Дело №а-1470/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 сентября 2021 года г.Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Анякиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ситницкого Ю. Г. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения,
установил:
Ситницкий Ю.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее Департамент), в котором просил признать незаконным решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-4207/21 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 91:01:048002:282 в собственность без проведения торгов за плату; возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении государственной услуги.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>. С целью реализации исключительного права на предоставление земельного участка под домом истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, в удовлетворении которого административным ответчиком отказано по причине превышения площади испрашиваемого земельного участка установленных региональными нормативами максимальных размеров земельных участков, выделяемых для индивидуального жилищного строительства в городе Севастополе. Полагает указанный отказ незаконным, поскольку на территории города Севастополя правила землепользования и застройки не утверждены, фактическое землепользование спорным земельным участком сложилось с 1991 года. Кроме того, Ситницкий Ю.Г. указал, что схема расположения земельного участка была ранее утверждена административным ответчиком.
Административный истец, представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Учитывая, что административный истец, административный ответчик извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка не признана судом обязательной, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Ситницкий Ю.Г. является собственником жилого дома, площадью 30,9 кв.м., год завершения строительства 1980, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст.12.2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" до ДД.ММ.ГГГГ гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, либо после дня вступления в силу Федерального конституционного закона при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня вступления в силу Федерального конституционного закона.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 549-РДЗ утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь".
Пунктом 1.2.2. указанного Регламента государственная услуга предоставляется по заявлениям физических и юридических лиц, обладающих правом на получение земельного участка без торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации оснований, в случае если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", либо их уполномоченных представителей, а также участников свободной экономической зоны, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
На основании заявления Ситницкого Ю.Г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка под принадлежащим ему жилым домом Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя издано распоряжение №-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по адресу: РФ, г.Севастополь, <адрес>, площадью 2015 кв.м. Также указанным распоряжением предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 2015 кв.м. в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Ситницким Ю.Г. заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка, площадью 2015 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, сроком на 48 лет.
Ситницкий Ю.Г. с целью реализации права на предоставление земельного участка под принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимости обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением, в котором просил о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность без проведения торгов за плату.
Решением №ГУисх.4207/21 от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку площадь испрашиваемого земельного участка согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории превышает размер земельного участка для размещения индивидуального жилого дома на территории сельских населенных пунктов, установленный постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении Региональных нормативов градостроительного проектирования города Севастополя».
В соответствии с п.п.3 п.5 ст.39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены в статье 39.16 ЗК РФ.
Между тем, указанная норма права не содержит в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность как несоответствие максимальным размерам земельных участков, установленных градостроительными регламентами или иными актами органов государственной власти.
Согласно п.п.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
В соответствии с п.п.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ снованием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу ч.1 ст.11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с п.2.11 Региональных нормативов градостроительного проектирования города Севастополя, утверждённых Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 317-ПП предельный максимальный размер земельного участка, выделяемого под индивидуальный жилой дом на территории сельских населенных пунктов составляет 1500 кв.м.
С учетом вышеизложенных норм права, превышение максимальных размеров земельного участка, установленных Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 317-ПП, могло являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Между тем, административным ответчиком издано распоряжение о предварительном согласовании предоставления Ситницкому Ю.Г. земельного участка, площадью 2015 кв.м., расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, на основании которого данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, и впоследствии с истцом заключен договор аренды данного участка.
Учитывая изложенное, превышение максимальных размеров земельного участка, установленных Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 317-ПП, в силу действующего законодательства основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов не является.
Также в оспариваемом решении административного ответчика имеется ссылка на п.п.1 п.2.9 административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов за плату", послуживший основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно п.п.1 п.2.9.1 административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов за плату", утвержденного Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 523-РДЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги указывает на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Поскольку Ситницкий Ю.Г. является собственником жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, он в силу положений п.1 ст.39.20 ЗК РФ обладает исключительным правом на приобретение указанного земельного участка, что свидетельствует о незаконности отказа административного ответчика в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов за плату со ссылкой на вышеуказанный пункт административного регламента.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Согласно статье 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
На основании установленных обстоятельств по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не предоставлены доказательства, достоверно свидетельствующие о наличии законных оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Учитывая изложенное, исковые требования Ситницкого Ю.Г. о признании незаконным отказа административного ответчика суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд, признав незаконным решение административного ответчика, считает необходимым в соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность повторно в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление административного истца о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов за плату. Исходя из целей и задач административного судопроизводства, именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права истца, а срок достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ситницкого Ю. Г. удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-4207/21 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 91:01:048002:282 в собственность без проведения торгов за плату.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Ситницкого Ю. Г. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 91:01:048002:282 в собственность без проведения торгов за плату.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В.Просолов