Дело 2-2138/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Георгиевск 21 сентября 2017 года
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Ивашиной Т.С.,
при секретаре Тарасянц А.Р.,
с участием истцов Бахаревой Ю.В., Бахарева С.С.,
представителя ответчика администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края – Парфенова И.В. на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бахаревой Ю.В., Бахарева С.С., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Алинчиевой У.Т., Алинчиевой М.Т., Бахарева И.С., Бахаревой В.С. к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
Бахарева Ю.В. и Бахарев С.С., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних Алинчиевой У.Т., Алинчиевой М.Т., Бахарева И.С., Бахаревой В.С., обратились в суд с иском к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края в котором просят суд: признать пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей ДД.ММ.ГГГГ в результате обильных дождей и наводнения на территории Георгиевского района, и обязать включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи в размере ... рублей на человека в результате наводнения в Георгиевском районе в ДД.ММ.ГГГГ года.
В обоснование исковых требований в заявлении истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ. истец Бахарева Ю.В. обратилась с заявлением в администрацию Георгиевского городского округа о включении ее и ее членов семьи в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи, так как помещение, в котором они проживали, оказалось в зоне чрезвычайной ситуации. Однако им отказано, поскольку на получение материальной и финансовой помощи имеют право граждане, зарегистрированные и постоянно проживающие в жилых помещениях, пострадавших от ЧС.
Согласно акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек в Георгиевском районе в ДД.ММ.ГГГГ г. от ДД.ММ.ГГГГ, истцы были признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной и материальной финансовой помощи.
В судебном заседании истцы Бахарева Ю.В., Бахарев С.С. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Георгиевского городского округа Парфенов И.В. возражал против удовлетворения исковых требований, просил в иске отказать, пояснив, что в соответствии с постановлением администрации Георгиевского городского округа СК от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка улиц, домов и дорог общего пользования населённых пунктов Георгиевского городского округа Ставропольского края, попавших в зону затопления и пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года», земельный участок с расположенными на нём строениями по <адрес>, находился в зоне затопления в результате ЧС. Данный земельный участок, приобретен Бахаревой Ю.В. по договору дарения от 03.04.2013г. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение по <адрес> - отсутствует.
Постановлением главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГг. №, утвержден основной общий список семей, проживающих на территории Георгиевского района, лишившихся жилья в результате наводнения, произошедшего в ДД.ММ.ГГГГ года на территории Южного федерального округа, где в Приложении 1.1 под № числится домовладение по <адрес>, в котором проживала семья Сачковой Д.В., в том числе: Сачкова Д.Г., глава семьи; Сачкова М.О., дочь; Кравцов Г.Г., отец; Поляков И.Н., брат матери.
Кроме того, в соответствии с Основным списком семей граждан, проживающих на территории Георгиевского района, лишившихся жилья в результате наводнения происшедшего в ДД.ММ.ГГГГ года на территории Южного федерального округа, и изъявивших желание использовать предоставленную субсидию на финансирование строительства жилого дома подрядным способом, за № числится семья Сачковой Д.В. в количестве 4 человек, которым предоставляется субсидия на строительство жилья общей ... кв.м.
После предоставления субсидии семье Сачковой Д.В., в соответствии с постановлением главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГг. № «О дальнейшей эксплуатации домовладений, пострадавших в результате наводнения, произошедшего в ДД.ММ.ГГГГ года на территории Южного федерального округа и признанных не пригодными для дальнейшего проживания», все домовладения, пострадавшие от наводнения, в т.ч. по <адрес>, были выведены из эксплуатации как жилые помещения, а на земельных участках было запрещено строительство ИЖС.
Кроме того, пунктом 1.9 данного постановления, была запрещена регистрация граждан по адресам домовладений, выведенных из эксплуатации. Соответственно истцы по данному адресу зарегистрированы не были и проживать не могли.
Исходя из этого, в ДД.ММ.ГГГГ года, истцы в списки граждан на получение единовременной материальной не включались. Учитывая то обстоятельство, что по данному адресу отсутствует жилое помещение и принимая во внимание тот факт, что государством уже ранее выплачены субсидии за пострадавшее домовладение по <адрес>, просит суд в исковых требованиях Бахарева С.С., Бахаревой Ю.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Алинчиевой У.Т., Алинчиевой М.Т., Бахарева И.С., Бахаревой В.С, о признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации природного характера и признании права на получение единовременной материальной помощи, отказать в полном объеме.
Представители ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, МО МВД России «Георгиевский», Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения гражданского дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив приведенные доказательства, суд считает, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подпунктом «г», «д» п.2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере ... рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - ... рублей на человека, за полностью утраченное имущество - ... рублей на человека.
Утвержденными МЧС России Методическими рекомендациями N 2-4-87-24-7 от ДД.ММ.ГГГГ по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, к имуществу первой необходимости рекомендовано относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Согласно абз. 2 п.5 Правил Правительства РФ органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. Меры социальной поддержки граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, кроме указанных нормативных актов, предусмотрены также Законом Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" и Порядком предоставления мер социальной под��������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�-�?�?�?�№�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�¦�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????????????????????�???????*??�?�?�??????�?????????????????�??????????????????????�????*??�?�?�??�????????*??�?�?�??�???�?�?�?�?�?�?�?
В соответствии с Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Как установлено в судебном заседании, в ДД.ММ.ГГГГ года произошло подтопление территории <адрес> в результате ЧС - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок.
В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ, указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Из материалов дела, в том числе акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, в зону затопления попал земельный участок по адресу: СК, <адрес>, имущество первой необходимости не пострадало.
Обращаясь в суд с иском, истцы просят признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ года, признать за ними право на получение единовременной материальной помощи в размере ... рублей, ссылаясь на то, что им отказано в выплатах в связи с отсутствием регистрации по месту их проживания по адресу: СК, <адрес>, в период чрезвычайной ситуации.
Вместе с тем, по смыслу приведенных выше нормативных актов, регулирующих спорные отношения сторон, обязательным условием для выплаты единовременной материальной помощи является постоянное проживание гражданина на момент чрезвычайной ситуации в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, для выплаты финансовой помощи - постоянное проживание в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества первой необходимости. При этом возникновение права пострадавших граждан РФ на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества не зависит от принадлежности им пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения на праве собственности.
Согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст.2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Требования к жилому помещению изложены в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Согласно Методическим рекомендациям по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Вороновым С.И. от ДД.ММ.ГГГГ №, к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Как следует из исследованных в судебном заседании письменных доказательств, жилой дом по адресу: <адрес>, в связи с затоплением в результате чрезвычайной ситуации в ДД.ММ.ГГГГ году выведен из эксплуатации, исключен из жилого фонда. Основанием к этому послужило Постановление главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГг. №, утвержден основной общий список семей, проживающих на территории Георгиевского района, лишившихся жилья в результате наводнения происшедшего в ДД.ММ.ГГГГ года на территории Южного федерального округа.
В данном постановлении под № числится домовладение по <адрес>, в котором проживала семья Сачковой Д.Г. в количестве 4 человек. Данным лицам была предоставлена субсидия на финансирование строительства жилого дома подрядным способом на ... человек общей площадью ... кв.м.
По делу установлено, что истцу Бахаревой Ю.В. на праве собственности принадлежит только земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, на данном земельном участке жилого строение не имеется, в связи с чем истцы в списки граждан на получение единовременной материальной помощи не включались.
Доказательств, подтверждающих нахождение жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, который соответствовал бы требованиям, предъявляемым к жилым помещениям согласно ст. 16 ЖК РФ, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш ИЛ :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ... ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░