Мотивированное решение составлено 22 марта 2019 года
Дело № 2а-477/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2019 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе
Председательствующего судьи Лазаревой М.И.
При секретаре Кузиковой Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Хуторского казачьего общества «Елизаветинская» казачьего общества «Азовский юрт» Ростовского казачьего округа Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» к административным ответчикам ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области, Окружному казачьему обществу Ростовский округ войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», заинтересованные лица: Администрация Елизаветинского сельского поселения Азовского района Ростовской области, Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское», Юртовое казачье общество «Азовский Юрт» Окружного казачьего общества Ростовский округ войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» о признании отказа незаконным, обязании не чинить препятствия во внесении изменений в устав, признании устава согласованным,
УСТАНОВИЛ:
ХКО «Елизаветинская» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Главного управления Министерства юстиции РФ по РО в части отказа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ХКО «Елизаветинская» и обязании Окружное казачье общество Ростовский округ Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» не чинить препятствий во внесении изменений в Устав ХКО «Елизаветинское», признании согласованным Окружным казачьим обществом Ростовский округ Устава ХКО «Елизаветинское».
В обоснование административных исковых требований ХКО «Елизаветинское» указало, что зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц при создании на основании документов от «26» ноября 2014г., однако, не включено в реестр казачьих обществ.
При создании ХКО «Елизаветинская» было представлено согласие на использование наименования Казачьим обществом «Азовский юрт», Ростовским казачьим округом. а также Войсковым казачьим обществом «Всевеликое войско Донское». Устав был утвержден главами Елизаветинского и Рогожкинского сельских поселений. В 2014 году при регистрации создания юридического лица ХКО «Елизаветинское» были представлены все предусмотренные законодательством документы, что и явилось основанием для регистрации общества в качестве юридического лица.
В целях включения ХКО «Елизаветинская» в реестр казачьих обществ административным истцом неоднократно предпринимались попытки согласования внесения изменений в Устав ХКО «Елизаветинская» в части принятия членами общества обязательств по несению государственной и иной службы. Однако Ростовский казачий округ, в лице Могильного В.Н., направленные обществом документы всячески игнорировал, не подписывал и не направлял каких-либо замечаний.
Казачье общество «Азовский юрт», Ростовский казачий округ, Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское» были переименованы в Юртовое казачье общество «Азовский юрт». Окружное казачье общество Ростовский округ, Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское» соответственно. Однако ХКО «Елизаветинская» ни от одного из вышеперечисленных казачьих обществ информации о переименовании не поступало.
ХКО «Елизаветинское» 26 января 2018 года был проведен Большой круг, на котором было утверждено переименование общества с Хуторского казачьего общества «Елизаветинская» Казачьего общества «Азовский юрт» Ростовского казачьего округа Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» на Хуторское казачье общество «Елизаветинская» Юртового казачьего общества «Азовский юрт» Окружного казачьего общества Ростовский округ войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», а также утвержден Устав в новой редакции в соответствии с действующим законодательством.
Устав ХКО «Елизаветинская» в новой редакции был утвержден главами администраций Елизаветинского и Рогожкинского сельских поселений. Исполнительные органы, в части их касающейся, согласовали Устав: МО МВД России «Азовский», Отдел военного комиссариата Ростовской области по г. Азову и Азовскому району, Отдел ГОЧС Азовского района. В части, касающейся наименования, Устав согласован Юртовым казачьим обществом «Азовский юрт» и даже войсковым казачьим обществом «Всевеликое войско Донское». Однако Окружное казачье общество Ростовский округ, которое находится в подчинении войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», проигнорировало представленные ХКО «Елизаветинское» документы на согласование.
ХКО «Елизаветинское» обратилось в ГУ Министерства юстиции РФ по РО с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Решением ГУ Министерства юстиции РФ по РО от 19.07.2018 г. ХКО «Елизаветинское» обратилось было отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по тому основанию, что представленные на регистрацию документы не соответствуют положениям действующего законодательства.
Однако, по мнению административного истца, у него не имеется возможности исправить указанные Управлением недостатки, поскольку Окружное казачье общество Ростовский округ войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» незаконно отказывает ХКО «Елизаветинская» в согласовании Устава в части принятия членами общества обязательств по несению государственной и иной службы.
Кроме того, указывая на то, что ХКО «Елизаветинское» не со всеми органами согласовано принятие членами общества обязательств по несению государственной службы, Управление не сообщило, с какими конкретно органами данные обязательства не согласованы.
Действиями и бездействием Окружного казачьего общества, Главного управления Министерства юстиции РФ и РО нарушаются права ХКО «Елизаветинская» на внесение изменений в Устав и включение в реестр казачьих обществ, что и явилось основанием для обращения казачьего общества с настоящим административным иском в суд.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, положения действующего законодательства, административный истец просит суд признать незаконными действия Главного управления Министерства юстиции РФ по РО в части отказа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ХКО «Елизаветинская»; обязать Окружное казачье общество Ростовский округ Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» не чинить препятствий во внесении изменений в Устав ХКО «Елизаветинское»; признать согласованным Окружным казачьим обществом Ростовский округ Устава ХКО «Елизаветинское».
Представители ХКО «Елизаветинская» Овчинников С.В., Небабин А.В., действующие на основании доверенностей, в судебное заседание явились, административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просили удовлетворить.
Представитель Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» Хорунжий М.Ю., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, против удовлетворения административных исковых требований возражал, просил в иске отказать. Пояснил, что законных оснований для согласования принятия членами ХКО «Елизаветинская» обязательств по несению государственной и иной службы не имеется, поскольку предусмотренные для этого законодательством условия казачьим обществом не соблюдены. ХКО «Елизаветинская» не имеет никакого отношения к структуре казачьих обществ Ростовского округа, в общих делах казаков не участвует, о своей деятельности не отчитывается.
Атаман Окружного казачьего общества Ростовский округ войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» Могильный В.Н. в судебное заседание явился, против удовлетворения административных исковых требований возражал, просил в иске отказать. Пояснил, что ХКО «Елизаветинская» в установленным порядком в Окружное казачье общество Ростовский округ казачьего общества «Всевеликое войско Донское» не обращался, решение Большого круга о принятии членами казачьего общества обязательств по несению государственной и иной службы не представлял. Кроме того, ХКО «Елизаветинская» не является структурным подразделением Окружного казачьего общества, что следует, как из учредительных документов, так и из фактической деятельности административного истца, которая никаким образом не касается деятельности вышестоящих казачьих обществ. В общих делах казаки ХКО «Елизаветинская» не участвуют, действуют обособленно.
Атаман юртового казачьего общества «Азовский юрт» окружного казачьего общества Ростовский округ войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» Шокарев О.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения административных исковых требований возражал, просил в иске отказать. Пояснил, что ХКО «Елизаветинская» не является структурным подразделением юртового казачьего общества «Азовский юрт» окружного казачьего общества Ростовский округ войскового казачьего общества «Всевеликое войско, что следует из устава данного казачьего общества. ХКО «Елизаветинская» ведет самостоятельную деятельность, не связанную с деятельностью юртового казачьего общества, отчетов не представляет, на заседания Большого круга атаманов вышестоящих казачьих обществ не приглашает. Законных оснований для согласования Устава самостоятельного юридического лица не имеется, первоначально такое согласование было выдано ошибочно и впоследствии отозвано.
И.о. главы администрации Елизаветинского поселения Азовского района Ростовской области Ирхин А.Н. в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал, полагая из законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу п. 1 ст. 123.15 Гражданского кодекса Российской Федерации казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.
В соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 50 и п. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является некоммерческой организацией, относится к корпоративным юридическим лицам.
Согласно п. 1 ст. 6.2 ФЗ от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Согласно пункту 4 указанной статьи особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации.
В п. п. 4, 4.1, 5, 6 ч. 1 ст. 2 ФЗ "О государственной службе российского казачества" даны определения хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, в силу которых:
- хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы;
- районное (юртовое) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ;
- окружное (отдельское) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (Юровых) казачьих обществ;
- войсковое казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации.
Казачье общество согласно п. 2 ст. 6 ФЗ "О государственной службе российского казачества" для внесения в государственный реестр казачьих обществ в РФ представляет в государственный регистрирующий орган (Минюст) следующие документы:
1) устав казачьего общества, принятый на общем собрании (конференции) казачьего общества, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований и утвержденный в установленном порядке;
2) перечень казачьих обществ, входящих в состав окружного (отдельского) казачьего общества, войскового казачьего общества;
3) решение общего собрания (конференции) казачьего общества о ходатайстве о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в РФ;
4) нотариально удостоверенную копию свидетельства о государственной регистрации казачьего общества в качестве некоммерческой организации;
5) сведения об общей численности членов казачьего общества, о численности (фиксированной) членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы;
6) иные необходимые для государственной регистрации документы в соответствии с установленным порядком ведения государственного реестра казачьих обществ в РФ.
Указом Президента РФ от 07.10.2009 года № 1124 утверждено Положение о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы (далее – Положение).
Согласно п. 4 Положения члены хуторского, станичного, городского или районного (юртового) казачьего общества представляют в письменной форме заявления о принятии обязательств по несению службы на имя атамана соответствующего казачьего общества. Атаман казачьего общества представляет указанные заявления вместе с необходимыми документами на рассмотрение высшего представительного органа (общего собрания, круга, сбора, схода) хуторского, станичного, городского или районного (юртового) казачьего общества (далее - общее собрание казачьего общества).
Общее собрание казачьего общества на основании письменных заявлений членов казачьего общества принимает решение о принятии ими обязательств по несению службы. Решение общего собрания казачьего общества оформляется в письменной форме и подписывается атаманом казачьего общества (п. 5-6 Положения).
В соответствии с п. 8 Положения решение общего собрания казачьего общества должно быть согласовано с атаманом вышестоящего казачьего общества.
Решение общего собрания хуторского, станичного или городского казачьего общества, входящего в состав районного (юртового) казачьего общества, согласовывается с атаманом районного (юртового) казачьего общества.
Решение общего собрания районного (юртового) казачьего общества, входящего в состав окружного (отдельского) казачьего общества, а также решение общего собрания хуторского, станичного или городского казачьего общества, входящего непосредственно в состав окружного (отдельского) казачьего общества, согласовываются с атаманом окружного (отдельского) казачьего общества.
Решение общего собрания окружного (отдельского) казачьего общества, входящего в состав войскового казачьего общества, согласовывается с атаманом войскового казачьего общества.
Атаман районного (юртового) либо окружного (отдельского) казачьего общества в соответствии с установленными порядком и сроками уведомляет атамана соответствующего войскового казачьего общества о согласовании решения общего собрания нижестоящего казачьего общества о принятии членами этого казачьего общества обязательств по несению службы (п. 9 Положения).
Согласно п. 10 Положения пинятые членами казачьего общества обязательства по несению службы, согласованные в установленном порядке с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, отражаются в уставе казачьего общества.
Внесение изменений в устав казачьего общества осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 11 Положения).
Приказом Федерального агентства о делам национальностей от 23.11.2015 N 89 утвержден Порядок согласования принятых членами казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной службы с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (далее – Порядок).
Настоящий Порядок регламентирует процедуру согласования принятых членами хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских), войсковых казачьих обществ (далее - казачьи общества) обязательств по несению государственной или иной службы (далее - обязательств по несению службы) с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 Порядка атаман казачьего общества представляет в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органы местного самоуправления для согласования обязательств по несению службы письмо с просьбой о согласовании обязательств по несению службы с приложением копий следующих документов, заверенных в установленном порядке:
а) решение высшего представительного органа (общего собрания, круга, сбора, схода) казачьего общества (далее - общее собрание казачьего общества) о принятии членами казачьего общества обязательств по несению службы, подписанное атаманом казачьего общества, с указанием численности членов казачьего общества, представивших письменные заявления о готовности нести службу, по каждому виду службы отдельно;
б) сведения о количестве членов казачьего общества, заключивших в установленном порядке индивидуальные трудовые договоры, прилагаемые к указанному решению общего собрания казачьего общества;
в) согласование решения общего собрания:
хуторского, станичного или городского казачьего общества, входящего в состав районного (юртового) казачьего общества, - с атаманом районного (юртового) казачьего общества;
районного (юртового) казачьего общества входящего в состав окружного (отдельского) казачьего общества, а также общего собрания хуторского, станичного или городского казачьего общества, входящего непосредственно в состав окружного (отдельского) казачьего общества, - с атаманом окружного (отдельского) казачьего общества;
окружного (отдельского) казачьего общества, входящего в состав войскового казачьего общества, - с атаманом войскового казачьего общества.
Решение о согласовании обязательств по несению службы, в соответствии со своей компетенцией, принимает руководитель федерального органа исполнительной власти и (или) его территориального органа, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и руководитель органа местного самоуправления (п. 5 Порядка).
Судом установлено, что ХКО «Елизаветинское» (полное наименование - Хуторское казачье общество «Елизаветинская» казачьего общества «Азовский юрт» Ростовского казачьего округа войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское») зарегистрировано в качестве юридического лица 26.11.2014 г. УФНС по Ростовской области за ОГРН №, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРЮЛ от 26.11.2014 г.
Согласно а. 10 Устава ХКО «Елизаветинская» 2014 года, хуторское казачье общество – самостоятельное хуторское казачье общество, осуществляющее свою деятельность в Ростовской области на территории Елизаветинского сельского поселения и Рогожкинского сельского поселения Азовского района Ростовской области в пределах границ, согласованных с органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что в целях включения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации ХКО «Елизаветинская» обратилось в ГУ Минюста РФ по РО с заявлением о регистрации изменений, вносимых в Устав казачьего общества.
Решением заместителя начальника ГУ Минюста РФ по РО от 19.07.2018 г. (№ 61/03-13902 ХКО «Елизаветинская» было отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в связи со следующим:
- представленные документы противоречат законодательству Российской Федерации;
- необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью.
Из указанного решения административного ответчика следует, что 03.07.2018 в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области поступило заявление по форме № Р13001, утвержденной Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@ от 25.01.2012 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Организации.
В нарушение статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001, '2129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункта 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, в представленном пакете документов отсутствуют подлинники соответствующих документов.
В нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Устав не содержит описание эмблемы Организации, которая изображена на ее печати, и содержится в представленных документах.
Кроме того, Заявление, оформлено с нарушением Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования), утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@, а именно: тип адресных объектов в Заявлении указан с нарушением положений, установленных приложением 2 к Требованиям; в разделе 1 «Заявителем является» листа М Заявления не проставлено соответствующее цифровое значение.
Организацией не соблюдена процедура принятия обязательств по несению государственной и иной службы.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию соответственно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с Положением о порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальных органами договоров (соглашений) с казачьими обществами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2009 №80 порядок согласования принятых членами казачьих обществ обязательств по несению службы с федеральными органами исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется Министерством регионального развития Российской Федерации.
Согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.12.2009 № 554 согласование обязательств но несению службы федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправление осуществляется в части, отнесенной законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации к ведению этих органов.
Исходя из вышеизложенного, обязательства по несению государственной и иной службы согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления после приобретения казачьим обществом статуса юридического лица, посредством внесения соответствующих изменений в Устав.
Более того, в нарушение п. 8 Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 07.10.2009 № 1124, решение общего собрания районного (юртового) казачьего общества, входящего в состав окружного (отдельского) казачьего общества, а также решение общего собрания хуторского, станичного или городского казачьего общества, входящего непосредственно в состав окружного (отдельского) казачьего общества, согласовываются с атаманом окружного (отдельского) казачьего общества. Однако Организацией не представлено решение Большого круга о согласовании обязательств с атаманом окружного казачьего общества, а также не представлены согласования обязательств по несению конкретных видов служб с соответствующими государственными и иными органами.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. В связи с чем, пункт 8 Устава Организации необходимо дополнить с учетом требований вышеуказанной статьи.
Не согласившись с отказом, ХКО «Елизаветинская» оспорило его в суде.
Исследовав обстоятельства дела и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое казачьим обществом решение ГУ Минюста РФ по РО об отказе в регистрации изменений в Устав ХКО «Елизаветинская» является законным и обоснованным, поскольку принято административным ответчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и в пределах полномочий государственного органа.
Административным ответчиком был установлен факт представления ХКО «Елизаветинская» на регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, документов, не соответствующих действующему законодательства, а также не представления предусмотренных законом документов, что и явилось основанием для отказа в регистрации изменений в Устав ХКО «Елизаветинская».
Так, при рассмотрении административного дела административным истцом не оспаривалось, что на регистрацию были представлены копии документов; Устав ХКО «Елизаветинская», представленный на регистрацию, не содержал описания эмблемы Организации, которая изображена на ее печати (указанное нарушение также усматривается из Устава, имеющегося в материалах дела).
При таких обстоятельствах у ГУ Минюста РФ по РО не имелось законных оснований для регистрации изменений, вносимых в Устав ХКО «Елизаветинская».
Кроме того, как установлено судом, административным истцом пропущен срок на подачу в суд административного искового заявления об оспаривании решения государственного органа в связи со следующим.
По общему правилу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом, о нарушении своих прав административный истец узнал не позднее августа 2018 года, получив уведомление ГУ Минюста РФ по Ростовской области от 19.07.2018 г. об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Указанное обстоятельство подтверждается объяснениями представителя административного истца Овчинникова С.В., данными в судебном заседании 18.02.2019 г., что зафиксировано в протоколе судебного заседания от 18.02.2019 г.
С административным исковым заявлением ХКО «Елизаветинская» обратилось в суд 03 декабря 2018 г., то есть с пропуском срока, установленного ст. 219 КАС Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возложена на лицо, обратившееся в суд.
Оснований для восстановления пропущенного административным истцом срока в судебном заседании не установлено, поскольку ХКО «Елизаветинская» не указано обстоятельств, подтверждающих уважительность причин пропуска процессуального срока.
Данное обстоятельство с учетом части 8 статьи 219 КАС РФ является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Требование ХКО «Елизаветинская» об обязании Окружного казачьего общества Ростовский округ Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» не чинить препятствий во внесении изменений в Устав ХКО «Елизаветинское»; признании согласованным Окружным казачьим обществом Ростовский округ Устава ХКО «Елизаветинское», не подлежат удовлетворению, поскольку из вышеприведенных положений нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность казачьих обществ не усматривается обязанности окружного (отдельского) казачьего общества согласовывать устав хуторского, станичного (городского) казачьего общества, являющегося, согласно подп. 4 п. 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" первичным объединением граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона "О государственной службе российского казачества" обязательства членов казачьих обществ по несению государственной и иной службы отражаются в уставе казачьего общества по согласованию соответственно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Положением о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы», утвержденным Указом Президента РФ от 07.10.2009 г. № 1124, предусмотрено согласование решения общего собрания хуторского казачьего общества о принятии его членами обязательств по несению государственной и иной службы с атаманом районного (юртового) казачьего общества (п. 8 Положения).
Кроме того, п. 9 указанного Положения предусмотрена обязанность атамана районного (юртового) либо окружного (отдельского) казачьего общества уведомить атамана соответствующего войскового казачьего общества о согласовании решения общего собрания нижестоящего казачьего общества о принятии членами этого казачьего общества обязательств по несению службы.
При установленных в рамках рассмотрения настоящего дела обстоятельствах, с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства на окружное казачье общество не может быть возложена обязанность по согласованию устава хуторского казачьего общества.
Требований же к юртовому казачьему обществу «Азовский Юрт» Окружного казачьего общества Ростовский округ войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», связанных с согласованием решения о принятии членами ХКО «Елизавенинская» обязательств по несению государственной и иной службы, административным истцом не предъявлено.
Вместе с тем, суд полагает, что исходя из того, что казачьи общества представляют собой форму самоорганизации граждан, государство может вмешиваться во внутреннюю деятельность казачьих обществ только в случае, если это предусмотрено законом. Таким образом, суд не вправе вмешиваться в деятельность казачьих обществ, предрешать решения, принятые органами управления казачьих обществ по вопросам внутренней деятельности казачьих обществ.
Принимая во внимание вышеизложенные, суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований ХКО «Елизаветинская».
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░