Дело № 2а-673/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2018 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Гатиной Э.М., рассмотрев в предварительном судебном заседании в г. Лысьве административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 6 по Пермскому краю к Топову Александру Валентиновичу о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС № 6 по Пермского краю обратилась в суд с иском к Топову А.В. о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 14 443 руб. 26 коп.
В обоснование заявленных требований истец указал, что административным истцом в 2015 году была проведена выездная проверка административного ответчика по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) за период с 01.01.2012 по 31.12.2014. В ходе проверки установлено, что административный ответчик в проверяемом периоде получил доход от аренды собственного транспорта за 2013г. и за 2014г. в сумме 4 448 700 руб. Однако, указанный доход не был включен административным ответчиком в налоговую базу, ответчик не задекларировал данный доход, и соответственно, с указанной суммы им не был уплачен НДФЛ. По результатам проверки административным истцом вынесено решение № 14 от 30.09.2015, которым административному ответчику начислен НДФЛ с полученного дохода в размере 578331 руб., пени в связи с несвоевременной уплатой налога в сумме 30057 руб. 70 коп., а также он привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений по ст.119 НК РФ к штрафу в сумме 153455 руб. 25 коп. и по ч.1 ст. 122 НК РФ к штрафу в сумме 115666 руб. 20 коп. В связи с неисполнением ответчиком требования от 16.11.2015 об оплате налога и санкций, административный истец обратился в суд. Решением Лысьвенского горсуда от 31.03.2016 с административного ответчика взыскана недоимка по налогу, штрафы и пени. За несвоевременную уплату данной задолженности по налогу налоговым органом в соответствии с ст. 75 НК РФ были начислены пени. В соответствии со ст. 70 НК РФ ответчику было выставлено требование об уплате пени. Требование ответчиком исполнено не было. С учетом данных обстоятельств представитель административного истца просит взыскать с ответчика недоимку по пени.
В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС № 6 по Пермского краю не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Топов А.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, поскольку полагает, что задолженность по налогам и пени им уплачена в полном объеме.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Так, в соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу ст. 227 НК РФ, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики:
1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ч. 1 ст. 224 и 216 НК РФ, налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п.1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6 ст.69 НК РФ). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.4 ст. 69 НК РФ в ред. от 27.07.2010г.).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в период с 22.07.2015 по 20.08.2015 Межрайонной ИФНС России № 6 по Пермскому краю была проведена налоговая выездная проверка в отношении налогоплательщика Топова А.В. по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты НДФЛ за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проверки решением Межрайонной ИФНС России № 6 по Пермскому краю № 14 от 30.09.2015 Топову А.В. был начислен НДФЛ с указанных сумм, в том числе: за 2013г. – 177450 руб. и за 2014г. – в сумме 400 881 руб., в связи с несвоевременной уплатой НДФЛ начислены пени в размере 30057 руб. 70 коп., также налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п.1 ст. 119 НК РФ к штрафу в размере 153 455 руб. 22 коп. и по п. 1 ст. 122 НК РФ к штрафу в размере 115666 руб.20 коп.
Решением Лысьвенского горсуда от 31.03.2016 с Топова А.В. взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2013г. и 2014 г. в размере 573 331 рубль, пени на недоимку по налогу на доходы физических лиц в размере 30057 рублей 70 копеек и штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 134560 рублей 72 копейки и п.1 ст. 119 НК РФ в сумме 76727 рублей 62 копейки.
Как следует из материалов дела 2а-504/2017 г. в отношении Топова А.В., указанное выше решение суда о взыскании недоимки, штрафа и пени исполнено административным ответчиком в полном объеме 14.03.2017.
В силу ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку ответчик в добровольном порядке сумму налога, штрафа и пени не уплатил, в соответствии со статьей 75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени за период с 01.04.2016 по 30.06.2016 в размере 14 443,26 руб.
Основания и порядок принудительного взыскания налога с физического лица установлены статьей 48 НК РФ.
Так, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требованиеоб уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, требование об уплате пени было направлено в адрес административного ответчика 18.05.2016 на сумму 8 136,62 рубля с установлением срока оплаты до 07.06.2016 и 12.07.2016 на сумму 6306 рублей 64 коп. с установлением срока оплаты до 01.08.2016.
В соответствии с ст. 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, в силу ст. 6.1, 48 НК РФ с иском о взыскании налога с ответчика по требованию от 18.05.2016 года налоговый орган был вправе обратиться в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, то есть до 07.12.2016, а по требованию от 12.07.2016 – до 01.02.2017.
Как указано судом выше, требование о том, что исковое заявление о взыскании налога подается налоговым органом в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, установлено пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ. Той же статьей предусмотрено, что срок подачи заявления может быть восстановлен судом в случае, если он был пропущен по уважительной причине.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Анализ вышеуказанных норм Налогового Кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Данная позиция подтверждена разъяснением Верховного суда в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ", согласно которой при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, а в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Принудительное же взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 года N 479-0-0). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Суд считает, что оснований для восстановления пропущенного срока не имеется, поскольку каких-либо доказательств своевременного принятия налоговым органом мер к принудительному взысканию пени, в ходе судебного заседания не представлено. Более того, причин, которые объективно препятствовали своевременному обращению в суд в течение всего срока, предусмотренного для этого законом, административный истец не привел.
Согласно ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая, что доказательств соблюдения налоговым органом порядка и сроков для взыскания пени, установленных законодательством о налогах и сборах, уважительных причин пропуска срока обращения в суд представлено не было, основания для удовлетворения требований о взыскании с административного ответчика пени отсутствуют.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Межрайонной ИФНС России № 6 по Пермскому краю в удовлетворении административного искового заявления к Топову Александру Валентиновичу о взыскании пени отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Копия верна.
Судья: