11RS0001-01-2021-001327-41 дело №2-2869/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Мельниковой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 07 мая 2021 года гражданское дело по иску Воскобойниковой Надежды Валериевны, Воскобойниковой Анны Валерьевны, Митрофановой Зои Олеговны к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Город» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома,
установил:
Воскобойникова Н.В. (действуя за себя и как законный представитель несовершеннолетнего ... И.Н.), Воскобойникова А.В. и Митрофанова З.О. обратились в суд с иском, в котором просили обязать ООО «УК «Город» предоставить финансовые отчеты об исполнении договора управления домом ... за 2017-2020 годы, ежемесячные акты приемки выполненных работ от субподрядчиков по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расшифровку вида платежа «содержание и ремонт общего имущества», паспорта готовности и акты готовности многоквартирного дома к отопительному сезону, и произвести перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 01.04.2017 по 31.12.2020 на сумму 61 983,45 руб., ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по содержанию общего имущества дома ... и длительное невыполнение всех предусмотренных договором управления работ.
В судебном заседании истцы Воскобойникова Н.В. и Воскобойникова А.В. требования о перерасчете платы за содержание и ремонт общего имущества дома поддержали, пояснили, что указание в просительной части иска о возложении на ответчика обязанности предоставить финансовые отчеты, акты приемки выполненных работ, расшифровку вида платежа, паспорта и акты готовности к отопительному сезону, является ходатайством об истребовании доказательств, а не самостоятельным исковым требованием.
Истец Митрофанова З.О. просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика в суд не явилась. Ранее при рассмотрении дела возражала против удовлетворения требований истцов.
Заслушав объяснения истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что истцы являются долевыми собственниками квартиры ....
По результатам открытого конкурса по отбору управляющей компании с 01.04.2017 ответчик осуществляет управление многоквартирным домом ....
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 21.09.2018 №9/2464 многоквартирный дом ... признан аварийным и подлежащим сносу.
Порядок содержания общего имущества в многоквартирном доме регламентируется соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее – правила содержания общего имущества), Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее – Минимальный перечень услуг и работ), и правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила оказания услуг и выполнения работ), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290.
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Перечень работ и услуг, необходимых для надлежащего содержания общего имущества определяется в отношении каждого многоквартирного дома с учетом конструктивных элементов многоквартирного дома; наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых систем; наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома (пункт 3 Правил оказания услуг и выполнения работ).
Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Перечень обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме ..., был утвержден в составе конкурсной документации по отбору управляющей компании (л.д.76). Размер платы за содержание и ремонт общего имущества составил 21,61 руб. за 1 кв.м., а за вычетом стоимости услуг по вывозу твердых бытовых отходов (2,10 руб.) -19,51 руб. за 1 кв.м.
Исходя из указанной стоимости ответчик начисляет истцам плату за содержание и ремонт общего имущества ежемесячно в размере 1377,41 руб. (19,51 руб.*70,60кв.м.)
Доказательства того, что размер платы не соответствует реальным затратам по содержанию общего имущества многоквартирного дома ..., является чрезмерным и экономически необоснованным, в материалах дела отсутствуют.
В связи с этим, оснований полагать, что истцы должны производить оплату за содержание и текущий ремонт дома исходя из иного (меньшего) тарифа, не имеется. Возможность отказа собственника жилого помещения от внесения соответствующей платы законом не предусмотрена.
Признание дома аварийным и подлежащим сносу само по себе не является основанием для освобождения истцов от оплаты услуг по содержанию и ремонту жилого помещения, поскольку в силу норм действующего законодательства орган местного самоуправления обязан через выбор управляющей компании обеспечить выполнение работ и оказание услуг, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в данном доме, в том числе, путем выполнения поддерживающего ремонта.
При таких обстоятельствах, учитывая возмездный характер договора управления, а также обязанность собственников нести бремя содержания принадлежащего им имущества, начисление ответчиком платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома является правомерным.
Истцы указывают, что в период с начала управления домом ответчик не выполняет работы, предусмотренные договором управления, в связи с чем, просят произвести перерасчет начисленной им платы за содержание и ремонт общего имущества за период с 01.04.2017 по 31.12.2020 на сумму 61 983,45 руб. (1377,41 руб.*45 мес.).
Согласно части 10 статьи 156 ЖК РФ изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила).
В силу пункта 7 Правил, собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.
Устанавливая такой порядок, Правительство Российской Федерации в пункте 15 Правил определило, что факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ должен отражаться в акте, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В пункте 10 Правил предусмотрено, что в случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле, приведенной в указанном пункте Правил.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ согласно пункту 16 Правил составляется в порядке, который установлен правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Таким образом, перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги вследствие их ненадлежащего качества может быть произведен только на основании заявления потребителя (собственника или нанимателя жилого помещения) и акта, составленного на основании такого заявления ответственным лицом.
Поскольку пункт 16 Правил носит отсылочный характер, он не содержит запрета собственнику или нанимателю жилого помещения представлять суду любые доказательства, подтверждающие факт не предоставления услуг либо предоставления услуг ненадлежащего качества организацией, оказывающей такие услуги.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) процессуальная обязанность представить доказательства в подтверждение факта не выполнения работ или оказания услуг ненадлежащего качества лежит на истцах (потребителях), что согласуется и с положениями статьи 29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», предоставляющей потребителю различные правомочия по защите своих прав только в случае обнаружения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) и заявления об этом.
Между тем, имеющиеся в деле доказательства не подтверждают доводы истцов.
Представитель ответчика фактов не оказания услуг не признает.
Акты о выполненных работах ненадлежащего качества в установленном порядке не составлялись, истцы с претензиями (заявлениями) о невыполнении работ/неоказании услуг в период с 01.04.2017 по 31.12.2020 к ответчику не обращались, жалобы в орган жилищного надзора в этот же период не направляли.
Показания свидетелей ... С.А., ... Е.К. и ... В.Д. с достаточной степенью достоверности не подтверждают непрерывности невыполнения ответчиком предусмотренных договором управления работ в течение всего заявленного периода, не указывают на конкретные даты неоказания услуг, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.
Иных доказательств истцами не представлено.
Доводы истцов о том, что работы по очистке территории от снега, замене лампочек, дверных пружин, очистке крыши производятся жильцами самостоятельно, однозначно не свидетельствуют о невыполнении ответчиком данного вида работ.
В то же время, ответчиком представлены отчеты о выполненных работах за период с 2017 по 2020 гг., акты выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, акты выполненных работ по заявкам жильцов (л.д.78-94), акты проверки готовности к отопительному сезону, акты обследования системы теплопотребления, акт обследования вентканалов, договор аренды транспортных средств, договор на выполнение работ по санитарному обслуживанию общего имущества в многоквартирных домах и др.
Таким образом, учитывая, что истцами не доказан факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по договору управления многоквартирным домом, их требования о перерасчете платы за содержание и ремонт общего имущества удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Воскобойниковой Надежде Валериевне, Воскобойниковой Анне Валерьевне, Митрофановой Зое Олеговне в удовлетворении требований к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Город» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 01.04.2017 по 31.12.2020.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 14.05.2021.
Председательствующий О.Л. Саенко