г. Сыктывкар Дело № 2-198/2022 г. (№ 33-3582/2022 г.)
УИД 11RS0004-01-2021-003238-66
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 июня 2022 года дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми на дополнительное решение Печорского городского суда Республики Коми от 9 марта 2022 года, по которому:
взысканы с Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми в пользу Мохонько И.И. проценты (денежная компенсация) за задержку выплаты заработной платы в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок суммы (97 771,41 рублей) за каждый день задержки, начиная с 19.01.2022 по день фактического расчета включительно;
взысканы с Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми в пользу Ковалевой Г.И. проценты (денежная компенсация) за задержку выплаты заработной платы в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок суммы (77 463,56 рублей) за каждый день задержки, начиная с 19.01.2022 по день фактического расчета включительно.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., представителя ответчика Яшиной О.Ю., судебная коллегия
установила:
Ковалева Г.И., Мохонько И.И. обратились в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми о взыскании недоплаченной компенсации четырехмесячного денежного содержания, недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за задержку выплаты заработной платы по день фактической уплаты долга, компенсацию морального вреда. В обоснование требований указали, что состояли в трудовых отношениях с ответчиком, замещая должности государственной гражданской службы. 30.06.2021 прекращен контракт с Ковалевой Г.И., 05.07.2021 - с Мохонько И.И. на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При исчислении четырехмесячного денежного содержания, подлежащего выплате при увольнении в связи с сокращением штата, и компенсации за неиспользованные отпуска, по мнению истцов, ответчиком не учтены в составе 12-ти месячного содержания материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установление фонда оплаты труда, что привело к уменьшению денежной выплаты в связи с прекращением служебных отношений. Мохонько И.И. недоплачено четырехмесячное денежное содержание в сумме 85 691,30 руб., а Ковалевой Г.И. - в сумме 52 723,16 руб. Также Мохонько И.И. недоплачена компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 22 057,86 руб., а Ковалевой Г.И. в сумме 28 437,40 руб. Поскольку ответчиком был нарушен установленный срок выплаты причитающихся истцу денежных средств при увольнении, истцы считают правомерным предъявление требований о выплате компенсации процентов за задержку Мохонько И.И. в сумме 6105,78 руб., Ковалевой Г.И. - 4569,33 руб. Учитывая факт нарушения ответчиком прав истцов, вины работодателя, а также с учетом требований разумности с ответчика истцы просят взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере по 15 000 рублей.
Представитель истцов доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Согласно дополнительному расчету указала, что сумма недоплаченного содержания Мохонько И.И. составляет 79 741,92 руб., компенсации за отпуск 20 737,84 руб. Также пояснила, что при расчете процентов по ст.236 Трудового кодекса РФ во внимание должен приниматься день прекращения служебного контракта.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Коми.
Решением Печорского городского суда Республики Коми от 18.01.2022 исковые требования Мохонько И.И. и Ковалевой Г.И. удовлетворены.
9 марта 2022 года судом принято дополнительное решение в части взыскания процентов за задержку причитающихся сумм, начиная с 19.01.2022 по день фактического расчета включительно.
Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми подана апелляционная жалоба на дополнительное решение суда со ссылкой на нарушение судом норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность дополнительного решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ковалева Г.И. в соответствии с приказом <Номер обезличен> с 20.03.2017 проходила государственную гражданскую службу в должности главного государственного налогового инспектора отдела учета и работы в Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми; Мохонько И.И. в соответствии с приказом <Номер обезличен> с 10.05.2017 проходила государственную гражданскую службу в должности главного государственного налогового инспектора отдела учета и работы в Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми от 15.06.2021 <Номер обезличен> «О прекращении (расторжении) служебного контракта с работниками (увольнении, освобождении от должности) с Мохонько И.И. был прекращен (расторгнут) служебный контракт с 05.07.2021. Согласно данному приказу Мохонько И.И. 05.07.2021 выплачена денежная компенсация в сумме 246 713,16 руб. в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с п.1.3 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и денежная компенсация в сумме 51 683,60 руб. за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет в количестве 25,74 дней.
Приказом УФНС России по Республике Коми от 08.02.2017 № 01-04/084@ произведена реорганизация Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Инте Республики Коми путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми от 16.06.2021 <Номер обезличен> «О прекращении (расторжении) служебного контракта с работниками (увольнении, освобождении от должности) с Ковалевой Г.И. был прекращен (расторгнут) служебный контракт с 30.06.2021. Согласно данному приказу Ковалевой Г.И. 30.06.2021 выплачена денежная компенсация в сумме 235 983,12 руб. в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с п.1.3 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и денежная компенсация в сумме 84 875,32 руб. за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет в количестве 46,16 дней.?
В указанный в иске расчетный период истцам Мохонько И.И. и Ковалевой Г.И. на основании приказов УФНС России по Республике Коми от 21.05.2021 <Номер обезличен>, от 28.04.2021 <Номер обезличен>, от 15.12.2020 <Номер обезличен>, от 02.12.2020. <Номер обезличен>, от 18.11.2020г. <Номер обезличен>, от 28.09.2020 <Номер обезличен>, от 14.09.2020 <Номер обезличен>, от 08.07.2020 <Номер обезличен> «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России в Республике Коми», утверждающих распределение средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по Республике Коми, произведены выплаты материального стимулирования, которые не были включены в расчет сумм подлежащих выплате Мохонько И.И. и Ковалевой Г.И. при увольнении.
Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми в материалы дела представлен расчет спорных сумм, произведенный в соответствии с Правилами от 06.09.2007 № 562 исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, который принят судом.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», разъяснениями Министерства финансов РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 и принимая во внимание расчет, представленный ответчиком, суд пришел к выводу о том, что истцу Мохонько И.И. с учетом сумм материального стимулирования подлежит взысканию недоплаченная сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении в сумме 79 731,91 руб., недоплаченная сумма компенсации отпуска при увольнении 20 735,50 руб. (без учета удержаний НДФЛ); истцу Ковалевой Г.И. подлежит взысканию недоплаченная сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении в сумме 52 723,16 руб., недоплаченная сумма компенсации отпуска при увольнении 28 437,40 руб. (без учета удержаний НДФЛ).
Также на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации суд взыскал в пользу Мохонько И.И. проценты за задержку выплаты заработной платы за период с 06.07.2021 по день вынесения судом решения в сумме 9040,59 руб., в пользу Ковалевой Г.И. - проценты за задержку выплаты заработной платы за период с 01.07.2021 по день вынесения судом решения в сумме 7304,81 руб., и предусмотренную ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсацию морального вреда по 3000 руб.
Решение суда от 18.01.2022 сторонами не обжалуется, а потому предметом апелляционного рассмотрения не является.
Вместе с тем, проверяя по жалобе ответчика дополнительное решение суда, судебная коллегия не может с ним согласиться по следующим основаниям.
Согласно статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Из буквального толкования положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленных работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Материальная ответственность работодателя за неисполнение решения суда данной нормой закона не предусмотрена.
Поскольку в данном случае обязанность ответчика по выплате недоначисленных сумм отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск за период с 19.01.2022 возникнет в связи с вступлением в законную силу судебного акта, оснований для применения положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей материальную ответственность работодателя, у суда не имелось, так как после вынесения судом решения между сторонами возникают гражданско-правовые отношения и соответственно на должника, не исполнившего своевременно решение суда, может быть возложена иная предусмотренная законом ответственность.
Кроме того, согласно положениям ст. ст. 242,1 и 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом правовой Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11.05.2012 № 804-О и от 13.02.2018 № 249-О, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Бюджетным кодексом РФ, которым определен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, кроме случаев, прямо поименованных в Бюджетном кодексе РФ. Положения Бюджетного кодекса РФ не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в соответствующий финансовый орган.
Поскольку процедура исполнения судебного акта об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, то за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган, а также в течение предусмотренного п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ срока на должника не может быть возложена ответственность за неисполнение решения суда.
Принимая во внимание, что финансирование расходов МИФНС России № 2 по РК осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год, в связи с чем исполнение судебных постановлений, по которым с МИФНС России № 2 по РК взыскиваются денежные средства, происходит по правилам, предусмотренным гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ, только по предъявлении исполнительного документа к исполнению. Иной порядок выплаты взыскателю бюджетных денежных средств законодательством не предусмотрен.
При таких обстоятельствах, требования истцов о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты после вынесения решения суда и до даты фактического перечисления денежных средств не подлежат удовлетворению, а дополнительное решение подлежит отмене.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
дополнительное решение Печорского городского суда Республики Коми от 9 марта 2022 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Ковалевой Г.И., Мохонько И.И. к Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми о взыскании процентов за задержку выплаты заработной платы за период с 19.01.2022 по день фактической уплаты долга, отказать.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02 июня 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: