Решение от 26.05.2022 по делу № 2-238/2022 (2-1925/2021;) от 21.12.2021

Дело №2-238/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2022 года           Ишимский городской суд Тюменской области

в составе:

    председательствующего судьи Хромова С.А.,

    при секретаре Подушковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Татьяны Рудольфовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> о взыскании денежного содержания и компенсации морального вреда, встречного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Ивановой Татьяне Рудольфовне о взыскании обязательных выплат в виде материальной помощи,

УСТАНОВИЛ:

Иванова Т.Р. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИНФС России по <адрес> (далее по тексту МИФНС по <адрес>, Инспекция). Требования мотивированы тем, что истец на основании служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ. находилась на государственной гражданской службе в МИФНС России по <адрес> в должности государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ была уволена с государственной гражданской службы по сокращению должности. После увольнения для проверки обоснованности произведенных выплат при увольнении, а также ранее выплаченных сумм обратилась с заявлением к ответчику. Проверив предоставленные    расчеты и установив занижение выплаты соответствующих сумм отпускных и суммы материального стимулирования истица обратилась с заявлением в Ишимскую межрайонную прокуратуру <адрес> с целью проведения проверки по данному факту. После внесения в адрес ответчика акта прокурорского реагирования, Ивановой Т.Р. инспекцией было добровольно выплачена компенсация в размере 48 406 рублей 36 копеек. После получения выплат истцу стало известно о неполном исчислении отпускных с ДД.ММ.ГГГГ, а так же начислении выплаты за неиспользованный отпуск в ДД.ММ.ГГГГ Истец считает, что МИФНС России по <адрес> нарушены её трудовые права как государственного гражданского служащего, в период службы неправильно определен размер среднего заработка для выплаты отпускных. При расчете сумм среднего заработка за период оплачиваемого отпуска не были учтены суммы выплаченных премий, а также средства материального стимулирования. Произведенная истцом проверка расчета сумм отпускных выплаченных в период ДД.ММ.ГГГГ на основании данных, отраженных в справках о доходах физических лиц, показала занижение выплат отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск. В связи с невыплатой данных сумм отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск истицей был произведен расчет процентов (денежной компенсации) в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации. Учитывая длительность нарушения работодателем порядка расчета сумм отпускных и несение в связи с этим нравственных и моральных переживаний, затраченного свободного времени на восстановление нарушенных прав, истец определяет размер компенсации морального вреда в 50000 рублей.

Просит восстановить Ивановой Т.Р. срок на обращение в суд с требованиями о взыскании денежного содержания за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5469 руб. 84коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2275 руб. 35 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6399 руб. 12 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7034 руб. 64 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5199 руб. 26 коп., в период за ДД.ММ.ГГГГ в размере 456 руб., 39 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14698 руб. 32 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2753 руб. 85 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5183 руб. 14 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3261 руб. 85 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8807 руб. 60 коп., поскольку о невыплате указанных сумм и нарушении своего права истец узнала только в процессе увольнения, после получения ДД.ММ.ГГГГ всех выплат по случаю сокращения.

Просила взыскать с Инспекции задолженность по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в размере 68846 руб. 94 коп., в том числе, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5469 руб. 84коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2275 руб. 35 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6399 руб. 12 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7034 руб. 64 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5199 руб. 26 коп., в период за ДД.ММ.ГГГГ в размере 456 руб., 39 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14698 руб. 32 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2753 руб. 85 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5183 руб. 14 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3261 руб. 85 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8807 руб. 60 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6822 руб. 54 коп., в период за ДД.ММ.ГГГГ в размере 485 руб. 04 коп. Взыскание денежной суммы 68846 руб. 94 коп. произвести за вычетом НДФЛ, подлежащего уплате в соответствующий бюджет. Взыскать денежную компенсацию (проценты) за задержку выплат по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи заявления в суд, в размере 20298 руб. 14 коп. Взыскание денежной компенсации (процентов) 20298 руб. 14 коп. произвести за вычетом НДФЛ, подлежащего уплате в соответствующий бюджет. Взыскать компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 3351 руб. 87 коп. Взыскание денежной суммы 3351 руб. 87 коп. произвести за вычетом НДФЛ, подлежащего уплате в соответствующий бюджет. Взыскать денежную компенсацию (проценты) за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи заявления в суд, в размере 636 руб. 30 коп. Взыскание денежной суммы 636 руб. 30коп. произвести за вычетом НДФЛ, подлежащего уплате в соответствующий бюджет. Взыскать денежную компенсацию (проценты) за каждый день задержки недовыплаченных сумм оплаты ежегодных отпусков в размере 68846 руб. 94 коп. и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 3351 руб. 87 коп., начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета включительно, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка России. Взыскание процентов (денежной компенсации) произвести за вычетом НДФЛ, подлежащего уплате в соответствующий бюджет. Взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. Взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20000 руб.

Ответчиком Межрайонной ИФНС России по <адрес> предъявлен встречный иск к Ивановой Т.Р. о взыскании в доход федерального бюджета сумм обязательных выплат в виде материальной помощи в целях социальной поддержки (т. 1, л.д. 223-229). Требования мотивированы тем, что в соответствии с действующим законодательством средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. При этом данные средства материального стимулирования не предусматриваются при расчете и формировании фонда оплаты труда. Из доведенного фонда оплаты труда выплачивается заработная плата, отпускные, материальная помощь к отпуску, единовременная выплата к отпуску, компенсация при увольнении, единовременные выплаты в связи с ведомственными награждениями (почетные грамоты, медали, ордена). Фонд оплаты труда доводится на год и доведенные лимиты должны быть использованы до конца финансового года в полном объеме. Поэтому сумма неиспользованного фонда оплаты труда, которая остается после всех обязательных выплат, была выплачена государственным гражданским служащим в виде материальной помощи в целях социальной поддержки, в том числе Ивановой Т.Р. была начислена (и выплачена за минусом налога на доходы физических лиц) в размере 106 126 руб., в том числе за ДД.ММ.ГГГГ 34 804 руб., за ДД.ММ.ГГГГ 28 890 руб., за ДД.ММ.ГГГГ 38 882 руб., за ДД.ММ.ГГГГ 3550 руб. Включение при исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске сумм материального стимулирования повлечет за собой отсутствие сумм неиспользованного фонда оплаты труда и как следствие невыплату государственным гражданским служащим материальной помощи в целях социальной поддержки. Исчисление сумм денежного содержания за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках по методике, указанной в исковом заявлении Ивановой Т.Р., не соответствует методике, доведенной до налогового органа, и повлекло бы невыплату обязательных выплат в виде материальной помощи в целях социальной поддержки. Потому Ивановой Т.Р. не подлежали бы выплате обязательные выплаты в виде материальной помощи в целях социальной поддержки в сумме 65 089 руб. 36 коп. (21178,95+23107,82+17252,59+3550).

Истица Иванова Т.Р. в судебное заседание не явилась, её представитель адвокат Рачева Е.В. в судебном заседании измененные исковые требования поддержала в полном объеме (т. 1, л.д. 141-142, т. 2, л.д. 17-18). С встречным иском не согласны по основаниям изложенным в письменных возражениях (т. 1, л.д. 250).

Представители ответчика Межрайонной ИФНС России по <адрес> Григорьева И.Г., Оленькова О.В. в судебном заседании с иском не согласились по доводам изложенным в письменных возражениях (т. 1, л.д. 79-88, т. 1, л.д. 161-175), встречный иск поддержали, на возражения по встречному иску от Ивановой Т.Р. представили встречные возражения (т. 1, л.д. 253-255).

    Представитель третьего лица ФКУ «Центр по обеспечению деятельности казначейства России» в лице межрегионального филиала ФКУ "ЦОКР" в <адрес> Прохоров С.А. в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на исковое заявление (т. 1, л.д. 190-191).

    Представитель третьего лица Управления ФНС России по <адрес> Важенина Н.О. в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения на иск (т. 1, л.д. 99-105).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает требования Ивановой Т.Р. подлежащими частичному удовлетворению, а требования встречного иска Инспекции не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ находилась на государственной гражданской службе в МИФНС России по <адрес> в должности специалиста 1 разряда отдела урегулирования задолженности (т. 1, л.д. 30-34).

Согласно условиям указанного служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Ивановой Т.Р. установлено денежное содержание, состоящее из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы,    ежемесячное денежное поощрение, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением утвержденным Представителем нанимателя, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Впоследствии указанными дополнительными соглашениями к контракту в денежное содержание включены оклад в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячная надбавка за выслугу лет.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Иванова Т.Р. была уволена с государственной гражданской службы по сокращению должности (т. 1, л.д. 35)

Истица обратилась в МИФНС России по <адрес> с заявлением о предоставлении информации о порядке расчета компенсации за неиспользованный отпуск, ранее выплаченных отпускных с ДД.ММ.ГГГГ по день увольнения (т. 1, л.д. 49), а также просила произвести перерасчет начисленных отпускных (т. 1, л.д. 50).

Истица обратилась в Ишимскую межрайонную прокуратуру с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, содержащим просьбу об организации проверки по вопросу расчета и выплаты отпускных, компенсации отпуска при увольнении (т. 1, л.д. 56-57).

Согласно ответу из Ишимской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления Ивановой Т.Р. в адрес начальника Инспекции вынесено представление об устранении нарушений закона (т. 1, л.д. 58).

Согласно справок о доходах истца за ДД.ММ.ГГГГ и расчетных листков Ивановой Т.Р. в указанный период выплачивались средства материального стимулирования в различных суммах (т. 1, л.д. 38-48, л.д. 230-247).

    По запросу суда ответчиком, оспаривавшим произведенный истицей с учетом выплаченных средств материального стимулирования расчет денежного содержания при начислении оплаты отпусков и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, представлены расчеты за указанные в иске периоды отпусков и компенсации при увольнении, выполненные с учетом выплаченных Ивановой Т.Р. сумм средств материального стимулирования (т. 1, л.д. 112-139).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Ввиду изложенного доводы ответчика о том, что при расчете денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске средства материального стимулирования не подлежат включению в расчет выплат, подлежат отклонению.

Инспекцией заявлено о пропуске истцом годичного срока обращения в суд с требованиями в части занижения оплаты отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стороной истца заявлено ходатайство о восстановлении данного срока.

Согласно положений ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Предусмотренный частью 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ годичный срок для обращения в суд по указанным трудовым спорам является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством. Однако такой срок, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника и по своей продолжительности является достаточным для обращения в суд; при пропуске срока по уважительным причинам он согласно части четвертой указанной статьи может быть восстановлен судом.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.

Согласно п.10, ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

В судебном заседании представителем Ивановой Т.Р. не оспаривалось, что выплата отпускных осуществлялась при прохождении службы в установленные законом сроки, расчетные листки выдавались ежемесячно.

С иском в суд Иванова Т.Р. обратилась ДД.ММ.ГГГГ почтовой связью (т. 1, л.д. 61), то есть в пределах годичного срока для взыскания сумм отпускных с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период за ДД.ММ.ГГГГ и компенсации за неиспользованный отпуск. В остальной части требований о взыскании отпускных сроки обращения в суд пропущены.

При этом доказательств уважительности причин пропуска срока по требованиям о взыскании недоначисленных выплат за ДД.ММ.ГГГГ не представлено, указанные в ходатайстве о восстановлении срока обращения в суд причины уважительными признаны быть не могут, поскольку отпускные выплачивались в установленные сроки, истице был известен их размер, а также состав своего денежного содержания, размеры полученных ею выплат, включая суммы средств материального стимулирования.

Ввиду изложенного во взыскании денежного содержания за периоды нахождения в очередных ежегодных оплачиваемых отпусках с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. належит отказать ввиду пропуска срока обращения в суд и отсутствия уважительных причин для восстановления данного срока. В остальной части требования о взыскании денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период за ДД.ММ.ГГГГ и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении подлежат удовлетворению, поскольку выплаченные средства материального стимулирования (СМС) подлежат включению в соответствующий расчет в размере 1/12 фактически произведенных выплат.

С ответчика в пользу истца надлежит взыскать за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6822 рубля 54 копейки, в период за ДД.ММ.ГГГГ в размере 485 рублей 04 копейки, а также взыскать компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении 3 351 рубль 87 копеек (т. 1, л.д. 143-146). Взыскание данных денежных средств надлежит осуществлять за вычетом подлежащего уплате НДФЛ.

Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, закрепленных в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Этому праву работника в силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Ввиду изложенного с ответчика в пользу истца надлежит взыскать проценты за задержку выплаты отпускных в размере 737 рублей 96 копеек, проценты за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 636 рублей 30 копеек (т. 1, л.д. 147-153), а так же проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в размере 7 307 рублей 58 копеек, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 3 351 рубль 87 копеек, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (даты произведенного расчета истцом) по день фактического расчета включительно.

Сумма процентов (денежной компенсации) за недовыплаченную заработную плату, является в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации компенсационной выплатой, связанной с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, и в связи с этим исходя из положения п. 3, ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению. Таким образом, указанная сумма должна быть выплачена физическому лицу без удержания налога на доходы физических лиц. Однако сама компенсация должна начисляться на фактические суммы задержанных выплат, то есть на суммы выплат, оставшиеся после удержания НДФЛ.

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку судом установлен факт нарушения прав истца на своевременное получение денежного содержания в полном объеме, требование о взыскании компенсации морального вреда является производным требованием от требования о взыскании денежных средств, которые судом удовлетворяются частично, суд приходит к выводу, что требование истца о компенсации морального вреда подлежит частичному удовлетворению, исходя из обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненного работнику морального вреда, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, в размере 3000 рублей. В остальной части данного требования надлежит отказать.

Разрешая встречный иск, суд учитывает следующее. Из пояснений представителей Инспекции следует, что установленных трудовым законодательством ст. 137 Трудового кодекса Российской Федерации оснований для взыскания выплаченных истице в качестве оплаты труда (материальной помощи) денежных средств, в том числе счетной ошибки, вины работника в невыполнении норм труда, неправомерных действий работника, - не имеется, представленные ко встречному иску приказы о выплате материальной помощи работникам Инспекции за указанный во встречном иске период, в том числе Ивановой Т.Р., не отменялись. Доводы встречного иска о взыскании денежных средств основаны только на методологии расчета денежного содержания гражданского служащего на период отпуска (с учетом или без учета средств материального стимулирования). Учитывая данные обстоятельства, суд полагает, что какие-либо установленные законом основания для взыскания с Ивановой Т.Р. заявленных во встречном иске сумм отсутствуют, и в удовлетворении встречного иска надлежит отказать в полном объеме.

Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к числу которых, согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относятся расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы.

Распределение судебных расходов на оплату услуг представителя между лицами, участвующими в деле, регулируется положениями                      статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 указанной статьи стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно разъяснений, содержащихся в пунктах 12 и 13, 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" при неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ). Положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Понесенные истцом расходы на оплату услуг представителя подтверждаются квитанцией к приходному кассовому ордеру от 13.01.2022г. (т. 1, л.д. 154), согласно которой оплачено за услуги адвоката по ведению дела в суде 20000 рублей.

Суд считает необходимым взыскать в пользу истца в разумных пределах в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя 18000 рублей. Данная сумма является разумной, соответствующей характеру спора, сложности дела, объему защищаемого права, объёму выполненной представителем работы по подготовке документов, участию в судебном заседании, судом учитывается количество судебных заседаний по делу и их продолжительность, а также суд учитывает частичное удовлетворение заявленных требований, но без учета принципа пропорциональности, поскольку заявлены требования как имущественного, так и неимущественного характера (компенсация морального вреда).

Расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на счет государства.

Руководствуясь ст. 56, 98, 100, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 21, 22, 236, 237, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 6822 ░░░░░ 54 ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 485 ░░░░░░ 04 ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 737 ░░░░░░ 96 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 351 ░░░░░ 87 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 636 ░░░░░░ 30 ░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 7 307 ░░░░░░ 58 ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 737 ░░░░░░ 96 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 351 ░░░░░ 87 ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 636 ░░░░░░ 30 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 307 ░░░░░░ 58 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 351 ░░░░░ 87 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 3000 ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 18 000 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                           ░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2-238/2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░:

    ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░                                          ░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-238/2022 (2-1925/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванова Татьяна Рудольфовна
Ответчики
Межрайонная ИФНС России №12 по Тюменской области
Другие
Управление ФНС по Тюменской области
ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России"
Суд
Ишимский городской суд Тюменской области
Судья
Хромов Сергей Алексеевич
Дело на сайте суда
ishimskygor.tum.sudrf.ru
21.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2021Передача материалов судье
23.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2022Подготовка дела (собеседование)
26.01.2022Подготовка дела (собеседование)
09.02.2022Подготовка дела (собеседование)
09.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2022Судебное заседание
07.04.2022Подготовка дела (собеседование)
07.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2022Судебное заседание
26.05.2022Судебное заседание
02.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее