дело №2-5922/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 29 ноября 2023 года
Ленинский районный суд г.Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего- судьи Абдурахманова С.Г.,
с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по РД ( по доверенности) Гаджиева М.М., ответчика Камалутдинова Н.К.,
при секретаре судебного заседания Сотеевой Б.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан к Камалутдинову Надиру Камалутдиновичу об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан обратилось в суд к Камалутдинову Н.К. об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства.
В обоснование иска указано, что в Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан поступило обращение гр. Исаевой А.Г. о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства при функционировании автомастерской по ремонту автомашин, расположенного по адресу: <адрес>).
В целях рассмотрения поступившего в Управление обращения, специалистами ФБУЗ «ЦГиЭ в РД» по поручению Управления №1310 от 19.07.2023г. проведено санитарно-гигиеническое обследование от 27.07.2023г. фактов, указанных в обращении.
В ходе санитарно-гигиенического обследования от 27.07.2023г. выявлено следующее:
1.По адресу <адрес>) расположен автосервис по ремонту автомобилей. He соблюдается нормированное расстояние (автосервис, эксплуатируемый ответчиком отнесён к пятому классу, при котором размер санитарно-защитной зоны должен составлять 50 метров) от автосервиса до жилых домов (расположен впритык к жилому дому по адресу: г.Махачкала, с/т Монтажник, д.333), что является нарушением требований пп. 12.5.4, п. 12.5, раздела 12, таб. 7.1, главы 7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
2. Измеренный уровень шума в доме заявителя по адресу: <адрес> свидетельствуют о том, что технологическое оборудование (гайковерт, компрессор) автосервиса является источником шума, подтверждается протоколом испытаний ФБУЗ «ЦГиЭ в РД» №2343ф от 28.07.2023г. и экспертным заключением к нему от 28.06.2023г. №10-13-1977-2023.
Таким образом, ответчиком нарушены установленные требования санитарно-эпидемиологического законодательства, что представляет серьезную опасность окружающей среде и здоровью населения в виду возможности возникновения и распространения различных заболеваний.
Просит суд:
1.Признать действия гр. Камалутдинова Надира Камалутдиновича ДД.ММ.ГГГГ., место рождения <адрес>, зарегистрирован с 13.04.2021г. по настоящее время по адресу: РД, <адрес>. <данные изъяты>, осуществляющий деятельность по эксплуатации автосервиса, расположенного по адресу: <адрес>), с нарушением санитарно-эпидемиологических правил, противоправными.
2.Обязать Камалутдинова Надира Камалутдиновича №., осуществляющего деятельность по эксплуатации автосервиса, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>) обеспечить:
- проведение мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями п.2 Постановления Правительства Российской федерации №222 от 03.03.2018г. «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
-обеспечить соблюдение предельно-допустимых уровней шума, в соответствии с требованиями табл. 5.35 СанПиН 1.2.3685-21, при работе автосервиса, по адресу: РД<адрес>
3. Приостановить деятельность автосервиса, расположенного по адресу: РД<адрес>), до устранения нарушений санитарного законодательства.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по РД (по доверенности) Гаджиев М.М. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить иск по изложенным в нем основаниям.
Ответчик Камалутдинов Н.К. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что истцом не доказан факт оказания негативного воздействия на окружающую среду или здоровье граждан.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения" санитарно -эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
Благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ " О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения" санитарно -эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно -противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Так, Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан является территориальным органом федерального органа исполнительной власти и осуществляет надзор за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарно - эпидемиологического благополучия человека.
Как следует из материалов дела, ответчик Камалутдинов Н.К. в гаражном помещении своего жилого дома по <адрес> открыл автомастерскую по ремонту автомашин.
В Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан поступило обращение гр. Исаевой А.Г. о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства при функционировании автомастерской по ремонту автомашин, расположенного по адресу: <адрес>).
Судом установлено, что в целях рассмотрения поступившего в Управление обращения, специалистами ФБУЗ «ЦГиЭ в РД» по поручению Управления №1310 от 19.07.2023г. проведено санитарно-гигиеническое обследование от 27.07.2023г. фактов, указанных в обращении.
В ходе санитарно-гигиенического обследования от 27.07.2023г. выявлено следующее:
1.По адресу <адрес>) расположен автосервис по ремонту автомобилей. He соблюдается нормированное расстояние (автосервис, эксплуатируемый ответчиком отнесён к пятому классу, при котором размер санитарно-защитной зоны должен составлять 50 метров) от автосервиса до жилых домов (расположен впритык к жилому дому по адресу: <адрес> что является нарушением требований пп. 12.5.4, п. 12.5, раздела 12, таб. 7.1, главы 7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
2.Измеренный уровень шума в доме заявителя по адресу: РД, г.Махачкала, с/т Монтажник, д.405С свидетельствуют о том, что технологическое оборудование (гайковерт, компрессор) автосервиса является источником шума, подтверждается протоколом испытаний ФБУЗ «ЦГиЭ в РД» №2343ф от 28.07.2023г. и экспертным заключением к нему от 28.06.2023г. №10-13-1977-2023.
Измеренный эквивалентный уровень шума (при включенном технологическом оборудовании (гайковерт, компрессор) автосервиса) проникающий в зал жилого дома, расположенного по адресу: РД, <адрес> составляет 42,8 +- 0,8 дБА, что превышает предельно- допустимый уровень (ПДУ эквивалентного шума для дневного времени составляет 40дБА) и не соответствует требованиям ст.2, ст.8, ст.23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-Ф3 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.100, главы V, табл. 5.35 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", п.130, раздел VII, СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Фоновый эквивалентный уровень шума (при выключенном технологическом оборудовании (гайковерт, компрессор) автосервиса) проникающий в зал жилого дома, расположенного по адресу: РД, <адрес>, составляет 35,4 +- 0,8 дБА, что не превышает предельно-допустимый уровень (ПДУ эквивалентного шума для дневного времени составляет 40дБА) и соответствует требованиям п. 100, главы V, табл. 5.35 СанПиН 1.2.3685-21.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 23 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999г. № 52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно нормам ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-Ф3 «O санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. №554, в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.
Пунктом 5.1. раздела V СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, установлено что, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Согласно п.2.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
В соответствии с п.130, главы 7 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" уровни физических факторов воздействия на человека в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Длительное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышенную усталость, нарушения нормальной деятельности сердечнососудистой и нервной системы, пищеварительных и кроветворных органов.
Соответственно законодателем, в целях защиты конституционных прав на благоприятную природную среду и условия проживания населения, определена обязанность юридических лиц строгого исполнения требований санитарного законодательства как составной части осуществляемой ими деятельности.
Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Таким образом, вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении Камалутдиновым Надиром Камалутдиновичем 12.02.1987r.p., осуществляющим деятельность по эксплуатации автосервиса, расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрирован с 13.04.2021г. по настоящее время по адресу: РД, <адрес>. № установленных требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении своей деятельности, что тем самым представляет серьезную опасность окружающей среде и здоровью населения в виду возможности возникновения и распространения различных заболеваний.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При указанных обстоятельствах, суд находит иск подлежащим удовлетворению, поскольку доводы истца, отраженные в исковом заявлении, нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания и признаются судом достоверными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по РД к Камалутдинову Надиру Камалутдиновичу об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства, удовлетворить.
Признать действия Камалутдинова Надира Камалутдиновича ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения <адрес> осуществляющий деятельность по эксплуатации автосервиса, расположенного по адресу: <адрес>), с нарушением санитарно-эпидемиологических правил, противоправными.
Обязать Камалутдинова Надира Камалутдиновича ДД.ММ.ГГГГ деятельность по эксплуатации автосервиса, расположенного по адресу: <адрес> обеспечить:
- проведение мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями п.2 Постановления Правительства Российской федерации №222 от 03.03.2018г. «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
-обеспечить соблюдение предельно-допустимых уровней шума, в соответствии с требованиями табл. 5.35 СанПиН 1.2.3685-21, при работе автосервиса, по адресу: РД<адрес>
Приостановить деятельность автосервиса, расположенного по адресу: <адрес>), до устранения нарушений санитарного законодательства.
Резолютивная часть решения оглашена 29 ноября 2023 года.
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 06 декабря 2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.Г. Абдурахманов
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |