Дело № 2-307/2023
УИД 44RS 0026-01-2023-000180-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 августа 2023 года п. Красное-на-Волге
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Артимовской А.В.,
с участием представителя ответчика Кузнецова А. Н.,
при секретаре Коминой А. Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления строительства и капитального ремонта Администрации г. Костромы к Соколову Александру Владимировичу о приведении переустроенного жилого помещения в прежнее состояние,
У С Т А Н О В И Л:
Управление строительства и капитального ремонта Администрации г. Костромы обратилось в суд с иском к Соколову Александру Владимировичу о приведении в прежнее состояние переустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а именно просили обязать ответчика в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу восстановить систему центрального отопления квартиры, демонтировав газовый котел.
Требования истец мотивирует тем, что в Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы (далее - Комитет) поступила информация от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Добродел» о произведенном самовольном переустройстве в <адрес>. Собственником квартиры является Соколов Александр Владимирович, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № №. ООО «УК «Добродел» было установлено, что в помещении <адрес> по вышеуказанному адресу выполнено переустройство системы центрального отопления на индивидуальное. Согласно пункта 2.1 Порядка приведения самовольно переустроенных и (или) перепланированных помещений в многоквартирном доме в прежнее состояние, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 18 мая 2020 года № 831, факт самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки помещений устанавливается функциональным органом Администрации города Костромы, уполномоченным на осуществление полномочий в сфере согласования переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах. Решением Думы города Костромы от 27 октября 2022 года № 186 «Об утверждении Положения об Управлении строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы» Комитет реорганизован и переименован в Управление строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы, в сферу деятельности которого, в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 2 Положения, входит согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах. Факт наличия самовольного переустройства и (или) перепланировки помещений (помещения) считается установленным в случае, в том числе, поступления в уполномоченный орган обоснованных обращений от организаций, физических и юридических лиц (в том числе организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами или оказывающих услуги по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах) об осуществлении собственниками (нанимателями) помещений самовольных переустройств и (или) перепланировок помещений. Обоснованность обращений подтверждается прилагаемыми заявителями актами обследования самовольно переустроенных и (или) перепланированных помещений, экспертными заключениями, а также документами (сведениями), имеющимися в распоряжении уполномоченного органа и полученными им в соответствии с пунктом 2.3.3 настоящего Порядка (пункт 2.2.2. Порядка). Собственник (наниматель) помещения обязан привести самовольно переустроенное и (или) перепланированное помещение в прежнее состояние в соответствии с требованиями действующего законодательства в 6-месячный срок с даты направления уведомления (пункт 3.2. Порядка). Истцом Соколову А. В. было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости приведения самовольно переустроенных и (или) перепланированных помещений в многоквартирном доме в прежнее состояние в срок до ДД.ММ.ГГГГ и представить документы, подтверждающие завершение работ по приведению жилого помещения в прежнее состояние. До настоящего времени собственником уведомление не исполнено.
В связи с тем, что срок исполнения уведомления истек ДД.ММ.ГГГГ, а также ответчиком нарушены требования законодательства, истец обратился в суд.
В судебное заседание представитель истца Управления строительства и капитального ремонта Администрации г. Костромы не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик по делу Соколов Александр Владимирович, надлежаще извещенный о времени, дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, действует через представителя Кузнецова Алексея Николаевича.
Представитель ответчика Кузнецов А. Н. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что квартира в рассматриваемом состоянии, то есть с установленным отоплением от газового котла, была приобретена его доверителем, то есть им работы по установке системы индивидуального отопления не осуществлялись. Вместе с тем, его доверителем были оформлены и согласованы все проектные решения с газоснабжающими организациями, заключен договор с поставщиком газа ООО «Новатэк-Кострома», регулярно оплачиваются коммунальные платежи за газ. Также Соколов А. В. обращался в Администрацию г. Костромы за согласованием проведенного переустройства, однако в согласовании переустройства ему было отказано. В том случае, если суд придет к выводу об удовлетворении требований истца, просил предоставить срок для исполнения решения суда не менее № месяцев, до окончания отопительного сезона № годов, поскольку выполнение решения суда зависит от подачи и прекращении подачи отопления в многоквартирный дом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ООО «Управляющая компания «Добродел» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлял.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, АО «Газпром газораспределение Кострома» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения по делу, в которых указал, что согласно архивным данным в отношении спорной квартиры ДД.ММ.ГГГГ выданы технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации. В соответствии с указанными техническими условиями ООО «Гидротерм» была разработана проектная документация. Переустройство жилого помещения в соответствии с проектной документацией было проведено ДД.ММ.ГГГГ. Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, МУП г. Костромы "Городские сети" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет поставку тепловой энергии для целей отопления многоквартирного <адрес> В настоящее время сведения о начислении платы за коммунальную услугу отопление в отношении спорной квартиры в предприятии отсутствуют. Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав Кузнецова А. Н., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. п. 1 - 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. ст. 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, являются переустройством жилого помещения, которое должно производиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Поскольку переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 ЖК РФ и положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ч. 1).
Решение о согласовании является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (ч.ч. 5, 6).
В силу ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
В силу ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, определено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Поскольку система центрального отопления дома относится к общему имуществу, то согласно части 3 статьи 36, части 2 статьи 40 ЖК РФ, согласование переустройства и перепланировки помещения в данном случае возможны только с согласия собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно Требованиям к схемам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 года № 154, в схему теплоснабжения включаются условия применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, определение условий организации централизованного и индивидуального отопления.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, ответчик Соколов Александр Владимирович с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>, площадью 94,5 кв. м. Квартира находится на 10 этаже многоквартирного жилого дома, который подключен к системе центрального отопления и газоснабжения.
Указанный дом находится в управлении ООО "Управляющая компания "Добродел".
В качестве доказательства выявления нарушения ответчиком правил пользования общим имуществом многоквартирного дома по адресу: <адрес> истцом представлен составленный ООО "Управляющая компания "Добродел" акт обследования жилого помещения по вышеуказанному адресу от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражено, что при обследовании стояка горячего водоснабжения в помещении кухни квартир №, 86, 89 для замены, было обнаружено, что в <адрес> выполнено переоборудование центрального отопления и центрального горячего водоснабжения на индивидуальное газовое. Указанный акт явился основанием для обращения ООО "Управляющая компания "Добродел" в Комитетом по строительству и капитальному ремонту Администрации <адрес> с целью подтверждения законности выполненной перепланировки.
Актом обследования ООО "Управляющая компания "Добродел" от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в <адрес> дома по адресу: <адрес> установлен газовый котел. Присоединений к общедомовым сетям отопления не установлено. Стояки общедомового отопления заглушены. Горячая вода осталась центральная.
Ответчиком в обоснование правомерности действий по переустройству системы отопления в квартире представлены выданные ОАО "КостромаОблгаз" технические условия № от ДД.ММ.ГГГГ на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом с направлением использования газа для пищеприготовления, отопления и ГВС путем присоединения к существующему внутреннему газопроводу с установкой котла-колонки и счетчика.
В ДД.ММ.ГГГГ. по заказу ФИО5 на основании технических условий, ООО "ГидроТерм" была подготовлена проектная документация № по установке индивидуального теплоснабжения <адрес>
Строительство в соответствии с проектом начато ДД.ММ.ГГГГ, окончено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69).
Согласно акту приемки внутридомового газопровода в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ ОАО "Костромаоблгаз" приняло данный объект и указало, что газооборудование смонтировано в соответствии с проектом, выполненным ООО "ГидроТерм" №.
Актом сдачи-приемки работ № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в эксплуатацию введен газовый котел "Vaillant", оборудование готово к эксплуатации.
Работы по переустройству системы отопления в квартире ответчиком в установленном порядке с органом местного самоуправления не согласовывались.
В соответствии с п. 8 ч. 8 ст. 42 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденного решением Думы города Костромы от 26 мая 2005 года № 41 "О принятии Устава муниципального образования городского округа город Кострома (в новой редакции)", органом осуществляющим согласование является Администрация г. Костромы
От лица Администрации г. Костромы указанные полномочия непосредственно осуществляет Управление строительства и капитального ремонта Администрации г. Костромы (ранее - Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы).
Отсутствие согласования в установленном законом порядке переустройства системы отопления явилось основанием для направления ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом – Комитетом по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы в адрес ответчика уведомления № о необходимости приведения самовольно переустроенных и (или) перепланированных помещений в многоквартирном доме в прежнее состояние.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).
Согласно пункту 2.1 Порядка приведения самовольно переустроенных и (или) перепланированных помещений в многоквартирном доме в прежнее состояние, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 18 мая 2020 года № 831 (далее – Порядок № 831 ), факт самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки помещений устанавливается функциональным органом Администрации города Костромы, уполномоченным на осуществление полномочий в сфере согласования переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах, которым на момент направления уведомления являлся Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы.
В соответствии с п. 3.2 Порядка № 831 собственник (наниматель) помещения обязан привести самовольно переустроенное и (или) перепланированное помещение в прежнее состояние в соответствии с требованиями действующего законодательства в 6-месячный срок с даты направления уведомления.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести квартиру по адресу: <адрес> прежнее состояние, а именно демонтировать установленный газовый котел, восстановить систему центрального отопления квартиры, представить в адрес органа документы, подтверждающие приведение самовольно переустроенного помещения в прежнее состояние. В установленный срок предписанные действия ответчиком не выполнены.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке квартиры по адресу: <адрес>, в котором просил согласовать переустройство, связанное с установкой индивидуального газового отопления.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Комитетом по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы ответчику отказано в согласовании переустройства квартиры в связи с тем, что не представлено согласие собственников многоквартирного дома на уменьшение части общего имущества, а также не представлен проект на переустройство и (или) перепланировку системы отопления, согласованный с ресурсоснабжающей организацией, в представленном проекте на переустройство и перепланировку конфигурация квартиры не соответствует конфигурации квартиры, содержащейся в техническом паспорте, находящимся на хранении в ОГБУ "Костромаоблкадастр - Областное БТИ". Указанный отказ не противоречит ст. 26 ЖК РФ.
Согласно информации, предоставленной ПАО «ТГК-2», оказывающего коммунальную услугу отопления в многоквартирный дом до ДД.ММ.ГГГГ информация о наличии разрешительной документации на переустройство жилого помещения № по адресу <адрес> отсутствует. В связи с этим Государственной жилищной инспекцией Костромской области в адрес ПАО «ТГК-2» вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований п. 42(1) Правил со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ. По результатам выполнения предписания в мае ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету №, открытому по адресу: <адрес>, восстановлены начисления по коммунальным услугам «Отопление» и «Горячее водоснабжение», по коммунальной услуге «Отопление» выполнен досчет в размере 46198,01 руб. Ответчиком услуги ПАО "ТГК -2" оплачены, задолженность отсутствует.
Согласно пункту 3 статьи 36 ЖК РФ, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительство хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, на реконструкцию, перепланировку или переустройство помещений, затрагивающую общее имущество многоквартирного дома, также требуется согласие всех собственников помещений в данном доме.
Работы, фактически выполненные ответчиком в виде работ по переустройству в виде установки газового котла для автономного отопления затрагивают элементы общего имущества многоквартирного дома: систему теплоснабжения и горячего водоснабжения жилого дома.
При проведении указанных работ по переустройству и перепланировке необходимо получить согласие всех собственников многоквартирного дома.
Газоиспользующее оборудование по существу является источником повышенной опасности, представляя потенциальную опасность возникновения пожара, взрыва, и как следствие, причинение вреда жизни и здоровью людей, а также крупного материального ущерба. Установка газового оборудования в жилом помещении создает реальную угрозу и опасность жильцам дома, с которыми в установленном порядке монтирование газового оборудования и переход на автономное газовое отопление не согласованы.
Протокол общего собрания собственником помещений многоквартирного дома с принятым 100% собственников решением о даче согласия ответчику на установку индивидуального газового отопления не представлен.
Изменения в части сведений о системе отопления в находящийся на хранении в ОГБУ "Костромаоблкадастр - Областное БТИ" технический паспорт жилого дома по адресу: <адрес>, и в план <адрес> указанного дома не внесены.
Согласно схемы теплоснабжения города г. Костромы для дома по адресу: <адрес> предусмотрено централизованное теплоснабжение от источника тепловой энергии – котельной, расположенной по адресу: <адрес>
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что работы, связанные переустройством квартиры по адресу: <адрес>, установкой отопления от газового котла и демонтажем части системы центрального отопления, выполнены ответчиком самовольно, без соответствующего разрешения органа местного самоуправления, предусмотренного статьей 26 ЖК РФ.
Довод представителя ответчика о том, что ответчиком квартира была уже приобретена с системой отопления от газового котла не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно представленным в материалы дела ответчиком документам, строительство в соответствии с проектом № по установке индивидуального теплоснабжения от газового котла <адрес> доме по адресу: <адрес>, выполненным ООО "ГидроТерм", начато ДД.ММ.ГГГГ, а окончено ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из ЕГРН право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, то есть до выполнения работ и работы по переустройству, которые выполнялись в период времени когда ответчик уже являлся собственником квартиры.
В силу части 2 статьи 29 ЖК РФ лицо, самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение, несет предусмотренную законодательством ответственность.
В данном случае, суд полагает, что на ответчика подлежит возложению обязанность по восстановлению системы центрального отопления и демонтажу газового котла в квартире по адресу: <адрес>.
При установлении срока исполнения решения суда суд учитывает, что восстановление системы центрального отопления квартиры является сложным техническим процессом, исполнение которого зависит от подачи указанной коммунальной услуги в многоквартирный дом, в связи с чем, полагает, что исполнение решения суда в течение двух месяцев со дня вступления его в законную силу фактически будет проблематично, в связи с чем, полагает разумным срок для исполнения решения суда 8 месяцев.
В силу положений ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., поскольку истец при обращении в суд с данным иском освобожден от ее уплаты.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления строительства и капитального ремонта Администрации г. Костромы к Соколову Александру Владимировичу о приведении переустроенного жилого помещения в прежнее состояние, удовлетворить.
Обязать Соколова Александра Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ №, в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести квартиру по адресу: <адрес> прежнее состояние, а именно: восстановить систему центрального отопления квартиры по адресу: <адрес>, демонтировав газовый котел.
Взыскать с Соколова Александра Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ №, государственную пошлину в доход бюджета Красносельского муниципального района Костромской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.
Судья: А.В. Артимовская
Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2023 года
Судья: А.В. Артимовская