. Между тем, в указанных населенных пунктах (сельская местность) отсутствует постоянный маршрутный транспорт, своего транспорта у многих жителей также нет, зимой частые бураны, закрываются дороги, что в принципе лишает жителей возможности обратиться за медицинской помощью.

В нарушение пункта 2 статьи 29.1 Федерального закона № 323-ФЗ комиссия по оценке последствий решения о закрытии круглосуточного стационара и реорганизации Чураевской участковой больницы во врачебную амбулаторию не создавалась, реальная и объективная оценка всем последствиям не давалась.

Также в результате обращений жителей в Министерство здравоохранения Российской Федерации, 26 июня 2020 г. в адрес Правительства Республики Башкортостан направлено письмо, в котором обращено внимание руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения на необходимость сохранения доступности и качества медицинской помощи населению при проведении мероприятий по перепрофилированию и реорганизации медицинских учреждений, а также дано поручение найти решение вопроса организации жителям с. Чураево оказания стационарной медицинской помощи в указанном селе в связи с особенностями транспортной инфраструктуры и расстояния до Мишкинской центральной районной больницы (50 км). Однако, несмотря на полученное поручение от Министерства здравоохранения Российской Федерации, решение о закрытии круглосуточного стационара в с. Чураево не отменено, вопрос о реорганизации Чураевской участковой больницы не пересматривался.

Решением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 августа 2023 г. в удовлетворении исковых требований Байрамовой И.И., Байназова А.П. отказано.

В апелляционной жалобе Байрамова И.И., Байназова А.П. ставят вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, приводя те же доводы, что и в обоснование исковых требований. Полагают: необоснованным вывод суда первой инстанции о пропуске истцами срока исковой давности, недоказанности нарушения прав истцов; о не применении судом норм материального права, подлежащих применению; нарушении процессуальных норм о доказательствах и доказывании. Судом не учтено, что стороной ответчиков так и не был представлен приказ о перепрофилировании Чураевской участковой больницы; полагают, что вопреки выводам суда, произошло в действительности закрытие, ликвидация обособленного подразделения, о чем свидетельствуют обстоятельства дела; в любом случае лечебно-профилактическое учреждение стационарного типа (участковая больница) перевести (реструктуризировать, перепрофилировать и т.д.) в поликлиническо-амбулаторного типа не предусмотрено номенклатурой медицинских организаций по виду медицинской деятельности. Противоречит материалам дела и действительности вывод суда о том, что реструктуризация Чураевской участковой больницы не повлияла на доступность и качество медицинской помощи, что опровергается дальностью расстояний от населенных пунктов до Мишкинской больницы.

Истец Байназов А.П., третьи лица - представители администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Чураевский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Байназов А.П. и представитель администрации сельского поселения Чураевский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан обратились с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие, иные лица об уважительных причинах неявки суду не сообщали. В связи с чем, на основании статей 117, 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Байрамовой И.И. и ее представителя Макаровой Е.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей ответчиков - Министерства Башировой С.Н. и Мишкинской больницы Ушакова Д.П., полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, не оспаривалось сторонами, что Мишкинская больница является бюджетным учреждением, функции и полномочия учредителя которого от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство, функции и полномочия собственника имущества учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан. Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Министерства.

В соответствии с пунктом 4.4 раздела 4 устава Мишкинской больницы контроль за ее деятельностью осуществляется учредителем и органами исполнительной власти в пределах их компетенции в установленном законодательством порядке. Учреждение создано в целях эффективного использования материально-технических, финансовых средств и кадрового потенциала медицинских работников для улучшения качества конечных результатов при проведении комплекса лечебно-профилактических мероприятий по обслуживанию населения. Руководитель Мишкинской больницы действует от имени учреждения, утверждает структуру и штатное расписание учреждения в рамках определенной численности работников и размера ассигнований на содержание учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели. Учреждение имеет в своем составе структурные подразделения в соответствии со штатным расписанием, расположенные по месту нахождения учреждения и обособленные структурные подразделения без права юридического лица, помимо прочих, стационар Чураевской участковой больницы, расположенный по адресу: адрес. Руководитель учреждения выполняет функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности учреждения, в том числе назначает заместителей; распоряжается имуществом учреждения; в пределах своей компетенции издает приказы, назначает на должность и освобождает от должности работников.

В статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации содержится понятие обособленного подразделения, под которым понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Территориальная обособленность подразделения от организации определяется адресом, отличающимся от адреса этой организации.

дата Министерством издан приказ №...-Д «Об установлении на 2020 год общих требований к структуре и штатному расписанию государственных учреждений Республики Башкортостан, в отношении которых Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя: государственных бюджетных, казенных автономных учреждений здравоохранения, входящих в государственную систему здравоохранения и автономных учреждений Республики Башкортостан» о предоставлении руководителям государственных бюджетных, казенных, автономных учреждений образования Республики Башкортостан (ГБУЗ РБ, ГКУ РБ, ГКУЗ РБ, ГАУЗ РБ, ГАУ ДПО РБ, ГАПОУ РБ): представить в установленном порядке с учетом общих требований к формированию, утвержденные структуры и штатное расписание на 2020 адрес к приказу: №... Рекомендации по установлению общих требований к структуре и штатному расписанию государственных учреждений Республики Башкортостан, в отношении которых Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя: государственных бюджетных, казенных автономных учреждений здравоохранения, входящих в государственную систему здравоохранения и автономных учреждений Республики Башкортостан; №... Порядок установления общих требований к структуре и штатному расписанию государственных учреждений Республики Башкортостан, в отношении которых Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя: государственных бюджетных, казенных автономных учреждений здравоохранения, входящих в государственную систему здравоохранения и автономных учреждений Республики Башкортостан.

Согласно пункту 2 приложения 1 к приказу Министерства от дата №...-Д целью установления общих требований к формированию структуры и штатного расписания ГБУЗ РБ, ГКУ РБ, ГКУЗ РБ, ГАУЗ РБ, ГАУ ДПО РБ, ГАПОУ РБ является обеспечение единого подхода и контроля к формированию структуры и штатных расписаний учреждения, с учетом проводимого комплекса оптимизационных мероприятий, а также рационального и эффективного использования бюджетных средств.

В соответствии с трудовым договором, заключенным дата, и дополнительными соглашениями к нему, между Министерством и ФИО9, последний являлся главным врачом Мишкинской больницы с дата по дата; руководитель (главный врач) имеет право в том числе: на осуществление действий без доверенности от имени учреждения; распределение обязанностей между своими заместителями, а в случае необходимости - передачу им части своих полномочий в установленном порядке; утверждение в установленном порядке структуры и штатного расписания учреждения, издание локальных правовых актов, утверждение положений о структурных подразделениях (пункт 2.3 договора).

Из должностной инструкции заместителя главного врача следует, что заместитель главного врача по медицинской части относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется главному врачу.

Приказом Министерства от дата №...ФИО9 предоставлен отпуск с 5 по дата, исполнение обязанностей главного врача на период отпуска возложено на заместителя главного врача по лечебной работе ФИО10

В соответствии с приказом и.о. главного врача Мишкинской больницы от дата №...-ОД, во исполнение приказа Министерства от дата №...-Д и с перепрофилированием Чураевской участковой больницы в рамках действующих нормативных актов Российской Федерации и Республики Башкортостан во врачебную амбулаторию внесены с дата изменения в структуру и штатное расписание Мишкинской больницы.

Из приказа главного врача Мишкинской больницы ФИО9 от дата №...-ОД следует, что в связи с нахождением на листке нетрудоспособности главного врача на заместителя главного врача по медицинской части ФИО10 с дата возложены обязанности главного врача.

Приказом Министерства от дата №...-Л исполнение обязанностей главного врача Мишкинской больницы на период временной нетрудоспособности ФИО9 с дата возложено на заместителя главного врача по медицинской части ФИО10 Должность заместителя главного врача по медицинской части предусмотрена штатным расписанием Мишкинской больницы, утвержденной приказом главного врача Мишкинской больницы от дата №...-ОД.

Приказом от дата №...-ОД «О сокращении численности или штата работников учреждения» и.о. главного врача Мишкинской больницы во исполнение приказа Министерства от дата №...-Д и с перепрофилированием Чураевской участковой больницы в рамках действующих нормативных актов Российской Федерации и Республики Башкортостан во врачебную амбулаторию с дата сокращены в Мишкинской больнице следующие должности: в Чураевской участковой больнице: медицинская сестра постовая (5 штатных единиц), уборщик служебных помещений (3 штатные единицы), повар (1 штатная единица), кухонный работник (1 штатная единица), заведующий хозяйством (1 штатная единица).

Приказом и.о. главного врача Мишкинской больницы от дата №...-ОД, изданным во исполнение приказа Министерства от дата №...-Д и с реструктуризацией Чураевской участковой больницы во врачебную амбулаторию, с дата:

1) 8 круглосуточных коек Чураевской участковой больницы переведены в Мишкинскую центральную районную больницу;

2) койки дневного пребывания Чураевской врачебной амбулатории увеличить с 8 до 13 коек

3) развернуть в терапевтическом отделении при Мишкинской больнице: 20 коек терапевтического профиля, 10 коек неврологического профиля, 3 койки эндокринологического профиля, 10 коек паллиативной помощи;

4) режим работы Чураевской врачебной амбулатории с 08:00 до 20:00 часов;

5) материально-ответственным лицам остатки материальных ценностей круглосуточного стационара Чураевской участковой больницы передать в Мишкинскую больницу согласно акта приема-передачи.

Согласно штатному расписанию Чураевская врачебная амбулатория введена в штатное расписание. При этом профессиональные группы, состоящие из врачей, среднего медицинского персонала укомплектованы в соответствии с Правилами организации деятельности врачебной амбулатории, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от дата №...-н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».

В соответствии с приказом Министерства от дата №...-Д Мишкинской больницей структура и штатное расписание на 2020 г. представлены.

Из содержания оспариваемых приказов Мишкинской больницы, суд первой инстанции сделал вывод, что Чураевская участковая больница переведена во врачебную амбулаторию в соответствии с вышеприведенными требованиями, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от дата №...н, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от дата №...-н и, исходя из численности населения сельских советов, относящихся к Чураевской врачебной амбулатории; при сокращении коек круглосуточного пребывания во врачебную амбулаторию выделено 13 коек дневного стационара, адрес его местонахождения не изменился, что свидетельствует о перепрофилировании организации уполномоченным на то лицом и.о. главного врача Мишкинской больницы в соответствии со штатными нормативами.

Доводы истцов о том, что им необходим круглосуточный стационар, поскольку в сельских поселениях, относящихся к Чураевской врачебной амбулатории, проживают много пожилых людей и которым трудно добираться до села Мишкино, которое находится на расстоянии более 50 км, не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований, в связи с тем, что Чураевская больница не прекратила свою деятельность, а была переведена из участковой больницы во врачебную амбулаторию, без изменения адреса местонахождения, в связи с чем, перевод Чураевской участковой больницы во врачебную амбулаторию никак не отразился на качестве оказания медицинских услуг, а напротив число коек дневного пребывания увеличилось с 8 до 13 коек, что подтверждает факт оказания медицинских услуг на прежнем уровне.

Кроме того, как указал суд первой инстанции, согласно сведениям Мишкинской больницы для жителей, прикрепленных к Чураевской врачебной амбулатории, кроме имеющейся врачебной помощи, с целью улучшения доступности специализированной медицинской помощи организована доставка пациентов на госпитализацию в стационары Мишкинской и Бирской центральных районных больниц специально выделенным транспортом Чураевской врачебной амбулатории, где жители получают еще более качественную медицинскую помощь.

Суд первой инстанции отклонил доводы истцов об общей численности населения, проживающего на территории, относящейся, по их мнению, к Чураевской больнице, как основание для признания незаконными оспариваемых приказом, так как в приложении к Требованиям к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения, утвержденным приказом Минздрава России от дата №...н, указана лишь рекомендуемая численность обслуживаемого населения; по сведениям Мишкинской больницы в письме от дата №..., количество прикрепленных к Чураевской участковой больнице на ноябрь 2019 г. составляет 4755 человек.

Учитывая вышеприведенное, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований ФИО13, ФИО14, также указав, что в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение своих прав обязаны доказать истцы, равно как и причинно-следственную связь между перепрофилированием Чураевской участковой больницы в Чураевскую врачебную амбулаторию и своими нарушенными правами. Однако в исковом заявлении, предъявленном в суд, не содержится указания на то, какое право истцов было нарушено в результате перепрофилирования медицинского учреждения, не представлены такие доказательства и в судебном заседании. Факты ненадлежащего оказания им медицинской помощи в связи с перепрофилированием больницы не представлены, тогда как из смысла пункта 1 статьи 1, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что судебной защите подлежит только существующее нарушенное право. Выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом избранный способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не выходить за пределы, необходимые для его применения.

В данном случае реальность угрозы наступления для истцов неблагоприятных последствий отсутствия участковой больницы, при наличии врачебной амбулатории, истцами не доказана. При этом судебная защита от предполагаемых, возможных нарушений в будущем действующим законодательством не предусмотрена.

Доводы истцов о том, что они обратились в интересах жителей населенных пунктов, права которых нарушены, суд первой инстанции отклонил, поскольку право на обращение от их лица не подтверждено соответствующими документами.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд первой инстанции не нашел оснований для выводов о нарушении прав истцов на получение доступной медицинской помощи; напротив, анализ вышеприведенных доказательств свидетельствует о том, что медицинское учреждение, находящееся по адресу: адрес, по решению работодателя свою деятельность не прекратило, продолжает свою основную деятельность по оказанию медицинской помощи населению сельских поселений, относящихся к Чураевской врачебной амбулатории.

Суд первой инстанции также не усмотрел оснований для возложения обязанности на Министерство и главного врача Мишкинской больницы восстановить работу круглосуточного стационара в адрес Республики Башкортостан, поскольку возложение такой обязанности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного бюджетного учреждения, что в отсутствие нарушений прав истцов, является недопустимым.

Вместе с тем, суд первой инстанции также отказал истцам в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока исковой давности, о чем было заявлено стороной ответчиков, так как с настоящим иском они обратились в суд дата; о предполагаемом нарушении своего права истцы узнали в декабре 2019 г., что следует из протокола собрания жителей населенных пунктов от дата, на котором принимали участие как ФИО13, так и ФИО14, где обсуждалась информация о реструктуризации Чураевской участковой больницы, что свидетельствует об осведомленности истцов относительно перепрофилирования Чураевской участковой больницы в Чураевскую врачебную больницу и возможности обращения с настоящим иском.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).

Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4).

Частью 4 статьи 198 данного кодекса установлено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

Согласно части 1 статьи 195 этого же кодекса решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата №... «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьями 55, 59 - 61 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что суд оценивает доказательства и их совокупность по своему внутреннему убеждению, однако это не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Результаты оценки доказательств суд должен указать в мотивировочной части судебного постановления, в том числе доводы по которым он отвергает те или иные доказательства или отдает предпочтение одним доказательствам перед другими.

Данные требования в силу части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.

Как следует из материалов дела и обжалуемого судебного постановления, выводы суда первой инстанции основаны на непосредственном исследовании доказательств, в том числе объяснений сторон.

Выводы суда об оценке доказательств изложены в решении суда.

У суда апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы истцов отсутствуют по материалам дела основания для прямо противоположного вывода о нарушении прав истцов изданными и оспариваемыми приказами, их несоответствии каким-либо нормативным актам. Иная точка зрения подателей жалобы, как следовало разрешить спор, не является основанием для отмены решения суда, и принятия иного решения по делу.

Из содержания судебного акта следует, что все доводы истцов, положенные в обоснование исковых требований, получили надлежащую оценку со стороны суда первой инстанции, который правомерно констатировал, что из содержание исковых требований, воспроизводимых в апелляционной жалобе, следует, что истцы не наделены ни соответствующими доверенностями, ни законом правом на предъявление настоящих исковых требований в интересах неопределенного круга лиц - жителей населенного пункта, права которых по мнению истцов, нарушаются в связи с перепрофилированием Чураевской участковой больницы, в которой в связи с изменениями закрыто стационарное отделение, со ссылкой на численность населения, дальность расположения другого стационара.

В силу статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (часть 1).

Лица, подавшие заявления в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (часть 2).

По настоящему делу у Байрамовой И.И., Байназова А.П. в силу вышеприведенной правовой нормы права на предъявление иска в интересах других лиц - жителей с. Чураево сельского поселения Чураевский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан нет, в связи с чем, несостоятельны указания в апелляционной жалобе о нарушении прав жителей района, в том числе с выяснением вопроса о транспортной доступности, который не относится ни к полномочиям суда, ни полномочиям Министерства или Мишкинской больницы.

Указания в апелляционной жалобе об увольнении медицинский работников также не свидетельствуют о нарушении прав истцов, кадровая политика - полномочия работодателя, и в случае несогласия с увольнением работники предприятия имеют право на судебную защиту в установленном трудовым законодательством порядке. Вместе с тем, из вышеприведенных и представленных в дело приказов следует, что в больнице сокращены 5 штатных единиц медицинских сестер постовых, а также уборщики, повар, кухонный работник и заведующий хозяйством, то есть штат врачей не изменялся.

В связи с вышеизложенным, как правомерно указано судом первой инстанции, на истцов возлагалась обязанность в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказать нарушение их законных прав и интересов оспариваемыми приказами, и возможность восстановления нарушенного права требуемым способом, что стороной истцов не выполнено. Как обоснованно указано судом первой инстанции, ни в иске, ни в ходе судебного разбирательства, ни в доводах апелляционной жалобы, истцы не привели обстоятельств нарушения их прав в результате издания оспариваемых приказов, которые, вместе с тем, как обоснованно констатировал суд первой инстанции, приняты в пределах предоставленной Мишкинской больнице полномочий, при отсутствии оснований для вмешательства в деятельность названного учреждения со стороны суда.

Вопреки указаниям в апелляционной жалобы, суд первой инстанции применил нормы материального права, подлежащие применению в спорных правоотношениях, учел требования Федерального закона № 323-ФЗ, а также Требования к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения (приказ Минздрава России от 27 февраля 2016 г. № 132н), одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. № 1683-р, пунктом 6 которых предусмотрено, что размещение отдельных видов медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций, исходя из условий, видов, форм оказания медицинской помощи и рекомендуемой численности обслуживаемого населения, осуществляется в соответствии с приложением к настоящим Требованиям; пункт 19.6 Приказа Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. № 543-н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», согласно которому в населенных пунктах с числом жителей более 2000 человек для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи организуются врачебные амбулатории вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации либо структурного подразделения (отделения) медицинской организации, оказывающей первичную врачебную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу.

В целях совершенствования организации и нормирования труда работников учреждений здравоохранения и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. № 284 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» Приказом Минздрава России от 9 июня 2003 г. № 230 утверждены штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, штатные нормативы служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и штатные нормативы структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (далее - штатные нормативы).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые приказы приняты во исполнение приказа Министерства, который не отменен, недействительным не признан, обязателен к исполнению Мишкинской больницей; оспариваемые приказы приняты в связи с необходимостью приведения структуры Мишкинской больницы в соответствие со штатными нормативами в государственных учреждениях здравоохранения, оптимизации штатной численности и сокращения финансовых расходов на содержание и оплату труда работников участковой больницы, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2021 г. № 543н, а также приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июня 2003 г. и полномочиями, определенными уставом, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на ответчиков обязанности принять меры на восстановление круглосуточного стационара в с. Чураево и возвращении статуса Чураевской участковой больницы.

Одним из основных принципов охраны здоровья в силу требований статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ является принцип доступности и качества медицинской помощи, как и иные принципы, приведенные истцами в иске со ссылкой на указанный Федеральный закон, которые при установленных и вышеприведенных обстоятельствам в отношении истцов не нарушены.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции процессуальных норм о доказательствах и доказывании также несостоятельны. Суд привел в решении оценку всех представленных по делу доказательств в их совокупности. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом процессуальных норм при оценке доказательств по делу, неправильной их оценке.

Указание в апелляционной жалобе о применении судом при разрешении спора устаревшего Приказа от 4 августа 2006 г. № 584 несостоятельно, так как в мотивировочной части обжалуемого судебного акта указания на названный приказ и его применение судом первой инстанции при разрешении спора, отсутствует. Суд первой инстанции при разрешении спора на названный приказ не ссылался, и не руководствовался его положениями.

Суд первой инстанций правильно установил, что фактически участковая больница ликвидирована не была, ее деятельность не прекращена, участковая больница переведена во врачебную амбулаторию, тогда как оспариваемым приказом сокращены только койки круглосуточного пребывания, что при наличии коек дневного стационара не свидетельствует о прекращении деятельности стационара участковой больницы и о нарушении прав истцов на получение медицинской помощи, не свидетельствует об этом и указываемая истцами дальность расстояния от населенных пунктов до Мишкинской больницы, где оказывается медицинская помощь в условиях стационара.

Вопреки ошибочному мнению подателей жалобы, ни Министерством, ни Мишкинской больницей не принималось решение о ликвидации или прекращении деятельности Чураевской участковой больницы, а, следовательно, не должны были соблюдать требования положений статьи 29.1 Федерального закона № 323-ФЗ, Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Ликвидация юридического лица - это процедура, направленная на прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам. В трудовом праве ликвидацией считается также прекращение деятельности филиала или представительства организации (что не соответствует гражданскому законодательству).

Как выше указано, уполномоченным лицом решения о ликвидации или прекращении деятельности Чураевской участковой больницы не принималось.

Что касается доводов истцов о неправильном исчислении сроков исковой давности, о применении которых было заявлено стороной ответчиков, и также явилось одним из оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Байрамовой И.И., Байназова А.П., то судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о пропуске истцами трехлетнего срока исковой давности, исчисляемого со дня, когда истцы узнали или должны были узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации), а не как ошибочно полагают податели жалобы с даты вручения им оспариваемых приказов.

В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Так, согласно представленным самими же истцами к иску документам, уже дата ФИО13 Минздравом было сообщено о том, что с дата во исполнение приказа Минздрава от дата запланирована реструктуризация Чураевской участковой больницы во врачебную амбулаторию с оказанием первичной медико-санитарной помощи по участковому принципу, начиная с декабря 2019 г. ФИО13, жители адрес обращались в различные инстанции, депутату по вопросу закрытия Чураевой участковой больницы; в народном обращении от дата (том 1 л.д. 57) жители обратились по вопросу совершения Министерством и Мишкинской больницей действий по закрытию участковой больницы, которые, по их мнению, совершаются с 2013 адрес следует из протокола (том 1 л.д. 60-64) собрания жителей населенных пунктов, обслуживаемых Чураевской участковой больницей, от дата, на собрании в СДК адрес присутствовали жители, в том числе ФИО11, ФИО14 - депутат СП Чураевский сельсовет, и.о. главного врача Мишкинской больницы, с повесткой дня: информация о реструктуризации Чураевской участковой больницы в врачебную амбулаторию с закрытием круглосуточного стационара, о чем жителей информировал и.о. главного врача, и основанием к чему является приказ Министерства от дата №....

Из представленных самими же истцами документов следует, что о предполагаемом нарушении их прав, как они указывают на оказание надлежащей медицинской помощи, доступной и качественной, и о том, что эти нарушения связаны с действиями Министерства и Мишкинской больницы (надлежащие ответчики) истцам стало известно в декабре 2019 г., тогда как настоящий иск подан в суд дата (том 1 л.д. 100 конверт), то есть по прошествии более трех лет. При этом как правомерно указано судом первой инстанции со ссылкой на соответствующие разъяснения вышестоящего суда, предъявление истцами исков в 2023 г., которые не были приняты к производству суда, не изменяет течение срока исковой давности.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных по делу доказательств в отсутствие оснований для переоценки судом апелляционной инстанции этих доказательств.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, у судебной коллегии не имеется оснований для принятия иного решения по делу.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    о п р е д е л и л а:

решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Байрамовой И.И., Байназова А.П. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара), путем подачи кассационной жалобы в суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 декабря 2023 г.

    Справка: судья Корнилова А.Р.

33-22449/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Байрамова И.И.
Байрамова Ирина Ивановна
Байназов Александр Пайдиевич
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан
ГБУЗ РБ Мишкинская ЦРБ
Другие
Горохова Татьяна Владимировна
Правительство Республики Башкортостан
Усков Вячеслав Евгеньевич
Администрация муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан
Администрация сельского поселения Чураевский Сельсовет МР Мишкинский район РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Кривцова Оксана Юрьевна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
13.11.2023Передача дела судье
11.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2023Передано в экспедицию
11.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее