№ 2-109/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Астрахань 13 февраля 2019 года
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Колбаевой Ф.А.,
при секретаре ШалабаевойА.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курапкаева Смагулы Каралатовича к администрации муниципального образования «Город Астрахань» об обязании изъять недвижимое имущество, взыскании выкупной цены недвижимого имущества, убытков,
УСТАНОВИЛ:
Курапкаев С.К. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Астрахань» об обязании изъять недвижимое имущество, взыскании выкупной цены недвижимого имущества, убытков, указав в обоснование своих требований следующее.
Истцу на основании договора купли-продажи от <дата>. на праве собственности принадлежит комната <номер>, общей площадью 17,5 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Заключением Городской межведомственной комиссии от <дата> <номер> многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно распоряжению администрации МО «Город Астрахань» от <дата>. <номер>-р «Об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования «Город Астрахань» долей земельного участка, жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома (литер «А») по ул. Пороховая, д. 14 «б» в Советском районе» подлежат изъятию для муниципальных нужд МО «Город Астрахань» доли земельного участка (кадастровый <номер>), пропорциональные площади жилых помещений (в том числе помещения <номер> комнаты <номер>), из расчета общей площади земельного участка 2004 кв.м., и жилые помещения в многоквартирном доме, расположенные по адресу: <адрес>.
Письмом Управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» <номер> от <дата> истцу направлена выписка из отчета <номер>, выполненного ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз», согласно которому рекомендуемая рыночная стоимость недвижимого имущества, подлежащего оценке, составляет 716000 рублей, из которых:
- стоимость комнаты <номер>, площадью 17,5 кв.м - 617000 рублей,
- стоимость <данные изъяты> долей земельного участка, площадью 2004 кв.м. - 77000 рублей;
- размер ожидаемых убытков, причиняемых изъятием - 22000 рублей.
Истец с данным отчётом не согласился в части расчета стоимости имущества, подлежащего изъятию. Кроме того, полагает, что в отчете не учтена доля в праве на общее имущество.
В связи с этим истец обратился в ООО «Оценка и недвижимость», согласно отчету <номер> которого рекомендуемая рыночная стоимость недвижимого имущества, подлежащего оценке, составляет 897343 рубля, из которых:
- стоимость комнаты <номер>, площадью 17,5 кв.м - 645173 рубля;
- стоимость 41/5000 долей земельного участка, площадью 2004 кв.м - 85139 рублей.;
- стоимость 11/47 долей в праве на общее имущество - 130881 рубль;
- размер ожидаемых убытков, причиняемых изъятием - 38150 рублей.
Учитывая бездействие администрации МО «Город Астрахань», выразившееся в непринятии предусмотренных ст. 32 ЖК РФ мер и нарушении жилищных прав, истец просит обязать администрацию МО «Город Астрахань» изъять принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение – комнату <номер>, площадью 17,5 кв.м., в помещении 116, 41/5000 долей земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: <адрес>, и 11/47 долей в праве на общее имущество, путем выкупа недвижимого имущества по рыночной стоимости, прекратив за ним право собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества;
взыскать с Администрации муниципального образования «Город Астрахань» за счет средств бюджета МО «Город Астрахань» в его пользу в счет компенсации:
- стоимости изымаемого жилого помещения в виде комнаты <номер> помещения 116, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, сумму в размере 645173 (шестьсот сорок пять тысяч сто семьдесят три) рубля;
- стоимости 41/5000 долей земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: <адрес>, сумму в размере 85139 (восемьдесят пять тысяч сто тридцать девять) рублей;
- стоимости 11/47 долей в праве на общее имущество сумму в размере 130881 (сто тридцать тысяч восемьсот восемьдесят один) рубль;
- убытков, связанных с изъятием, в размере 38150 (тридцать восемь тысяч сто пятьдесят) рублей,
всего – 897 343 (восемьсот девяносто семь тысяч триста сорок три) рубля.
В судебное заседание истец Курапкаев С.К. не явился, извещен надлежаще, от его представителя Рабиновича С.М. поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Город Астрахань» участия не принимал, о дне слушания дела извещен надлежаще, согласно отзыву на иск администрация не оспаривает размер выкупной стоимости изымаемого имущества в соответствии с отчетом об оценке, представленным истцом в части оценки жилого помещения, доли земельного участка и убытков, связанных с изъятием, однако возражает против оценки доли в праве на общее имущество в размере 130881 рублей, в адрес суда поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель третьего лица Финансово-казначейского управления администрации МО «Город Астрахань» Абрамян Р.Т. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание представитель третьего лица Управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» не явился, извещен надлежаще, причина неявки суду не известна.
Учитывая надлежащее извещение, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч.2 ст.32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из ч.4 ст.32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно ч.6 ст.32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Как установлено ч.7 ст.32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Как установлено ч.9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч.9 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу ч.1 ст.11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с ч.1 ст.279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок (ч.2).
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (ч.3).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (ч.6).
В соответствии с ч.1 ст.281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Согласно ч. 5 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
В соответствии с п. 13 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ, возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации.
Согласно ч.1 ст.56.7 Земельного кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:
1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;
3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;
4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;
5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;
7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;
8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
В соответствии с ч.1 ст.56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса.
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В соответствии с п.22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Судом установлено, что Курапкаеву С.К. на основании договора купли-продажи от <дата>. на праве собственности принадлежит комната <номер>, общей площадью 17,5 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, помещение 116, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 30-<номер> от <дата>., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Заключением Городской межведомственной комиссии от <дата> <номер>, распоряжением Администрации г. Астрахани <номер> от <дата> «О дальнейшем использовании многоквартирного дома литера «А» по ул. Пороховой, 14б в Советском районе» многоквартирный дом литер «А», расположенный по <адрес> в <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения граждан до <дата>.
Распоряжением Администрации МО «Город Астрахань» <номер> от <дата> «Об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования «Город Астрахань» долей земельного участка, жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома (литер «А») по ул. Пороховая, д. 14 «б» в Советском районе» подлежат изъятию для муниципальных нужд МО «Город Астрахань» доли земельного участка (кадастровый <номер>), пропорциональные площади жилых помещений (в том числе помещение <номер> комнаты <номер>), из расчета общей площади земельного участка 2004 кв.м., и жилые помещения (в том числе помещение <номер> комнаты <номер>) в многоквартирном доме (литер «А»), расположенные по адресу: <адрес>.
Кроме того, вышеуказанным распоряжением Управлению муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» необходимо направить правообладателям проекты соглашений об изъятии недвижимого имущества и заключить их в случае согласия собственника с условиями соглашения и предложениями о размере возмещения.
Проект соглашения об изъятии недвижимости органом местного самоуправления в адрес истца не направлен, в связи с чем, Курапкаевым С.К. направлен запрос в Управление муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» о предоставлении информации о проводимой работе по исполнению распоряжения <номер> и направлении ему отчета об оценке выкупаемого имущества и связанных с этим расходов, а также проект соглашения об изъятии.
Письмом Управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» <номер> от <дата> истцу направлена выписка из отчета <номер>, выполненного ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз», согласно которого рыночная стоимость недвижимого имущества, подлежащего оценке, составляет 716000 рублей, из которых:
- стоимость комнаты <номер> <адрес>, площадью 17,5 кв.м - 617000 рублей,
- стоимость 15/2493 долей земельного участка, площадью 2004 кв.м. - 77000 рублей;
- размер ожидаемых убытков, причиняемых изъятием - 22000 рублей.
Истец, не согласившись с данным отчетом в части расчета стоимости имущества, подлежащего изъятию, а также с тем, что в отчете не учтена доля в праве на общее имущество, по собственной инициативе обратился в ООО «Оценка и Недвижимость» для оценки принадлежащего ему недвижимого имущества и определения размера убытков, связанных с изъятием недвижимого имущества.
Согласно заключению Астраханского филиала ГП «Управление технической инвентаризации» <номер> от <дата>, общая площадь комнаты <номер>, расположенной по адресу: <адрес>, помещение <номер>, составляет 17,5 кв.м. Данная комната расположена на 3-м этаже, общая площадь мест общего имущества которого составляет 30,6 кв.м.; доля в праве на общее имущество пользователей комнаты <номер> равна 11/47 доли, что составляет 7,1 кв.м. площади мест общего имущества помещения <номер>.
В соответствии с отчетом об оценке ООО «Оценка и Недвижимость» <номер> от <дата> рыночная стоимость комнаты <номер> в помещении <номер> в многоквартирном доме, 41/5000 долей земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, и 11/47 долей в праве на общее имущество, с учетом размера ожидаемых убытков, причиненных собственникам изъятием, составляет 897343 рубля, из которых:
- стоимость изымаемого жилого помещения в виде комнаты <номер> помещения 116, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, составляет 645173 рубля;
- стоимость 41/5000 долей земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: <адрес>, - 85139 рублей;
- стоимость 11/47 долей в праве на общее имущество - 130881 рубль;
- убытки, связанные с изъятием, в размере 38150 рублей
Определяя рыночную стоимость спорного имущества, суд принимает во внимание в качестве достоверного доказательства отчет об оценке ООО «Оценка и Недвижимость» <номер> от <дата>, поскольку он отражает реальную рыночную стоимость спорной комнаты в помещении в многоквартирном доме и доли земельного участка, оценщиком произведен анализ рынка недвижимости в г.Астрахани. Оценщик <ФИО>6 является членом в саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», имеет диплом о профессиональной переподготовки по программе «Оценка собственности: оценка стоимости предприятия (бизнеса)». При составлении отчета оценщик руководствовался действующими федеральными стандартами оценки и методическими руководствами.
Таким образом, экспертное заключение отвечает требованиям по содержанию отчета об оценке объекта, предусмотренные ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Каких-либо объективных данных, позволяющих усомниться в обоснованности представленного истцом отчета о рыночной стоимости комнаты <номер> в помещении <номер>, ответчиком не представлено, конкретных доводов и доказательств о явном завышении размера выкупной стоимости изымаемого имущества не представлено.
При таких обстоятельствах, отчет об оценке ООО «Оценка и Недвижимость» суд принимает за основу.
При этом вопреки требованиям ч.1 ст.56 ГПК РФ альтернативное заключение (отчет), опровергающие выводы отчета истца, ответчик в суд не представил, ходатайств о назначении экспертизы не заявлял.
В силу вышеприведенных правовых норм жилищного и земельного законодательства, выкупная стоимость комнаты и земельного участка, изымаемых для государственных или муниципальных нужд, должна определяться на день, предшествующих дню принятия решения об изъятии имущества, поскольку изменение стоимости имущества после указанной даты не подлежат учету при определении выкупной стоимости изымаемого имущества.
Из содержания приведенных норм права и правовой позиции, изложенной Постановлением Пленума ВС №14 от 02.07.2009, следует, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится в рамках определенной процедуры, которая в данном случае, как установлено судом, соблюдена не была, выписка из отчета была направлена ответчиком после обращения истца.
Правила оценки доказательств установлены в ст.67 ГПК РФ, в соответствии с которыми суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, поскольку положениями статей 36-38 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок), стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что отдельно стоимость земельного участка при выкупе жилого помещения не определяется, ибо предназначен он для обеспечения возможности пользования жилым помещением, суд полагает, что при определении выкупной цены необходимо учитывать рыночную стоимость принадлежащей истцам доли в праве общей собственности на земельный участок под домом.
Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований в части взыскания стоимости 11/47 долей в праве на общее имущество являются несостоятельными, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами и противоречат нормам жилищного законодательства.
Суд, оценивая представленные доказательства, приходит к выводу, что отчет об оценке от ООО «Оценка и Недвижимость» <номер> от <дата>, представляется более подробным и обоснованным, и соответствующим ценам, сложившимся на недвижимость на территории г. Астрахани, содержащиеся в нем выводы отвечают требованиям ст. ст. 55,56 ГПК РФ, в связи с чем принимаются судом за основу для определения размера компенсации.
Учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что истец, с целью соблюдения жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, имеет право требовать выкупа жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что требования истца об обязании изъять недвижимое имущество, взыскании выкупной цены недвижимого имущества, убытков законны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-214 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Исковые требования Курапкаева Смагулы Каралатовича к администрации муниципального образования «Город Астрахань» об обязании изъять недвижимое имущество, взыскании выкупной цены недвижимого имущества, убытков, – удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Астрахань» изъять принадлежащее Курапкаеву Смагуле Каралатовичу на праве собственности жилое помещение – комнату <номер>, площадью 17,5 кв.м., в помещении 116, 41/5000 долей земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: <адрес>, и 11/47 долей в праве на общее имущество, путем выкупа недвижимого имущества по рыночной стоимости, прекратив за Курапкаевым Смагулой Каралатовичем право собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Астрахань» за счет средств бюджета МО «Город Астрахань» в пользу Курапкаева Смагулы Каралатовича в счет компенсации:
- стоимости изымаемого жилого помещения в виде комнаты <номер> помещения 116, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, сумму в размере 645173 (шестьсот сорок пять тысяч сто семьдесят три) рубля;
- стоимости 41/5000 долей земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: <адрес>, сумму в размере 85139 (восемьдесят пять тысяч сто тридцать девять) рублей;
- стоимости 11/47 долей в праве на общее имущество сумму в размере 130881 (сто тридцать тысяч восемьсот восемьдесят один) рубль;
- убытков, связанных с изъятием, в размере 38150 (тридцать восемь тысяч сто пятьдесят) рублей,
Всего – 897 343 (восемьсот девяносто семь тысяч триста сорок три) рубля.
Судья Ф.А. Колбаева
Решение в окончательной форме вынесено <дата>.
Судья Ф.А. Колбаева