УИД: 59RS0004-01-2021-002065-57
Дело № 2а-1805/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2021 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.
при секретаре Дорофеевой К.А.,
с участием представителя административного ответчика прокуратуры Пермского края – Головина Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ольковой Е.Ю. к прокуратуре Пермского края, заместителю начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства - начальнику отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики прокуратуры Пермского края Мальцеву А.Н. о признании действий незаконными, возложении обязанности,
установил:
Олькова Е.Ю. обратилась в суд с административным иском к прокуратуре Пермского края, заместителю начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства - начальнику отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики прокуратуры Пермского края Мальцеву А.Н., просит признать действия по направлению жалобы от ДД.ММ.ГГГГ в части доводов об ограничении прав на осуществление волонтерской деятельности по признакам дискриминации, восстановлении данных прав, нарушения порядка рассмотрения обращения от ДД.ММ.ГГГГ начальником контрольного департамента администрации г.Перми в адрес прокурора г.Перми Дымолазова В.С., незаконным, обязать рассмотреть жалобу от ДД.ММ.ГГГГ в части вопросов, направленных в адрес прокурора г.Перми Дымолазова В.С. и дать мотивированный ответ по существу.
В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в адрес прокуратуры Пермского края с жалобой на действия/бездействия государственных органов, должностных лиц при рассмотрении обращения от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес главного федерального инспектора по Пермскому краю Половникова С.В. В указанной жалобе обжаловались действия прокуратуры г.Перми по направлению обращения от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г.Перми и отсутствием реагирования прокуратуры города и прокурора Дымолазова В.С. на ответ контрольного департамента администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. На адрес электронной почты ДД.ММ.ГГГГ получен ответ из прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ за подписью Мальцева А.Н. о том, что обращение в части доводов об ограничении прав на осуществление волонтерской деятельности по признакам дискриминации, восстановлении данных прав, нарушения порядка рассмотрения обращений от ДД.ММ.ГГГГ начальником контрольного департамента администрации г.Перми направлено в адрес прокурора г.Перми Дымолазова В.С. Считает, что сотрудником прокуратуры Пермского края Мальцевым А.Н. нарушен п. 6 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006, запрещающий направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Кроме того, Мальцевым А.Н. нарушен п. 3.7 Инструкции, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45, запрещающий направлять жалобы на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Обратившись с жалобой в прокуратуру Пермского края, воспользовалась свои правом на обжалование действий и бездействия прокуратуры г.Перми и прокурора г.Перми Дымолазова В.С., в том числе непринятие прокуратурой города никаких мер после получения жалобы от ДД.ММ.ГГГГ, а также непринятие мер прокуратурой г.Перми в лице прокурора Дымолазова В.С. после получения ответа из контрольного департамента, направленного также в адрес прокуратуры г.Перми. В связи с чем, в силу п. 3.7 Инструкции жалоба от ДД.ММ.ГГГГ не могла быть направлена в адрес прокурора г.Перми Дымолазова В.С.
Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом (л.д.14), в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель административного ответчика прокуратуры Пермского края в судебном заседании с требованием не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д.15-17).
Административный ответчик заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства - начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики прокуратуры пермского края Мальцев А.Н. о месте и времени рассмотрения извещен судом, в судебное заседание не явился.
Суд, оценив доводы административного истца, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления, в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
ДД.ММ.ГГГГ Главным федеральным инспектором по Пермскому краю Половниковым С.В. в прокуратуру Пермского края для рассмотрения направлено обращение Ольковой Е.Ю. от 02.20.2020 на действия МКУ «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек» об отказе административному истцу в осуществлении волонтерской деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ данное обращение от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Пермского края направлено для рассмотрения в прокуратуру г.Перми.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г.Перми обращение Ольковой Е.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ направлено для рассмотрения главе г.Перми Самойлову Д.И.
ДД.ММ.ГГГГ Олькова Е.Ю. обратилась в прокуратуру Пермского края жалобой о нарушении её прав при рассмотрении обращения от ДД.ММ.ГГГГ, ограничении прав на осуществление волонтерской деятельности по признакам дискриминации, необоснованности и незаконности ответа начальника контрольного департамента администрации г.Перми, о привлечении к дисциплинарной ответственности за ненадлежащем исполнении служебных обязанностей и.о. прокурора г.Перми Лоскутова И.В., прокурора г.Перми Дымолазова В.С., о привлечении к административной ответственности главного федерального инспектора по Пермскому краю Половникова С.В., просила дать правовую оценку действиям заместителя начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края Мальцева А.Н. и привлечь его к дисциплинарной ответственности (л.д. 3-4).
ДД.ММ.ГГГГ. прокуратурой Пермского края данная жалоба в части доводов об ограничении прав на осуществление волонтерской деятельности по признакам дискриминации, восстановлении данных прав, нарушения порядка рассмотрения обращения от ДД.ММ.ГГГГ начальником контрольного департамента администрации г.Перми направлена прокурору г.Перми Дымолазову В.С., с одновременны уведомлением об этом заявителя на электронный адрес, указанный в обращении (л.д. 5).
В остальной части обращение Ольковой Е.В. рассмотрено прокуратурой Пермского края и ДД.ММ.ГГГГ заявителю заместителем прокурора Пермского края направлен ответ.
Проанализировав указные обстоятельства в совокупности с нормами права, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (ч.2).Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (ч.3).
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (ч.6)
Согласно названному закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
Органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством (пункты 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации»).
Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакция печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (статья 11 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1).
В соответствии с поименованными выше законами, Приказом Генерального Прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).
Пунктом 3 указанного приказа предписано, обеспечить рассмотрение обращений и организацию приема заявителей в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно п.3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений:
о принятии к разрешению;
об оставлении без разрешения;
о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
о направлении в другие органы;
о прекращении рассмотрения обращения;
о приобщении к ранее поступившему обращению;
о возврате заявителю.
Пунктом 3.2 Инструкции предусмотрено, что обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
В соответствии с п.3.5 Инструкции обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
Согласно п.3.7 Инструкции запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Как следует из содержания обращения Ольковой Е.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, заявитель оспаривает не только действия прокуратуры г.Перми по разрешению её обращения от ДД.ММ.ГГГГ, но также указывает, что по результатам рассмотрения её обращения от ДД.ММ.ГГГГ, перенаправленного прокуратурой г.Перми в адрес главы г.Перми Самойлова Д.И., начальником контрольного департамента администрации г.Перми Ворончихиной А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ направлен незаконный и необоснованный ответ, противоречащий п.п.3.1.3.1.8 Регламента работы по рассмотрению обращений граждан в администрации г.Перми. Полагает, что данный ответ подтверждает ограничение её прав на осуществление волонтерской деятельности по признакам дискриминации.
Поскольку прокуратурой г.Перми законность и обоснованность ответа начальником контрольного департамента администрации г.Перми Ворончихиной А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ на обращение административного истца не проверялась, обстоятельства наличия либо отсутствия ограничения прав Ольковой Е.А. на осуществление волонтерской деятельности по признакам дискриминации, также не оценивались, суд приходит к выводу, что направление прокуратурой Пермского края жалобы административного истца от ДД.ММ.ГГГГ в данной части для рассмотрения прокурору г.Перми, соответствует требованиям п.3.2 Инструкции.
Ссылка административного истца на п.3.7 Инструкции, запрещающий направление обращения на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, подлежит отклонению, поскольку жалоба Ольковой Е.Ю. в части доводов о незаконности действий и решений прокурора г.Перми Дымолазова В.С. и и.о. прокурора г.Перми Лоскутова И.В., не направлялась в прокуратуру г.Перми. Рассмотрение обращения от ДД.ММ.ГГГГ в указанной части осуществлялось прокуратурой Пермского края, что подтверждается ответом на обращение, направленным Ольковой Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Пермского края.
При таких обстоятельствах, поскольку обращение Ольковой Е.Ю. в части доводов о незаконности действий и решений сотрудников прокуратуры г.Перми разрешалось прокуратурой Пермского края, а доводы административного истца о необоснованности ответа начальника контрольного департамента администрации г.Перми Ворончихиной А.Ю., ограничение прав Ольковой Е.Ю. на осуществление волонтерской деятельности по признакам дискриминации, прокуратурой г.Перми ранее не рассматривались, какое-либо решение по ним не принималось, суд приходит к выводу, что права и законные интересы административного истца не нарушены, основания для признания действий административных ответчиков незаконными отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении заявленных административным истцом требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Ольковой Е.Ю. к прокуратуре Пермского края, заместителю начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства - начальнику отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики прокуратуры пермского края Мальцеву А.Н. о признании действий незаконными, возложении обязанности – отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий - подпись (Л.Ю. Дульцева)
<данные изъяты>
<данные изъяты>