Судья: Р.А. Львов Дело № 7 - 311/2019 г.
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
6 марта 2019 года город Казань
РЎСѓРґСЊСЏ Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан Р .Рњ. Нафиков, РїСЂРё секретаре судебного заседания Р .Р . Галиевой, рассмотрев РІ открытом судебном заседании дело РѕР± административном правонарушении РїРѕ жалобе управляющего Р .Рђ. Галямова – законного представителя общества СЃ ограниченной ответственностью "Нефтехимагропром" РЅР° постановление СЃСѓРґСЊРё Нижнекамского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 15 января 2019 РіРѕРґР°, проверив материалы дела, изучив РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, заслушав объяснения Р.Р . Сабирова – представителя общества СЃ ограниченной ответственностью "Нефтехимагропром" Рё представителя Управления Роспотребнадзора РїРѕ Республике Татарстан (Татарстан) Р .Рњ. Рзиятуллина,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
постановлением судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 15 января 2019 года, общество с ограниченной ответственностью "Нефтехимагропром" (далее по тексту – общество) привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, представитель общества Р.А. Галямов просит постановление судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить.
Оснований для удовлетворения жалобы не имеется в связи со следующим.
В силу статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
Согласно статье 1 Закона об отходах отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона об отходах юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно пункту 4.4 СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), объекты складирования отходов производства и потребления предназначаются для длительного их хранения при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения на весь период их эксплуатации и после закрытия.
Как усматривается из материалов дела, основаниями для привлечения общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении нарушения норм экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно допущение факта горения полигона утилизации полимерных и резинотехнических отходов на площади 6000 м2 (общая площадь 10000 м2, площадь возгорания 2000м2), расположенного в двух километрах южнее от села Прости Нижнекамского района Республики Татарстан. Полигон расположен на земельном участке с кадастровым номером 16:30:00000:1594, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, входит в состав государственных земель и относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения. Между ООО "Нефтехимагропром" и Управлением земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан был заключен договор аренды указанного земельного участка №01-13-139 от 27 мая 2013 года сроком на 5 лет. Срок действия данного договора с 29 апреля 2013 года до 29 апреля 2018 года. По истечении срока договора аренды, земли не возвращены Управлению земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Согласно результатов анализов проб, отобранных филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан" в Нижнекамском районе и городе Нижнекамск Республики Татарстан, обнаружено превышение предельно допустимой концентрации по содержанию:
- оксида углерода до 1,4 раза (ПДК 5 мг/м3, фактически 6,2 и 6,9 мг/м3);
- оксида азота до 1,2 раза (ПДК 0,4 мг/м3, фактически 0,46 и 0,476 мг/м3);
- диоксида серы до 1,3 раза (ПДК 0,5 мг/м3, фактически 0,59 и 0,64 мг/м3).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности судья городского суда установил, что обществом допущены нарушения норм экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Действия общества квалифицированы по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае судьей городского суда установлено, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При вынесении постановления судья городского суда принял во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определил фактические и юридически значимые обстоятельства и указал обоснованную правовую мотивировку о виновности общества в совершении правонарушения, предусмотренного 8.2consultantplus://offline/ref=D2BC8C12E03205538D4D97D8E25B69E68FF96A50765C9C3F262888C1917C971209B9ED792A971A6B2720FDD8CB11D4347D65C29424331B514DgCK Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы о виновности общества в инкриминируемом правонарушении, в жалобе не приведено.
Принцип презумпции невиновности судьей городского суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу общества, не усматривается, наказание назначено в соответствии с положениями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и оснований для отмены либо изменения постановление судьи городского суда не имеется.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Срок давности и порядок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Доводы заявителя об отсутствии деятельности по обращению с отходами на территории земельного участка юридически значимыми по настоящему делу не являются.
В силу положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно положениям части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость форма вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Согласно частям 1,2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Рти данные устанавливаются протоколом РѕР± административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, Р° также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. РќРµ допускается использование доказательств, полученных СЃ нарушением закона.
Согласно материалам дела, свалка промышленных отходов РЅР° указанном земельном участке относиться Рє арендуемым землям общества СЃ ограниченной ответственностью "Нефтехимагропром" (Р».Рґ.40-43). Рекультивация проводилась СЃ 2009 РіРѕРґР° юридическим лицом - обществом СЃ ограниченной ответственностью РџРљР¤ "РкоФонСервис", РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ РћРћРћ "Нефтехимагропром" (Р».Рґ.34-36).
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность по недопущению нарушения земельного законодательства, заявителем не представлено.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы РЅРµ содержат правовых аргументов, ставящих РїРѕРґ сомнение законность Рё обоснованность обжалуемого судебного постановления, направлены РЅР° переоценку имеющихся РІ деле доказательств, которые были исследованы судьей РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РїСЂРё рассмотрении дела РѕР± административном правонарушении Рё получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, обжалуемый судебный акт является обоснованным, все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выяснены и приведены доказательства в подтверждение выводов об установленных обстоятельствах дела.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Р• РЁ Р Р›:
постановление судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 15 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нефтехимагропром" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Татарстан или его заместители.
Судья: Р.М. Нафиков